Вход / Регистрация
19.12.2024, 05:01
Объясняем самые тёмные места Библии
В Библии очень много тёмных мест. Как к ним относиться, зависит от того,
чем мы считаем эту книгу — историческим документом, художественным
произведением или Священным Писанием. Историки, филологи, религиоведы
ломают головы над датированием различных пластов текста, их
первоначальным идеологическим наполнением и т. д. И только теологам,
святым отцам и основателям сект всё понятно: для объяснения любого куска
они готовы соорудить конструкцию любой степени сложности. В крайнем
случае утверждается, что «злые люди» извратили первоначальный текст,
поэтому и непонятно.
Попробуем разобраться с самыми, пожалуй, известными и одиозными тёмными местами Библии. Помните, что любой список можно продолжить.
Каин и Авель
За что один брат убил другого? Чтобы ответить на этот вопрос, надо поразмыслить над другим: почему жертвоприношение одного человека Бог принял, а другого — нет. Очевидно, Каин был неправедным, уверены богословы и священники. Иначе покаялся бы вместо того, чтобы убивать Авеля.
Учёные видят здесь совсем другой смысл. Каин ведёт оседлый образ жизни, Авель же — кочевник. С точки зрения кочевника (а этот миф, скорее всего, относится к тому времени, когда предки евреев и сами были кочевниками, жившими бок о бок с оседлыми народами Месопотамии и Ханаана) оседлый земледелец — грешник. Кочевник никогда не знает, сколько времени боги и духи позволят ему находиться на одном месте, а земледелец уверен, что земля всегда будет рожать там, где он живёт. По мнению кочевника, это страшное богохульство, самоуверенный вызов высшим силам. Поэтому Бог не принимает жертвы Каина.
Кстати, если читать историю о Вавилонской башне с этого угла, то она становится более понятной.
Моисей, Сепфора и крайняя плоть
У Моисея была жена по имени Сепфора, которая родила ему двух сыновей. И вот однажды Господь послал Моисея с важной миссией в Египет — долго уговаривал, сердился. Но когда Моисей всё-таки отправился в путь, внезапно передумал и решил его убить. Сколько времени нужно Богу, чтобы убить человека? Трудно сказать, но в ту ночь Бог явно не спешил. Дальше происходят совсем уж странные вещи: «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх 4:24–26).
Учёных совершенно не удивляют подобные пассажи. Очевидно, что в Библии перемешаны пласты материала самой разной степени древности, в том числе относящиеся к тем временам, когда предки иудеев ещё были обыкновенными западными семитами, поклонялись тем же богам, что и остальные народы, и вели кочевой образ жизни. Перед нами образчик этологического мифа, объясняющего возникновение обряда обрезания. Обратите внимание на то, как изображён Бог: это не всесильный, всеведущий дух, которым стал Яхве-Йево после основательной переработки его образа иудейскими теологами, а типичный представитель языческого пантеона, который обладает антропоморфными чертами и с которым можно совладать с помощью магии. Обращает на себя внимание тот факт, что обрезание осуществляет Сепфора: намёк на очень седую древность, когда ведовством занимались именно женщины.
Схватка с Богом
«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? Оно чудно. И благословил его там. И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро своё. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова» (Быт 32:24–32).
Нонсенс, да? Но после истории с Сепфорой нас уже ничто не должно удивлять. Ещё один этологический миф: вот почему иудеи не едят определённую часть туши. Сама история, по словам исследователей, напоминает ритуал ночного посвящения в шаманы у народов Древнего Востока. Обратите внимание, например, на то, что Боровшемуся надо было уходить с наступлением зари: духи посещают мир живых только по ночам (так же, как в ранних слоях Библии богоявления и вещие сны — дело ночное).
Святые отцы предпочитают видеть в этом притчу о том, что следует неустанно просить Бога о благословениях.
Руфь и Вооз
Когда Ноеминь потеряла мужа и двух сыновей, она решила вернуться на землю предков — в Иудею. За нею последовала Руфь, моавитянка, жена одного из её сыновей, которая согласилась принять веру свекрови. Жили они бедно, получив разрешение собирать колоски на участке поля богатого родственника Ноемини по имени Вооз. Обратив внимание на то, что Вооз заглядывается на красивую женщину, Ноеминь подучила Руфь: «Умойся, помажься, надень на себя нарядные одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придёшь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что делать» (Руфь 3:3–4). Вооз, который лёг спать навеселе и в отличном настроении, просыпается и видит пред собою Руфь, говорящую: «Простри крыло твоё на рабу твою, ибо ты родственник» (Руфь 3:9). Вскоре он объявляет её своей женой.
