/ Новости сайта / Космос / Астрономы нашли пожираемую звездой экзопланету
16.12.2013

Астрономы нашли пожираемую звездой экзопланету

Группа европейских астрономов нашла планету, которую скоро поглотит превратившаяся в красного гиганта звезда. Объект Кеплер-91b должен исчезнуть через 55 миллионов лет. Подробности содержатся в работе ученых, которая пока что опубликована в виде препринта.

Исследователи из Бельгии, Германии, Испании, Италии и Чили сделали открытие при изучении перечня потенциальных экзопланет, обнаруженных космическим телескопом «Кеплер». Для дополнительных наблюдений они использовали наземный телескоп в обсерватории Калар-Альто. Ученым удалось определить массу и радиус планеты, оценить ее температуру и провести детальный анализ поведения звезды. В своей работе они сообщают о том, что это первый пример экзопланеты, увиденной на данном этапе эволюции звезды.

Планета Кеплер-91b несколько меньше Юпитера по массе (0,88 массы Юпитера, ошибка может доходить до 0,17 в большую и 0,33 в меньшую сторону), но зато заметно больше его по диаметру (1,38 от диаметра крупнейшей планеты Солнечной системы). Этот факт ученые объясняют в том числе раздуванием атмосферы под действием нагрева: измерения показали, что температура верхних слоев газовой оболочки Кеплер-91b должна превышать две тысячи градусов.

Звезда, вокруг которой обращается небесное тело, в 6,3 раза больше Солнца по диаметру, хотя ее масса лишь на треть выше солнечной. По оценкам исследователей, сейчас гипотетический наблюдатель на поверхности планеты увидел бы звезду, диск которой занимает порядка 36 процентов небосвода. Расширение звезды и взаимодействие ее оболочки с планетой должно привести к тому, что небесное тело в ближайшие 55 миллионов лет прекратит свое существование: или, по крайней мере, перестанет существовать в качестве газового гиганта.

Звезда Кеплер-91 дает красноватый свет и проходит фазу эволюции, которая известна как фаза красного гиганта. В ходе этой фазы оболочка звезды медленно расширяется и поглощает расположенные вблизи планеты. Через несколько миллиардов лет подобный сценарий осуществится и в Солнечной системе. Астрономам уже удалось найти остатки планет, прошедших через фазу красного гиганта, найти красного гиганта, который некоторое время назад поглотил планету, но пока что не удавалось найти объекты, которые должны исчезнуть в ближайшее (по астрономическим меркам) время.

Источник:  http://lenta.ru