Художники майя опередили Микеланджело
На севере Гватемалы археологи из Испании и Гватемалы впервые обнаружили настенную роспись майя, выполненную в технике живописи по сырой штукатурке. Уникальность этой находки, датируемой VIII веком до н. э., в том, что она является первым из изображений эпохи майя, где художник специально писал именно так — чтобы мазки выглядели более естественно.
Напомним, что в северо-восточных районах департамента Петен (Petén), граничащего с Белизом и Мексикой, где и была обнаружена стена с фресками, располагались такие огромные ритуальные центры майя, как Тикаль, Наранхо, Накум и Олмуль. Уникальное изображение находится на разрушенной стене дворца майя, построенного в поздний классический период (600 — 900 годы). Сюжет фрески основан на историческом событии, связанном с приношением даров. На фреске изображены мужчины, женщины, дети и старики, а также множество иероглифов, передает El Nuevo Herald.
"На сегодняшний день это первая настенная роспись майя, которая выполнена в стиле фрески, — объясняет научный руководитель археологических раскопок испанка Кристина Видаль (Cristina Vidal). — Эта живопись напоминает фрески периода итальянского Возрождения. Прежде в культуре майя нам были известны только росписи а secco (по сухой штукатурке)". По словам испанского эксперта, такая техника живописи, когда краски разбавляют водой, очень напоминает ту, которую Микеланджело использовал для работы над росписью Сикстинской капеллы.
Специалисты-археологи не исключают, что подобные фрески сохранились и в других малоисследованных и труднодоступных местах. Археологические раскопки в районе городища Ла-Бланка (La Blanca) в гватемальском департаменте Петен начались фактически менее десяти лет назад, в 2004 году. В изысканиях принимают участие ученые из испанского Политехнического университета в Валенсии и университета Сан-Карлос в Гватемале.
Центральное Гватемальское нагорье — место, где была сделана уникальная находка — один из важнейших центров Юго-Восточной Мезоамерики вплоть до испанского завоевания. Эта обширная область была покрыта сетью динамично развивающихся могущественных политий и густонаселенных протогородских центров. Здесь сформировались две системы политических и торговых союзов: Ла-Вента — Сан-Исидро — Чиапа-де-Корсо — Акапулько — Санта-Роса — Ла-Либертад и Сан-Лоренсо — Лагуна-Сопе (восток Оахаки) — Цуцукули — Масатан — Ла-Бланка — Эскуинтла — Каминальхуйю.
Современная историческая наука не располагает достоверными сведениями о том, насколько велика была численность майя на протяжении позднеклассического периода и как в действительности управлялось их государство. С уверенностью специалисты говорят о том, что огромные поселения майя в Мезоамерике, которые часто называют "городами", не были городами в привычном для нас понимании.
В искусстве майя, говорят специалисты, не ощущается какое-либо внешнее влияние. Художники майянской культуры получили свободу идти своим оригинальным путем. Они выработали свой великолепный художественный стиль, который по глубине самоанализа напоминает художественные стили Азии, а по своей натуралистичности художественные стили Европы и Средиземноморья.
Майя не интересовала объемность изображения, хотя при желании они могли придавать своим изображениям глубину и перспективу. Искусство майя двухмерно, живописно, повествовательно и барочно, перенасыщено украшательством и гротеском. Майя позднеклассического периода были, если не считать их современников, перуанских индейцев мочика, единственным народом Америки, который пытался передать в портретных изображениях всю уникальность индивидуальных характеров.
Широкую известность приобрело, обнаруженное в 1946 году американским фотографом Джайлом Херли благодаря помощи местных жителей — майя-лакандонов, археологическое городище древних майя Бонампак. Небольшое и заурядное местечко прославилось благодаря великолепным настенным росписям, сохранившимся в одном из храмов главного акрополя. К изучению фресок в Бонампаке приступили в 1948 году. На фресках Бонампака, чей расцвет также пришелся на позднюю классическую эпоху, изображены торжественная процессия, посвященная празднованию победы, и ритуальные танцы.
Историки культуры не сомневаются, что у древних майя классического периода была повсеместно распространена традиция росписи внутреннего пространства наиболее значимых культовых и дворцовых сооружений. Однако в силу климатических условий и недолговечности материалов (ведь фрески выполнялись натуральными красителями по оштукатуренной стене) настенные росписи майя очень плохо сохранились.