Что значит «открыть у ног его»? Даже если это означает то, что вы сейчас подумали, ситуация не проясняется. Почему без этого загадочного действия Руфь не могла предложить себя Воозу?
Некоторые исследователи отмечают, что выражение «открыть ноги» было идиоматическим и означало «узнать местоположение». Руфь не залезала под одеяло к Воозу, как думают некоторые пошляки. Она только напомнила ему о законе, по которому ближайший родственник должен «восставить семя брату», то есть завести детей от его жены в случае его смерти. Вооз хвалит Руфь за то, что она, будучи моавитянкой, то есть язычницей, соблюдает законы иудеев. Решив вопрос с более близким родственником, он с радостью женится на ней.
Родословная Иисуса
Родословия, которыми открываются некоторые Евангелия, много раз становились источником пародий. Ну, вы помните: «Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея» (Мф 1:5). Смеются над тем, что они очень длинные и что непонятно, кто все эти люди. Но нас интересует другое: недоумение вызывает то, что это родословная Иосифа, который, следуя евангельскому повествованию, вообще не имел никакого биологического отношения к Иисусу, сыну Девы Марии и Бога. Было бы логично, кажется нам сегодня, связать Иисуса с царём Давидом и прародителем всего израильского народа Авраамом через Марию.
На самом деле всё до обидного просто: родословные составлялись «по закону», а не «по природе». Если присмотреться, можно увидеть, что слово «родил» далеко не всегда связывает отца и сына: из родословной могли быть выпущены «неправедные» люди и т. д. Так что, по всем правилам, Иосиф действительно мог считаться отцом Иисуса — в определённом смысле, конечно.
В патристике встречаются также рассуждения о том, что Марию могли выдать замуж только за представителя её же рода, поэтому она тоже восходит к Давиду, как и Иосиф. Историки, правда, сильно сомневаются в том, что в захолустной деревушке под названием Назарет кто-то всерьёз беспокоился о своей родословной и уж тем более возводил её к царям.
Иисус и смоковница
Однажды Иисус, прогуливаясь с учениками, немного проголодался. «И, увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21:19). Другой евангелист подчёркивает: «Ещё не время было собирания смокв» (Мк 11:13). Странно, не правда ли, что Иисус, Сын Божий, не имея на то никакого реального основания, впал в истерику и проклял ни в чём не повинное дерево?
Сегодня модно подчёркивать человечность (и тем самым историчность) Иисуса: мол, он мог поддаться эмоциям, как и любой другой. К тому же ему оставались считанные дни до распятия (и он знал об этом). Указывают также на хронологическую связь этого эпизода с разгоном торговцев в храме. Вспоминают стихотворение Пастернака «Чудо».
Для святых отцов подобные рассуждения выглядят нонсенсом. Им очевидно, что Иисус был непогрешим и не мог быть одержим дьяволом, и это раз. Кроме того, все евангельские эпизоды следует прочитывать не только буквально (как реально имевшие место), но и символически, и это два. И тут вам расскажут много интересного о том, что Иисус, например, мог надеяться на то, что на смоковнице могут быть по крайней мере незрелые или прошлогодние плоды (угу, Господь, видящий насквозь людские души, не знал, чего ожидать от дерева). В целом эпизод трактуется как напоминание христианам о том, что Бог в любой момент может проинспектировать нас, и горе нам, если мы ничего не сможем ему предложить, кроме листьев, то есть вместо соблюдения заповедей мы только ставим свечки. Некоторые знатоки указывают на то, что в Талмуде смоковница была символом мудрости, и, следовательно, Иисус проклял не безобидное дерево, а весь иудейский закон, не принёсший того плода, которого, по мнению христиан, ожидал от него Яхве.
Хорошее отношение к ослам
Все евангелисты сочли нужным рассказать о том, как Иисус вошёл в Иерусалим. Готовясь к важному событию, он отправляет своих учеников в одно место, где они найдут ослицу и молодого осла. Сев на одного из животных и возложив поклажу на другую, он таким образом въезжает в священный город.
