Ученые нашли японскую подлодку-авианосец
Ученые из Гавайского университета в Маноа обнаружили японскую дизель-электрическую подводную лодку ─ авианосец типа I-400, известного также как тип «Сентоку», затопленную американскими военными в 1946 году. Как сообщает Reuters, останки корабля были обнаружены в августе 2013 года к юго-западу от побережья острова Оаху на глубине 701 метра. Подлодку обнаружили случайно во время обследования океанского дна.
Несмотря
на то, что корабль был обнаружен почти четыре месяца назад, решение о
обнародовании информации о находке было принято только сейчас. С момента
находки подлодки Национальное управление океанических и атмосферных
исследований США проводило консультации с американским Государственным
департаментом и представителями правительства Японии, пишет Лента.ру
Подводные лодки типа «Сентоку» были спроектированы в 1943 году. Для того времени эти корабли были одними из самых технически совершенных. Например, на одной заправке подлодка могла совершить полтора кругосветных плавания. Кроме того, на подлодках типа I-400 базировались по три бомбардировщика Aichi M6A Seiran со складными крыльями. Самолеты могли взлетать при помощи рельсов и стартовой катапульты спустя несколько минут после всплытия.
Водоизмещение подлодок типа I-400 составляло 6,56 тысячи тонн при длине 122 и ширине 12 метров. Корабли были вооружены артиллерийским орудием калибра 140 миллиметров и десятью зенитными артиллерийскими установками калибра 25 миллиметров. Подлодки также были оснащены восемью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра с боезапасом на 20 торпед.
Подлодки типа «Сентоку» должны были принять участие в нанесении ударов по американским фортификационным сооружениям и шлюзам в Панамском канале. Японские власти рассчитывали, что эти удары позволят прервать снабжение американских кораблей в Тихом океане. Были проведены тренировочные учения с участием подлодок и бомбардировщиков Seiran, однако нападение на Панамский канал не состоялось - Япония капитулировала раньше.
Изначально Япония планировала построить и принять на вооружение 18 подводных лодок типа «Сентоку», но затем решила ограничиться девятью кораблями. При этом реально были построены только три корабля (I-400, I-401 и I-402); от строительства четвертого (I-403) японские власти отказались в 1943 году, а постройка пятого и шестого (I-404 и I-405) была остановлена в 1945 году. I-404, спущенная на воду в июле 1944 года, затонула недалеко от верфи после авианалета ВВС США в июле 1945 года.
I-403 и I-405 были пущены японскими властями на слом. Выполнявшие боевые задачи в ходе Второй мировой войны подлодки I-400, I-401 и I-402 в августе 1945 года сдались американским военным и были отбуксированы в Перл-Харбор для изучения. После изучения I-400 использовалась в качестве учебной мишени и была потоплена в мае 1946 года во время учений американской подводной лодкой «Трампетфиш» типа «Балао».
Остальные два корабля ВМС США затопили в апреле и мае 1946 года, причем место их затопления не раскрывалось. I-401 была обнаружена гавайскими учеными в 2005 году у побережья Оаху. Следует отметить, что японские корабли типа «Сентоку» были крупнейшими в мире подводными лодками и оставались таковыми вплоть до появления атомных субмарин.
