/ Новости сайта / Наука и Технологии / Космический спирт вновь подтверждает неизменность естественной постоянной
06.12.2013

Космический спирт вновь подтверждает неизменность естественной постоянной

Команда исследователей, которыми руководил профессор Рик Бетлем (Rick Bethlem), еще раз продемонстрировала, что соотношение массы электронов и протонов осталось неизменным на протяжении последних 7,5 миллиардов лет. Это открытие было опубликовано в начале января 2013 года в журнале Science. Результаты нового исследования, которые подтверждают прежнее открытие, были опубликованы 4 декабря в Physical Review Letters.

Масса протона в 1836.152672 раз больше массы электрона. Это соотношение и структура всего молекулярного вещества остается неизменным 7,5 миллиардов лет. К этому заключению ученые пришли в прошлом году, когда наблюдали за молекулами метанола за пределами Млечного Пути при помощи радиотелескопа Effelsberg.

Метанол (CH3OH, простейшая форма спирта) чувствителен к изменениям соотношения массы протонов-электронов. Небольшое отклонение повлияет на структуру молекулы и связанный с ней спектр поглощения. Спектр поглощения показывает точно, какая частота излучения поглощается частицей. У каждой молекулы имеется свой характерный спектр. Было обнаружено, что спектр метанола идеально подходит для анализа естественной постоянной: если изменяется соотношение массы протонов и электронов, определенные линии спектра метанола существенно сдвинутся, в то время как другие останутся неизменными (так называемые якорные линии).

В прошлом году ученые проанализировали спектр молекул метанола в другой галактике. Так как молекулы находятся на таком большом расстоянии, проходит много времени, пока их излучение достигает Земли. Таким образом, ученые смогли заглянуть в то время, и увидеть, как выглядел метанол 7,5 миллиардов лет назад. Они увидели, что спектр «старого метанола» сравним со спектром метанола сейчас.

Теперь ученые провели дополнительные измерения при помощи радиотелескопа Effelsberg, расположенного в Германии, телескопа IRAM-30 (Гранада, Испания) и новой Обсерватории ALMA Observatory в Андах, на границе Чили и Боливии. Так как водные пары в атмосфере мешают измерениям на высоких частотах, исследователям пришлось проводить их в этих расположенных высоко над уровнем моря сухих местностях. Измерения в Германии были ограничены до радиочастот 35 GHz, радиотелескоп IRAM radio telescope наблюдал линии поглощения на 83 GHz и 160 GHz. А Обсерватория ALMA, которая расположена около 5 км выше уровня моря, в сухой пустыне Атакама, могла измерять линии поглощения на частоте 261 GHz.

Во время нового исследования физики открыли так же что направление излучения, исходящего от радио-источника, поглощаемого метанолом, изменяется. Более того, они обнаружили, что на поглощение действует распределение температур газового облака, в котором находится метанол. Благодаря новым измерениям, ученые теперь видят достаточно спектральных линий для того, чтобы исключить из результатов те, которые были получены в результате вышеупомянутых воздействий.

На основании наблюдений за 10 линиями поглощения, ученые смогли провести статистический анализ. Все измерения подтверждают, что соотношение масс протонов-электронов действительно осталось неизменным.

Источник:  http://express-news.ru