До этого мы видели, как Иисус кормил голодных, исцелял прокажённых, воскрешал мёртвых, ходил по воде и успокаивал море. То, что он знает, где найти хорошего осла, как-то не впечатляет. Тем не менее во всех Евангелиях этот эпизод почему-то упоминается. А дело в том, что в Ветхом Завете сказано: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9).
Много спорят о том, действительно ли Иисус (если это и впрямь историческая личность, а не фольклорная мозаика) считал себя мессией и Сыном Божьим. Евангелисты в этом не сомневаются: раз въехал в Иерусалим на осле, заранее позаботившись от этом, — значит, мессия.
Любители теории заговора видят в этом аргумент в пользу того, что Иисус сознательно фальсифицировал свою божественность, дабы собрать армию верующих фанатиков. На него якобы работала целая невидимая команда, которая оставляла ослов в нужных местах и изображала прокажённых. Когда пришло время пасхи, Иисус тоже отправил учеников к какому-то таинственному «заговорщику»: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф 26:17–18).
Учёные только посмеиваются. По их мнению, евангелисты слишком рьяно взялись доказывать, что Иисус и был тем самым предсказанным мессией, не обращая внимания на очевидные несуразности. Например, в Книге пророка Даниила сказано: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс 40:10). Этот пассаж трактуется христианами как указание на то, что мессия будет предан близким соратником. Но обратите внимание: когда на Тайной вечере Христос перед всеми учениками обличает Иуду, никто не обращает на это внимания. Очевидно, пассаж об Иуде был вставлен в текст позднее. К тому же давно замечено, что Тайная вечеря Иисуса очень сильно напоминает миф о пире Митры и его помощников, в память о котором митраисты тоже ели хлеб и пили вино.
Павел и обрезание
Поразительно мало места отводится в Новом Завете словам и делам Иисуса. Бóльшую часть книги занимают рассказы об апостолах и приписываемые им сочинения, среди которых выделяются послания Павла, вообще не встречавшегося с Иисусом, по его собственному признанию. Если читать их внимательно, бросается в глаза странная вещь.
Иисус был обрезан согласно закону Моисея. Павел поначалу тоже не видел ничего страшного в этом обряде и обрезал своего ученика Тимофея, отец которого был греком, хотя и не считал это обязательным. Тимофея, скорее всего, лишили крайней плоти только ради облегчения христианской проповеди в иудейской среде. Но потом интонация резко меняется: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Флп 3:2).
Некоторые исследователи, признающие историчность Павла и возможность исторической реконструкции первых лет христианства, объясняют это следующим образом. Павел считал, что проповедь Христа была обращена ко всем жителям Римской империи и даже ко всему человечеству, тогда как другие последователи Христа полагали, что Иисус обращался исключительно к иудеям, то есть обрезанным, призывая к реформе иудаизма и восстановлению идеалов, утраченных современными ему иудеями. Одни говорят, что Павел был искренне верующим человеком и трактовал доступные ему тексты, позднее лёгшие в основу Евангелий (некоторые подозревают, что известные нынче Евангелия писались под диктовку Павла), так, как считал единственно верным. Другие уверены, что Павел, сын фарисея, получивший, по-видимому, блестящее эллинистическое образование, был тем ещё политиканом, который сначала делал карьеру фарисея, притесняя новую секту, а затем увидел в ней потенциал. Пока это было ему выгодно, он дорожил связями с «обрезанными» (вспомним его визит в Иерусалим и встречу с Петром), а когда они превратились в ненужный балласт, порвал с ними.
Остаётся отметить, что к подобным реконструкциям всегда стоит относиться с большой осторожностью.
Подготовлено по материалам io9.
Попробуем разобраться с самыми, пожалуй, известными и одиозными тёмными местами Библии. Помните, что любой список можно продолжить.
Я. Тинторетто. «Каин убивает Авеля» (1550–1553).
Каин и Авель
За что один брат убил другого? Чтобы ответить на этот вопрос, надо поразмыслить над другим: почему жертвоприношение одного человека Бог принял, а другого — нет. Очевидно, Каин был неправедным, уверены богословы и священники. Иначе покаялся бы вместо того, чтобы убивать Авеля.