Подводный авианосец в компьютерной графике
H.I.J.M.S. I-400 и ее сестры
Во многих отношениях подводная лодка H.I.J.M.S. I-400 и ее сестры на
десятилетия обогнали свое время. Они были крупнейшими подводными лодками
в мире и оставались в этом звании вплоть до 60-70-х годов, когда
появились атомные подводные ракетоносцы гигантских размеров. Однако
насколько мне известно, если говорить о дизель-электрических субмаринах,
японские остаются непревзойденными до сих пор. На палубе японских
гигантов возвышались огромные ангары длиной около 34 метров и диаметром 4
метра, в них находились самолеты-бомбардировщики. Япония в конце войны
сотворила техническое чудо и построила первые и наверное, единственные в
мире подводные авианосцы. Чудо с военной точки зрения хотя и
бессмысленное, но все-таки чудо. Лодки были оборудованы шноркелем
(устройством вроде перископа, для обеспечения воздухом дизелей при
следовании в подводном положении), радиолокационной станцией,
детекторами работающих вражеских РЛС, и огромными топливными танками, с
запасом топлива, позволяющим лодкам пройти без дозаправки 37500 миль –
то есть, полтора раза обойти вокруг Земли. На вооружении были 8
торпедных аппаратов, 140-мм орудие, 25-мм зенитным орудие, три строенных
пулеметных установки. Главное оружие, три торпедоносца-бомбардировщика
М6А1 Шейран (Гроза среди ясного неба), размещались в ангаре, они
запускались катапультой на верхней палубе и были сконструированы и
построены специально для этих лодок. Самолеты имели длину 11 метров,
размах крыльев 12.4 метра, бомбовая нагрузка 800 килограмм, радиус
действия 654 мили. Японцы впрочем, не были бы японцами, если бы не
предусмотрели и другой вариант увеличения дальности действия – при
необходимости, если так сказать Родина прикажет, к самолетам крепились
дополнительные топливные баки и они могли поражать цель на максимальном
расстоянии более 1500 миль, и при этом погибали сами. Самолеты были
амфибийными, то есть с поплавками, в ангаре хранились с отсоединенными
поплавками и сложенными крыльями. При возвращении с задания самолет
приводнялся как обычный амфибийный, и затем мощным краном поднимался на
борт. Присобачить на подводную лодку взлетно-посадочную полосу, то есть
создать авианосец в полном смысле этого слова, не удалось даже японцам…
Опытный технический персонал мог подготовить самолет к вылету за 7
минут. За ангаром в межкорпусном пространстве по правому борту было
оборудовано помещение для ремонта и опробывания самолетных моторов, еще
одно помещение было арсеналом, где хранились 4 самолетные торпеды, 15
бомб и боеприпасы для пушек и пулеметов. Боеприпасы для палубных
артиллерии и пулеметов хранились в герметических контейнерах на верхней
палубе.
В двойном корпусе лодки разместили каюты и спальные места на 145
человек, но в реальности экипаж был больше. Когда H.I.J.M.S. I-400
сдалась военно-морским силам США, на ее борту было 213 человек, пленные
сказали, что обычно было 220. Как показал опыт, именно такое количество
людей на борту могло обеспечить максимально быструю подготовку лодки к
запуску самолетов, от момента всплытия до запуска всех трех самолетов
проходило всего 45 минут. Дальность плавания лодки и дальность полета
самолетов позволяли ей нанести удар по Панамскому каналу или
Сан-Франциско, по Нью-Йорку или Вашингтону. Все варианты таких ударов
рассматривались, планировались и расчитывались стратегами в Токио.
Проектирование и строительство лодок велись в обстановке строжайшей
секретности, строительство всей серии завершилось в конце 1944 года.
Лодки были сведены в дивизион №1, который возглавил капитан Тацуносуке
Аризуми:
H.I.J.M.S. I-13, командир Охаши, 2 самолета;
H.I.J.M.S. I-14, командир Цурузо Шимицу, 2 самолета;
H.I.J.M.S. I-400, командир Тошио Кусака, 3 самолета
H.I.J.M.S. I-401, командир Шинсей Намбу, 3 самолета.
10 самолетов, базировавшихся на лодках, были сведены в ударную эскадрилью №2.
Первым заданием дивизиона должна была стать операция по сверхсекретному
плану, разработанному в Главштабе ВМФ Японии, инициатором и главным
разработчиком которого был заместитель начальника штаба вице-адмирал
Исабуро Одзава. План предвосхищал фильмы-ужасы Голливуда, предполагалось
нанести удары по наиболее густонаселенным районам Тихоокеанских
островов и Западного побережья США бактериологическим оружием – крысами и
насекоммыми, зараженными микробами бубонной чумы, холеры, тифа и других
эпидемических заболеваний. Микробы и разносчики, а также технология их
распространения, были выведены и разработаны в печально известной
лаборатории генерала Ишии, в Харбине, Манчьжурия, и успешно опробованы
на китайцах и европейцах.
Однако среди японских стратегов и высшего военного руководства далеко не
все были безумцами, 26 марта 1945 года начальник Генштаба Сухопутных
сил Японии, генерал Йоширо Умедзу, заложил на план этой операции запрет,
пояснив разошедшемуся адмиралу Одзава, что «бактериологическая война не
будет войной против США, она превратится в войну против всего
человечества».
Были выбраны альтернативные планы, обычные бомбовые удары либо по
Сан-Франциско, либо по Вашингтону и Нью-Йорку, либо по Панамскому
каналу. Остановились как и следовало ожидать, на панамском варианте.
