Склеп генерала Ермолова отреставрирован, но тайна осталась
Полтора года назад выяснилось, что гробы с останками
героя Отечественной войны 1812 года и его родных были вскрыты, причем
неоднократно. Чтобы найти и восстановить всё утраченное, археологам
пришлось покопаться в грудах строительного мусора.
Исследования останков из фамильного некрополя Ермоловых завершены. Следы мародеров, побывавших в склепе, теперь наглядно видны благодаря трехмерной графике.
Ася Энговатова, заместитель директора Института Археологии РАН: «Видим, что здесь разрушены полностью два погребения – отца генерала Ермолова, могила полностью разрушена, и большой гроб самого генерала. Он тоже вскрыт и только отдельные кости лежат под этим гробом.
Отдельные кости – это несколько ребер, фрагменты бедра и стопы. Рядом с ними немногое, что осталось от генеральского мундира. Кладбищенский скандал случился в самый неподходящий момент. В 2012 году в Орле праздновали двухсотлетие Бородинского сражения, участником которого был Алексей Ермолов. В июле того года открыли памятник прославленному генералу, а три месяца спустя жители города узнали, что склеп героя разграблен.
Фамильная усыпальница Ермоловых находится в правом приделе Свято-Троицкого храма. Рядом с генералом от артиллерии Алексеем Петровичем Ермоловым были похоронены: его отец – Петр Алексеевич, сын – генерал майор Клавдий Алексеевич и невестка – Варвара Николаевна.
О факте вандализма стало известно после того, как в строительном мусоре нашли генеральские эполеты. Реставрационные работы в храме сразу же остановили. Возле фамильного некрополя выставили охрану.
Мария Медникова, ведущий научный сотрудник группы физической антропологии Института археологии РАН: «И сегодня можно говорить о том, что практически все отделы скелета Алексея Петровича Ермолова представлены – мы их собрали воедино. Кроме черепа – голову нам не удалось найти.
Среди присутствующих при эксгумации в письменных свидетельствах называются литературные деятели той эпохи. В их числе поэт Владимир Луговской. Спустя четырнадцать лет – в сорок пятом году – именно его супруга – поэтесса Майя Луговская отправилась в Орел на поиски останков генерала Ермолова. В поездке ее сопровождала подруга – латышская поэтесса Мирдза Кемпе. И снова мистика – в своих мемуарах обе рассказывают о спиритическом сеансе.
Елена Годлевская, член правления Орловского Ермоловского общества: «И на вопрос, где искать тело, блюдце ответило – под деревом, вязом».
Фрагменты некоторых костей генерала действительно позже нашли под старым деревом. Подтверждение этого факта Орловский исследователь Владимир Матвеев обнаружил в мемуарах Майи Луговской и в Рижском музее словесности – там хранятся архивы Мирдзы Кемпе. Матвеев – один из немногих, кто давно знал, что склеп Ермолова был разграблен еще в первой половине 20 века, но молчал, оберегая общественность от культурного шока. Пока полтора года назад реставраторы не вскрыли церковные полы над склепом, и тайное не стало явным. То, что часть содержимого из разоренного склепа в свое время спас местный архитектор, исследователь выяснил, изучив личную переписку Мирдзы Кемпе.
Владимир Матвеев, председатель орловского областного Ермоловского общества: «В письме к Кемпе он прямо пишет, что сохранилось немного костей. Часть мундира и погон. Которые были переданы на хранение в краеведческий музей».
В середине пятидесятых Мирдза Кемпе написала, что возложила венок не на склеп, а на могилу генерала. Такая формулировка еще до случившегося в Орле скандала, позволила Владимиру Матвееву предположить, что часть останков Алексея Ермолова перезахоронили не в склепе, а за пределами церкви – на кладбище. Но где именно – и после завершения реставрации склепа остается неизвестным.
Дмитрий Моисеев, заместитель начальника отдела культурного наследия и туризма управления культуры и архивного дела Орловской области: «Это не входит в нашу компетенцию. Это больше, наверное, входит в задачу правоохранительных органов».
Обстоятельствами разорения склепа полтора года назад заинтересовались и в следственном комитете, но выяснить куда и когда именно пропал череп генерала, даже после этого не удалось.
Дмитрий Зинин, заместитель руководителя следственного управления следственного комитета России по Орловской области: «Данный момент, мне кажется, больше связан с деятельностью краеведов, антропологов, археологов то есть специалистов более узких категорий».
Реставрация склепа завершена, а значит, для многих в этой истории уже поставлена точка. Но только не для Владимира Матвеева. Он готов продолжить поиски пропавшего черепа.