Учёные видят здесь совсем другой смысл. Каин ведёт оседлый образ жизни, Авель же — кочевник. С точки зрения кочевника (а этот миф, скорее всего, относится к тому времени, когда предки евреев и сами были кочевниками, жившими бок о бок с оседлыми народами Месопотамии и Ханаана) оседлый земледелец — грешник. Кочевник никогда не знает, сколько времени боги и духи позволят ему находиться на одном месте, а земледелец уверен, что земля всегда будет рожать там, где он живёт. По мнению кочевника, это страшное богохульство, самоуверенный вызов высшим силам. Поэтому Бог не принимает жертвы Каина.
Кстати, если читать историю о Вавилонской башне с этого угла, то она становится более понятной.
Моисей, Сепфора и крайняя плоть
У Моисея была жена по имени Сепфора, которая родила ему двух сыновей. И вот однажды Господь послал Моисея с важной миссией в Египет — долго уговаривал, сердился. Но когда Моисей всё-таки отправился в путь, внезапно передумал и решил его убить. Сколько времени нужно Богу, чтобы убить человека? Трудно сказать, но в ту ночь Бог явно не спешил. Дальше происходят совсем уж странные вещи: «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх 4:24–26).
Учёных совершенно не удивляют подобные пассажи. Очевидно, что в Библии перемешаны пласты материала самой разной степени древности, в том числе относящиеся к тем временам, когда предки иудеев ещё были обыкновенными западными семитами, поклонялись тем же богам, что и остальные народы, и вели кочевой образ жизни. Перед нами образчик этологического мифа, объясняющего возникновение обряда обрезания. Обратите внимание на то, как изображён Бог: это не всесильный, всеведущий дух, которым стал Яхве-Йево после основательной переработки его образа иудейскими теологами, а типичный представитель языческого пантеона, который обладает антропоморфными чертами и с которым можно совладать с помощью магии. Обращает на себя внимание тот факт, что обрезание осуществляет Сепфора: намёк на очень седую древность, когда ведовством занимались именно женщины.
Рембрандт. «Борьба Иакова с ангелом» (Ок. 1659).
Схватка с Богом
«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? Оно чудно. И благословил его там. И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро своё. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова» (Быт 32:24–32).
Нонсенс, да? Но после истории с Сепфорой нас уже ничто не должно удивлять. Ещё один этологический миф: вот почему иудеи не едят определённую часть туши. Сама история, по словам исследователей, напоминает ритуал ночного посвящения в шаманы у народов Древнего Востока. Обратите внимание, например, на то, что Боровшемуся надо было уходить с наступлением зари: духи посещают мир живых только по ночам (так же, как в ранних слоях Библии богоявления и вещие сны — дело ночное).
Святые отцы предпочитают видеть в этом притчу о том, что следует неустанно просить Бога о благословениях.
Руфь и Вооз
Когда Ноеминь потеряла мужа и двух сыновей, она решила вернуться на землю предков — в Иудею. За нею последовала Руфь, моавитянка, жена одного из её сыновей, которая согласилась принять веру свекрови. Жили они бедно, получив разрешение собирать колоски на участке поля богатого родственника Ноемини по имени Вооз. Обратив внимание на то, что Вооз заглядывается на красивую женщину, Ноеминь подучила Руфь: «Умойся, помажься, надень на себя нарядные одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придёшь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что делать» (Руфь 3:3–4). Вооз, который лёг спать навеселе и в отличном настроении, просыпается и видит пред собою Руфь, говорящую: «Простри крыло твоё на рабу твою, ибо ты родственник» (Руфь 3:9). Вскоре он объявляет её своей женой.
Что значит «открыть у ног его»? Даже если это означает то, что вы сейчас подумали, ситуация не проясняется. Почему без этого загадочного действия Руфь не могла предложить себя Воозу?
Некоторые исследователи отмечают, что выражение «открыть ноги» было идиоматическим и означало «узнать местоположение». Руфь не залезала под одеяло к Воозу, как думают некоторые пошляки. Она только напомнила ему о законе, по которому ближайший родственник должен «восставить семя брату», то есть завести детей от его жены в случае его смерти. Вооз хвалит Руфь за то, что она, будучи моавитянкой, то есть язычницей, соблюдает законы иудеев. Решив вопрос с более близким родственником, он с радостью женится на ней.
Родословная Иисуса
Родословия, которыми открываются некоторые Евангелия, много раз становились источником пародий. Ну, вы помните: «Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея» (Мф 1:5). Смеются над тем, что они очень длинные и что непонятно, кто все эти люди. Но нас интересует другое: недоумение вызывает то, что это родословная Иосифа, который, следуя евангельскому повествованию, вообще не имел никакого биологического отношения к Иисусу, сыну Девы Марии и Бога. Было бы логично, кажется нам сегодня, связать Иисуса с царём Давидом и прародителем всего израильского народа Авраамом через Марию.