Удары по крупнейшим городам США имели бы чисто психологический,
пропагандистский характер – ну, какой вред могли нанести огромным
городам пять-десять беспорядочно сброшенных бомб? А вот удар по трем
шлюзам Гатун Панамского канала, приведи он к их разрушению, имел бы
серьезные последствия, так как Панамский канал закрылся бы на недели и
даже месяцы, что в свою очередь, осложнило бы военные действия США и в
Тихом и в Атлантическом океанах.
К тому времени, весне 1945 года, Япония уже находилась в отчаянном
положении, нехватало всего, и в первую очередь горючего. Для боевого
похода дивизона к Панамскому каналу и возвращения требовалось по 1600
тонн дизтоплива каждой лодке, в военно-морской базе Куре, где стоял
дивизион, такого количества топлива просто не было. За ним отрядили
I-401, она должна была преобразиться на время из подводного авианосца в
подводный танкер и доставить горючее в Куре из Дайрен, Манчьжурия. Лодке
не повезло, 2 апреля во Внутреннем Японском море она столкнулась с
одной из многочисленных мин, которыми без устали начиняли воды Японии
американские Б-29. Поврежденная взрывом мины лодка вернулась в базу и
встала в ремонт, топливо удалось доставить ее сестре, лодке I-400. К
началу июня все лодки наконец, были полностью готовы к походу, на них
даже установили, для маскировки, фальшивые дымовые трубы. Дивизион
проследовал Японским морем и проливом Цусима в бухту Нанао, западное
побережье острова Хонсю, где должен был тщательно подготовиться к
будущей атаке, для чего даже построили полномасштабные модели шлюзов
Гатун. Удалось сделать несколько учебных атак, однако подготовка была
проведена далеко не в полном обьеме, по причинам опять же, отчанной
ситуации страны – кругом мины, постоянные авианалеты американцев,
нехватка всего самого необходимого и прежде всего топлива, в том числе
самолетного.
Офицеры лодки перед выходом в последний поход
Впрочем, и той подготовки не потребовалось. Положение Японии ухудшалось
настолько быстро, что от удара по Панамскому каналу пришлось отказаться.
В Тихом океане подтягивались к берегам священной Ямато более 3000
кораблей и судов США и союзников, готовясь к операции Олимпик –
вторжению на Японские острова. Можно было бы полностью уничтожить все
шлюзы Панамского канала и для верности забросать его землей, на действия
противников Японии это уже никак не повлияло бы. Поэтому Первому
Дивизиону срочно придумали новое задание – идти к атоллу Улихи и
атаковать сконцентрировашийся там флот вторжения. Командир дивизиона
попытался было настоять на ударе по каналу, но ему, в японском стиле и
духе, обьяснили, что «нет смысла тушить огонь на горе Фудзияма, если он
уже лижет рукава твоего кимоно».
В соответствии с новым приказом, I-13 4 июля перешла на базу Оминато, на
северной оконечности Хонсю. Там она взяла на борт два разведочных
самолета C6N2 Акадзимо Аягумо (Пестрое Облако), и отправилась к атоллу,
пройдя проливом Цугару. 14 июля вслед за ней отправилась I-14, а 23-го
из Оминато вышле последние две лодки Дивизиона, I-400 и I-401, каждая
своим курсом. Рандеву было назначено в точке к юго-востоку от Улихи,
через три недели.
На этом своем пути первого и последнего боевого задания погибла I-13,
предположительно ее потопил эсминец Lawrence C. Taylor (DE-415) и
патрульные самолеты эскортного авианосца U.S.S. Anzio (CVE-57). Не очень
везло и другим лодкам. I-401 попала в сильный шторм, на I-400 короткое
замыкание закончилось пожаром. 4 августа I-14 зашла в Трук, немногий из
оставшихся у Японии форпостов на Тихом океане. Она должна была доставить
к атоллу разведочные самолеты, уже упоминавшиеся Аягуми, именно на
основе собранных ими данных должны были осуществляться самоубийственные
атаки остатков японского флота на гигантскую мощь США и союзников. В
атаке должны были принять участие не только лодки Первого Дивизиона, но и
обычные, с человеко-торпедами на борту, т.н. Кайтен.
Но и тут японцам не повезло. Трук стал чем-то вроде полигона для новых
самолетов Б-29, подтягиваемых к Японии через Гуам. На Труке разбомбили и
в щепки разнесли все, что смогли, в том числе и разведсамолеты. Чем бы
эта авантюра кончилась, неизвестно, но 15 августа божественный император
Хирохито вдруг взял, и обьявил о капитуляции страны Восходящего Солнца.
Император проявил истинную заботу о стране и народе, но многие военные,
потомственные так сказать, самураи, никак не могли с этим смириться.
Чуть было не взбуновался и командир Первого дивизиона. Однако ничего у
него, к счастью, не получилось, и после военного совета со своими
подчиненными он, скрипя зубами и грохоча мечом, приказал повесить на
флагштоках черные флаги, знак сдачи в плен. Все документы сожгли,
уничтожили прочие уничтожаемые секреты, выпустили все торпеды, а
самолеты запустили с катапульт – в море, где они и нашли свой конец.
Американцы так до самого конца и не узнали о существовании лодок проекта
I-400, они познакомились с лодками только после капитуляции, уже на
базе в Сасебо. Тем временем, появилась новая угроза. СССР потребовал
передать ему все лодки или часть, желательно все. Американцы, когда
угроза захвата русскими одной из лодок стала слишком большой, потопили
ее вблизи Нагасаки, операцию красноречиво назвали Конец пути. Это была
I-401. СССР не унимался, ведь оставались еще две лодки. Так как к тому
времени уже было понятно, что союзничек, СССР, оказался как бы не хуже
недавних врагов, оставшиеся две лодки решели перевести на Гавайи.
Перевели, но Москву это не успокоило. Делать нечего, пришлось потопить и
оставшиеся две, I-14 и I-401, в Тихом океане вблизи Оаху, Гавайи. Их не
просто потопили, а решив извлечь хоть какую-то выгоду, топили торпедам,
использовав в качестве мишеней.
Характеристики лодки I-401
Вступила в строй: 8 января 1945
Спустила флаг: 29 августа 1945 года сдалась в плен кораблю ВМС США USS Segundo
31 мая 1946 года потоплена в качестве мишени вблизи Перл-Харбор
Водоизмещение: 5307 тонн в надводном положении, 6665 тонн в подводном.
Длина 122 метра
Ширина 12 метров
Осадка 7 метров
4 дизеля по 7700 л.с. (5700 kW); 4 электромотора по 2400 л.с. (1800 kW)
Скорость 18.75 узлов в надводном положении, 6.5 узла в подводном.
Автономность плавания 37500 миль при скорости 14 узлов
Макс глубина погружения на испытаниях 100 метров
Экипаж штатный 144 чел
Вооружение: 8х533 мм носовых торпедных аппаратов, 20 торпед Тип 95
Одно палубное орудие 140 мм
Три строенных установки 25 мм пулеметов
Одно зенитное орудие 25 мм
3 самолета Аичи М6А1 Шейран
Идея была такой...
Авианосцы в американском плену
Самые быстрые подводные лодки 2-й мировой – серия I-200
В 1938 году Императорский Военно-Морской Флот Японии создал
экспериментальную скоростную подводную лодку с целью оценить перспективы
таких лодок. Лодку назвали, в целях секретности, очень просто – Корабль
№71. При надводном водоизмещении всего 230 тонн и длине 43 метра, она
показала потрясающую для того времени скорость под водой – более 21
узла. Проект Корабля №71 лег в основу создания серии лодок I-200. В 1942
году военные всего мира поняли, что для успешной борьбы с
противолодочными силами противника и выполнения боевых задач по
уничтожению транспортов и кораблей, подводным лодкам требуются высокая
подводная скорость, малошумность и увеличение длительности и дальности
плавания под водой. Понимание пришло по мере накопления боевого опыта и
самое главное, бурного развития средств борьбы с подводными лодками,
особенно наглядно продемонстрированного союзниками весной-летом 1943
года в Атлантике. Главштаб ВМФ Японии потребовал от инженеров,
конструкторов и кораблестроителей создать для ВМФ подводную лодку,
имеющую высокую подводную скорость. Планировалось, что серия таких лодок
будет построена и вступит в строй в 1945 году, проект назвали «Корабли
№№4501-4523». Генштаб оформил свой запрос приказом за номером 295,
датированным 29-м октября 1943 года. От лодки потребовали развивать
подводную скорость 25 узлов, позже, из чисто практических соображений,
снизили требование до 20 узлов. Чтобы выполнить требования адмиралов,
конструкторам пришлось сделать следующее:
- принять однокорпусную конструкцию, отказавшись от общепринятой двухкорпусной (прочный и легкий корпуса);
- разместить главную балластную цистерну выше, чем на обычных лодках, чтобы повысить центр тяжести;
- придать корпусу сглаженные обтекаемые формы для уменьшения сопротивления воде;
- сделать рубку как можно меньше, убрать с верхней палубы орудия,
заменить деревянный настил металлическим – также для уменьшения
сопротивления;
- установить шноркель;
- установить больших чем обычно размеров горизонтальные рули.