На самом деле всё до обидного просто: родословные составлялись «по закону», а не «по природе». Если присмотреться, можно увидеть, что слово «родил» далеко не всегда связывает отца и сына: из родословной могли быть выпущены «неправедные» люди и т. д. Так что, по всем правилам, Иосиф действительно мог считаться отцом Иисуса — в определённом смысле, конечно.
В патристике встречаются также рассуждения о том, что Марию могли выдать замуж только за представителя её же рода, поэтому она тоже восходит к Давиду, как и Иосиф. Историки, правда, сильно сомневаются в том, что в захолустной деревушке под названием Назарет кто-то всерьёз беспокоился о своей родословной и уж тем более возводил её к царям.
Иисус и смоковница
Однажды Иисус, прогуливаясь с учениками, немного проголодался. «И, увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21:19). Другой евангелист подчёркивает: «Ещё не время было собирания смокв» (Мк 11:13). Странно, не правда ли, что Иисус, Сын Божий, не имея на то никакого реального основания, впал в истерику и проклял ни в чём не повинное дерево?
Сегодня модно подчёркивать человечность (и тем самым историчность) Иисуса: мол, он мог поддаться эмоциям, как и любой другой. К тому же ему оставались считанные дни до распятия (и он знал об этом). Указывают также на хронологическую связь этого эпизода с разгоном торговцев в храме. Вспоминают стихотворение Пастернака «Чудо».
Для святых отцов подобные рассуждения выглядят нонсенсом. Им очевидно, что Иисус был непогрешим и не мог быть одержим дьяволом, и это раз. Кроме того, все евангельские эпизоды следует прочитывать не только буквально (как реально имевшие место), но и символически, и это два. И тут вам расскажут много интересного о том, что Иисус, например, мог надеяться на то, что на смоковнице могут быть по крайней мере незрелые или прошлогодние плоды (угу, Господь, видящий насквозь людские души, не знал, чего ожидать от дерева). В целом эпизод трактуется как напоминание христианам о том, что Бог в любой момент может проинспектировать нас, и горе нам, если мы ничего не сможем ему предложить, кроме листьев, то есть вместо соблюдения заповедей мы только ставим свечки. Некоторые знатоки указывают на то, что в Талмуде смоковница была символом мудрости, и, следовательно, Иисус проклял не безобидное дерево, а весь иудейский закон, не принёсший того плода, которого, по мнению христиан, ожидал от него Яхве.
Вход Господень в Иерусалим. Фреска Джотто.
Хорошее отношение к ослам
Все евангелисты сочли нужным рассказать о том, как Иисус вошёл в Иерусалим. Готовясь к важному событию, он отправляет своих учеников в одно место, где они найдут ослицу и молодого осла. Сев на одного из животных и возложив поклажу на другую, он таким образом въезжает в священный город.
До этого мы видели, как Иисус кормил голодных, исцелял прокажённых, воскрешал мёртвых, ходил по воде и успокаивал море. То, что он знает, где найти хорошего осла, как-то не впечатляет. Тем не менее во всех Евангелиях этот эпизод почему-то упоминается. А дело в том, что в Ветхом Завете сказано: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9).
Много спорят о том, действительно ли Иисус (если это и впрямь историческая личность, а не фольклорная мозаика) считал себя мессией и Сыном Божьим. Евангелисты в этом не сомневаются: раз въехал в Иерусалим на осле, заранее позаботившись от этом, — значит, мессия.
Любители теории заговора видят в этом аргумент в пользу того, что Иисус сознательно фальсифицировал свою божественность, дабы собрать армию верующих фанатиков. На него якобы работала целая невидимая команда, которая оставляла ослов в нужных местах и изображала прокажённых. Когда пришло время пасхи, Иисус тоже отправил учеников к какому-то таинственному «заговорщику»: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф 26:17–18).
Учёные только посмеиваются. По их мнению, евангелисты слишком рьяно взялись доказывать, что Иисус и был тем самым предсказанным мессией, не обращая внимания на очевидные несуразности. Например, в Книге пророка Даниила сказано: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс 40:10). Этот пассаж трактуется христианами как указание на то, что мессия будет предан близким соратником. Но обратите внимание: когда на Тайной вечере Христос перед всеми учениками обличает Иуду, никто не обращает на это внимания. Очевидно, пассаж об Иуде был вставлен в текст позднее. К тому же давно замечено, что Тайная вечеря Иисуса очень сильно напоминает миф о пире Митры и его помощников, в память о котором митраисты тоже ели хлеб и пили вино.
Павел и обрезание
Поразительно мало места отводится в Новом Завете словам и делам Иисуса. Бóльшую часть книги занимают рассказы об апостолах и приписываемые им сочинения, среди которых выделяются послания Павла, вообще не встречавшегося с Иисусом, по его собственному признанию. Если читать их внимательно, бросается в глаза странная вещь.
Иисус был обрезан согласно закону Моисея. Павел поначалу тоже не видел ничего страшного в этом обряде и обрезал своего ученика Тимофея, отец которого был греком, хотя и не считал это обязательным. Тимофея, скорее всего, лишили крайней плоти только ради облегчения христианской проповеди в иудейской среде. Но потом интонация резко меняется: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Флп 3:2).
Некоторые исследователи, признающие историчность Павла и возможность исторической реконструкции первых лет христианства, объясняют это следующим образом. Павел считал, что проповедь Христа была обращена ко всем жителям Римской империи и даже ко всему человечеству, тогда как другие последователи Христа полагали, что Иисус обращался исключительно к иудеям, то есть обрезанным, призывая к реформе иудаизма и восстановлению идеалов, утраченных современными ему иудеями. Одни говорят, что Павел был искренне верующим человеком и трактовал доступные ему тексты, позднее лёгшие в основу Евангелий (некоторые подозревают, что известные нынче Евангелия писались под диктовку Павла), так, как считал единственно верным. Другие уверены, что Павел, сын фарисея, получивший, по-видимому, блестящее эллинистическое образование, был тем ещё политиканом, который сначала делал карьеру фарисея, притесняя новую секту, а затем увидел в ней потенциал. Пока это было ему выгодно, он дорожил связями с «обрезанными» (вспомним его визит в Иерусалим и встречу с Петром), а когда они превратились в ненужный балласт, порвал с ними.
Остаётся отметить, что к подобным реконструкциям всегда стоит относиться с большой осторожностью.
Подготовлено по материалам io9.
 
Источник: http://compulenta.computerra.ru/
Комментарии 78
1 2 3 4 »
0
sadkovanina
15.12.2013 18:48
[Материал]
Вавилонская блудница на семи холмах-Москва. Сказал Валериан(Адам) Орлов по прозвищу "Дед". Найдите про него поимени
|
0
TANAIS
15.12.2013 17:48
[Материал]
Задаете детский вопрос, на который одним предложением ответить - значит просто отмахнуться, ответить для "галочки".
Над этим вопросом ломали и ломают головы философы всех времен и народов. На сайте: одни предлагают читать Ветхий и Старый заветы, другие предложат читать Веды, третьи - другие ресурсы. Вам жизни не хватит, чтобы усвоить все эти знания. А времени для того, чтобы сделать правильный выбор практически не осталось. Я даже пытаться не буду призывать вас читать диктовки Маслова. Но одно могу сказать точно: я нашла ответы на все свои вопросы. Специально для вас: 10.12.07 Человек есть первая ступень Создателя в Плотном плане.http://www.knigaveka.ru/revelations/commentaries/101207 |
0
колобок
15.12.2013 11:24
[Материал]
Что все желания , которые противоречат заповедям Божьим , есть присутствие лукавого духа.