В результате получилась лодка со стремительными обтекаемымим обводами, с
огромным по сравнению с обычными лодками количеством аккумуляторов. Она
развивала скорость 19 узлов, вдвое выше, чем современные ей лодки
американской или иной конструкции. Глубина погружения 110 метров, на
вооружении были 10 торпед Тип 95, 4х533мм торпедных аппарата. На верхней
палубе имелись два убирающихся зенитных орудия калибром 25мм. Лодки
проектировались с расчетом на дальнейшее массовое производство, секции
должны были строить на крупных заводах и затем свозить на верфи для
сборки.
Американцам достались три лодки этой серии, I-201, I-202 и I-203. Опять
же в связи с настоятельными требованиями СССР передать ему эти лодки,
было принято решение их уничтожить. I-202 потопили в водах Японии, I-201
и I-203 увели на Гавайи, где весной 1946 года также потопили,
использовав их напоследок в качестве мишеней. Характеристики лодок:
Водоизмещение: 1290 тонн в надводном положении, 1503 тонны в подводном.
Длина: 79 метров.
Ширина: 9.2 метра.
Высота: 7 метров, от киля до верхней палубы.
Двигатели: два дизеля Mitsubishi Model 1 по 2750 л.с. (2,050 kW)
4 электромотора по 5000 л.с. (3,700 kW). Два винта.
Скорость: 15.75 узла в надводном положении, 19 узлов в подводном.
Автономность: 15000 миль при скорости 6 узлов; 7800 миль при скорости 11
узлов; 5800 миль при скорости 14 узлов. В подводном положении 135 миль
при скорости 3 узла.
Экипаж: 31 человек.
Единственное фото I-200, которое мне удалось найти
Заключение – обогнали ли японцы свое время?
Во время 2-й мировой войны Япония, вне всяких сомнений, имела самый
разнообразный подводный флот. В составе ее флота были человеко-торпеды;
мини-субмарины; обычные ПЛ среднего радиуса действия;
субмарины-снабженцы, построенные специально для нужд армии; ПЛ дальнего
действия, многие с разведсамолетом на борту; и наконец, высокоскоростные
ПЛ и ПЛ-авианосцы, способные брать на борт до 3-х
торпедоносцев-бомбардировщиков. Японцы построили то, чего никто нигде не
смог построить вплоть до наступления эры атомных ПЛ – японские
дизельные лодки остались непревзойденными по размерам и дальности
плавания и по сей день. И только Япония имела авианесущие лодки, ни одна
другая страна в мире ничего подобного не имела.
Во время 2-й мировой войны в мире было построено всего 56 ПЛ
водоизмещением свыше 3000 тонн, 52 из них – японские. 65 японских лодок
имели автономность плавания более 20000 миль, у союзников не было ни
одной лодки с такими возможностями. К 1945 году в мире насчитывалось 39
ПЛ с мощностью более 10000 л.с., все – японские. В составе японского
подводного флота было 78 мини-субмарин, способных развивать в подводном
положении скорость 18.5-19 узлов, еще 110 имели скорость 16 узлов. В
конце войны Япония построила 4 средних ПЛ с подводной скоростью 19
узлов.
На вооружении подводного флота Японии состояли лучшие торпеды 2-й
мировой войны, Тип 95. Вместо сжатого воздуха для сжигания керосина,
топлива торпед, японцы использовали чистый кислород, благодаря чему
японские торпеды втрое превосходили по дальности торпеды союзников, и
кроме того, давали менее заметный след. Японские торпеды имели самый
большой боевой заряд, 550 кг, и самое главное, они были снабжены одним
контактным взрывателем, что делало их гораздо более надежными, чем
американские типа Mark 14. Японцы разработали и электроторпеду, Тип 92.
Электроторпеды имели куда более скромные характеристики по сравнению с
обычными, зато они были куда более скрытными.
При столь впечатляющих характеристиках подводный флот Японии в ходе
боевых действий 2-й мировой добился удивительно скромных результатов.