Человеческая душа – плодородная основа , как плодородная земля . Какие мысли, чувства, слова посеет и вырастит в своей и других душах с тем и будет человек жить. Что любая болезнь или порок- это присутсвие лукавого духа и это состояние необходимо вымолить. Силу молитвы почувствовал даже при обычной простуде. И как понимаю теперь, что любая болезнь поселяется как в душе,так и в теле. Всякая болезнь даётся человеку для духовного возрождения, отдыха, духовного перевоплощения и МОЛИТВА в такой ситуации становится обязательной частью выздоровления. Если появляется хроническая форма болезни, значит человек постоянно нарушал и нарушает духовные основы. То есть, прежде всего необходимо изменить, очистить духовное в себе, чтобы получить здоровье телесное. Когда хотел поразмышлять о своих болезнях , то вдруг вспомнились слова из Завета - если 2-е или 3-е собраны во имя Господа Иисуса Христа , Он среди них. То есть, 2-е или 3-е верующих, или домов, или городов, или государств собраны во имя Господа Иисуса Христа , Он среди них. Как мне кажется , в любой больнице, в наркологии в штате организации должны быть священнослужители с молитвенным помещением. И верю, что любая болезнь или проблема решается Благодатью Божьей через искреннюю и совместную молитву к Господу Иисусу Христу. Люди для того и созданы разными ,чтобы научились понимать и помогать друг другу. Если земное от Господа Бога не можем соблюдать, то как справимся с Небесным . Как дано мне понять ,жить надо с молитвой . Не крещённому человеку дано только размышление над словом Божьим, а Понимание,Надежда,Вера,Любовь - это качества Господа Святого Духа. И качества- это не свойство человека, не способность или умение его - это присутствие Господа Святого Духа. Как думаю , у Господа Святого Духа много качеств и свойств,способностей и каждому крещённому человеку даётся свой ОСОБЕННЫЙ Дар от Господа Бога. Каждый человек ходит в Благодати Божией, не зависимо от религии и нации,даже не крещённые, всё зависит от Милости Божьей и только крещёный человек приобретает новые качества. Вспомнилась одна ситуация, когда после крещения старался каждое воскресение приходить в церковь.Но однажды пришла в голову мысль о том, зачем ходить в церковь, если ничего не меняется.И не пошёл в воскресенье.Только следующую неделю прожил ещё труднее.Тогда мне дано было понять одно, что как бы мне не было тяжело Милость Божия на мне есть и она защищает меня, а если отказываюсь от неё сам то и Благодать Божия перестаёт меня защищать, и тогда почувствовал, что может быть и хуже! Как мне кажется, как бы не казалось малозначительным Покровительство с Выше, это и есть та "спасительная соломинка", которой мы удерживаемся в этой жизни. Для меня молитва стала теперь необходимой частью моей жизни, потому что в ней нахожу внутреннюю опору. Написал это для тех, кто думает что Вера в Господа Бога пустое слово, вы ошибаетесь, когда у вас в душе начнут происходить чюдеса и появляться новые познания о мире и о силе Слова Божьего тогда на многие вопросы ответ будете находить по Милости Божьей у себя в душе через искреннюю молитву!!! ЖЕЛАЮ ВАМ ВСЕГО ДОБРОГО !!! Александр. |
0
колобок
15.12.2013 11:23
[Материал]
а хочется чего-то конкретного, пожалуйста -
Пишу для тех, кто устал от АЛКОГОЛИЗМА,СИГАРЕТ, БОЛЕЗНЕЙ, НЕРВНЫХ СРЫВОВ сам или видит , как страдает возле вас близкий для вас человек. Расскажу немного о себе, чтобы было понятно. Детство , как у многих, юность в перестроечное время, армия, а потом…. Вроде пришёл молодой ,здоровый парень, но везде же наливают. Сначала пить не мог, постоянно рвало, а затем , чтобы пить со всеми одинаково даже читал, что нужно кушать перед выпивкой и чем закусывать. В результате, через несколько лет без бутылки ни одна встреча, гулянка , рыбалка и т.п. и т. д. необходилась. Затем началось . Каждый день похмелье, затем похмелье не помогало, нужна была компания, но в компанию нужны деньги, а так как был телемастером, работа находилась быстро. В общем дошло до того , что часть расплачивались распитием , а часть- деньгами. И начал понимать , что ни домой, ни себе денег заработать не могу. Решил лечиться в наркологии. Первый раз меня хватило на 1,5- 2 года. Затем опять пьянки и опять наркология. Желание не пить наверное у меня было , а случится радостное или грустное событие и бутылка на столе. Раньше думал, как это люди не могут бросить пить, а теперь сам не понимал как избавиться от порока. В общем дошло до реанимации. Вспомнил свои разговоры,где упрекал раньше других,любивших выпить, оказалось с их стороны детскими шалостями, по сравнению с моим состоянием. После УЗИ у меня выявили язву желудка и 12-перстной кишки, печень была повреждена на 90 %.