Главным виновником неудач японских ПЛ стали японские адмиралы,
изначально неправильно определившие главные задачи подводного флота. Вся
военно-морская доктрина Япония определялась похмельем Цусимской победы,
считалось, что решающий успех может быть достигнут только в одной-двух
генеральных битвах, поэтому лодкам отводились задачи разведчиков и
охотников за военными кораблями. В ходе начального этапа войны японцам
удалось добиться ряда побед, в 1942 году они потопили два авианосца,
один крейсер, несколько эсминцев и других кораблей, но на этом успехи и
закончились. Бурное развитие средств противолодочной обороны союзников
нейтрализовало всю мощь японского подводного флота, по-прежнему
направленного на уничтожение военных кораблей, а не транспортов. Нет
сомнений, что если бы в ходе войны японские адмиралы «перестроились», и
перенацелили лодки на транспорты, США и союзникам на Тихом океане
пришлось бы куда тяжелее.
Но к счастью для союзников, японское командование слепо следовало
устаревшей довоенной доктрине, и поэтому японский подводный флот потопил
в ходе войны всего 184 грузовых судна суммарной валовой вместимостью
907000 брт. Германия, для примера, потопила 2840 судов суммарной
вместимостью 14.3 миллиона брт, США 1079 судов суммарной вместимостью
4.65 миллиона брт, Британия – 493 судна суммарной вместимостью 1.52
миллиона брт.
Конечно, японские лодки атаковывали и топили транспорты, но далеко не в
тех количествах и не так, как того требовала война на Тихом океане. По
большей части, лодки рыскали по океану в поисках американских эскадр и
флотов, устраивали столь же демонстративно-смелые, сколь и
бессмысленные, разведочные полеты, и в результате достигли очень малого
при очень высоких потерях, сопоставимых с потерями невероятного
активного и результативного германского подводного флота. Всего в ходе
войны флот Японии имел 174 лодки (без мини-субмарин), 128 погибли. В
процентном отношении сопоставимо с немецкими потерями. Например, из
30-ти ПЛ, участвовавших в атаке Перл-Харбор в 1941 году, до конца войны
не дошла ни одна, все погибли.
Особо следует отметить действия лодок-снабженцев, доставлявших различные
припасы гарнизонам на многочисленных оккупированых Японией островах
Тихого океана. Снабжать гарнизоны конечно, было необходимо, но
использование в качестве снабженцев лодок было очень энергоемким,
затратным делом. По большому счету, лодки-снабженцы себя не оправдали,
ведь они тратили огромное количество ценнейшего для Японии топлива.
Я прочитал много литературы и о войне на Тихом океане, и о японском
флоте вообще. Хочу сказать, что не раз встречал критические высказывания
в отношении действий японского флота и японских адмиралов, они были
очень косными, консервативными, не реагировавшими на происходившие
изменения. Одного самурайского духа, даже снабженного великолепным
оружием, оказалось недостаточно. Дух у самураев как известно, был
несгибаем, однако войне требовалось другое, сгибаемый, гибкий ум,
способность мгновенно учитывать все изменения в вооружении, тактике и
стратегии противника, и находить на эти изменения равноценные быстрые
ответы.
Конечно, я был удивлен, узнав о таких впечатляющих успехах Японии в деле
строительства подводного флота. Однако не могу согласиться с тем, что
японские лодки намного обогнали свое время. Японцы удивительный народ
дай им обычную отвертку, и они выжмут из нее такое, что никому и в
голову не придет. Она будет самоподсвечивающей и самокрутящей,
саморегулируемой и еще какой-нибудь, то есть саму идею, принцип
отвертки, японцы выжмут досуха, вытянут из нее абсолютно все, что только
в человеческих силах. Но не они ее, отвертку, придумали. Вот в чем
суть.
В восторженных описаниях американцами японских лодок обязательно
обращается внимание на тот факт, что скоростные лодки превосходили по
скорости и знаменитые германские лодки Вальтера. Но не обращается
внимания на то, что столь большая скорость японских ПЛ не основывалась
на чем-то принципиально ином, японцы как обычно, развили до возможного
логического конца и выдоили на все 100 процентов существующие идеи,
проекты и технологии, свои и чужие. Тогда как гениальный Вальтер
придумал нечто принципиально иное, да такое иное, что до сих пор Россия
не может построить лодки, чьи силовые установки работали бы по этому
принципу. Изобретению Вальтера уже более 70-ти лет, а воплотить его в
жизнь до сих пор могут лишь считаные страны. Вот это и значит –
«обогнать время». При всем моем уважении к японцам…