И что же мне делать? Ещё с юности у меня появилось желание креститься. После первого посещения наркологии, вдруг снова пришла мысль о крещении . По милости Божьей был крещён. Надеялся , всё изменится сразу, но как писал выше , дошёл до реанимации. Диагноз на руках, всё понятно. Неожиданно для меня , начало происходить следующее. Начал много молиться .И поймите меня, молиться со слезами, каждый день. Вспоминая всё , что делал раньше. Дошло до того , что молитву “ Отче наш” читал со слезами не считая их количеств, вспоминалось всё. В душе всё успокаивалось , пить не хотелось. Но в один из дней , так сильно захотелось пить и курить , причём сильно и одновременно. И я просто упал на колени , единственное , что мог сказать по- моему “Боже больше не могу и не хочу” и начал читать “ Отче наш”. После какого-то количества молитв желание пить и курить не ослабевало , а натурально начало выходить из меня. Я думал , что схожу с ума. Представляете себе, из вас что-то выходит ,а ничего этого не видно. Вдруг появилась мысль о том, что это выходит из меня лукавый. Только теперь я чувствовал силу молитвы. С каждым словом молитвы это что-то всё меньше влияло на меня, пока не устал читать. И после этого , каждый раз, как мне хотелось выпить или покурить читал молитвы Господу Богу, Господу Иисусу Христу, Господу Святому Духу. И желание даже после первых молитв исчезало. И теперь мне открылось новое об этом мире !!!!! |
0
колобок
15.12.2013 11:20
[Материал]
раньше точно также думал и поступал,но когда после крещения, года через три,начало выдавливать из меня лукавого духа,тогда понял, что все мои поиски недостатков в христианстве,это действия этого лукавого духа,который не хотел освобождать "трон" в моей душе, все эти пьянки,курево и т.д.(а грехов много),всё это не мои человеческие желания, это действие этого духа.А уж сколько конфликтов сопровождало меня - несчесть.И лишь когда Дух Божий начал действовать во мне многое изменилось.Так что человек правильным без Бога быть не может,это иллюзия.
|
0
d_pronin
15.12.2013 10:26
[Материал]
Тоже... личное мнение. Человек верит лишь в то что видит своими глазами и слышит своими ушами, если Бог был на Земле, нес Знания о Мире, Он нес их для тех, кто Его мог видеть и слышать, чтобы Они своим примером, своей жизнью вели людей к Вере... не Бог писал книги, священные писания, это делали Те кто вёл, а насколько правильно Они уверовали, насколько Они Его поняли и приняли, как Они преподнесли Его Знания Нам, это сейчас вы тут и обсуждаете. Книги писались Людьми, они писались и переписывались сотни раз... Истину каждый познает Сам... И свою Веру обретает Сам... опираясь на Свою жизнь и на пример Тех, кто Его окружает (семья, друзья, те же религии)... К чему перечитывать и коверкать опыт Тех, кто жил когда-то, а не живет сейчас... у них была другая жизнь, другая мораль и быт...
|
0
Bad4
15.12.2013 09:56
[Материал]
67 grum
[ Наивный вопрос, как может любая, пусть даже самая развитая, божественная частичка, тем более пребывающая в глубокой иллюзии несовершенства и раздельности, ясно не ощущая и не осознавая всеобщего единства в Боге, полноценно понять великий замысел Целого Совершенного (Единого Творца)? ] Очень мило. И очень удобно. Но это не объясняет первопричину поступка "Единого" и "Непогрешимого" Вопрос остается открытым. И именно отсутствие ответа на такой вопрос и позволяет существовать религии(любой) бесконечно долгое время. А цитаты вами приведенные отвечают на совсем другие вопросы. О том Какой Бог, Как он любит, Как его любить надо и прочее. Согласно доктрине - Руководство по эксплуатации. А попытки, мягко списать неудобный для ответа вопрос, на невозможность его осознания, находясь в материальном мире... Пф Вот честно - не комильфо. Единому, Непогрешимому, Самодостаточному Абсолюту - знающему все, находящемуся в гармонии познавать себя ? Это означает, что НО не столь Уж и Абсолют. |
0
Лозоход
15.12.2013 07:27
[Материал]
Для того, чтобы понять, сначала прочитай Евангелие от Иоанна. В нём хорошо описано, как начинал свой эксперимент Сатанаил (Адам, Хава и пр. и пр.)
Ну а потом Ветхий завет, как Моисей получил от Иегова (Яхвы, племенной божок иудеев) заветы. Так вот, эксперимент Сатанаила продолжается ... |