Неподалёку от заводского уральского города Краснокамска есть деревня Катыши. Серые деревянные дома, покосившиеся бани, заброшенные фабрики. Вокруг расположились бескрайние поляны заснеженного борщевика. Газ здесь не проведён, электричество постоянно поступает с перебоями — из-за сильного мороза.
Реактор в деревне
Это место так и осталось бы типичной российской глубинкой, если бы не фермер Владимир Рашин, соорудивший у себя на производстве биоэнергетический реактор, работающий на отходах с птицефабрики.
Идея модернизировать своё перепелиное хозяйство пришла в голову находчивого хозяйственника в 2003 году. В то время на содержании Рашина было ни много ни мало 5 тысяч птиц. По словам фермера, он долго думал, каким образом можно утилизировать органические отходы, чтобы получать от этого пользу.
«Как говорится, птички дают не только яйца, пух и мясо. После них остаётся многочисленный помёт. Его же нужно было куда-то девать!» — рассуждает сельхозпроизводитель.
Навоз — помощник
Тогда Владимир, инженер по образованию, решил соорудить устройство, перерабатывающее навоз в энергию. О технологии прочитал в журнале: оказывается, на Западе — это обычная практика, многие предприятия (даже поезда и машины) уже давно работают на биогазе.
На создание реактора ушёл целый год. Местный изобретатель всё делал сам: долго высчитывал, экспериментировал с конструкцией. Итогом стала готовая рабочая биогазовая установка. Фермер убил сразу двух зайцев — сделал своё производство безотходным и обеспечил его бесплатной электроэнергией.
«Мой реактор отапливает помещение размером около 160 квадратных метров. Но это не предел. При желании можно обеспечить теплом даже небольшой город. Сколько выбрасывается помёта с огромной пермской птицефабрики? 120 тонн в день! А они ещё жалуются на повышение тарифов на электроэнергию!» — недоумевает фермер.
Из помёта — газ, отопление, электричество
Схема работы биогазовой системы Владимира проста. Всё начинается с «птичьих линий», где в тесных клетках сидят молодые перепела. На сегодняшний день их на ферме насчитывается около 10 тысяч.
Птичий помёт скапливается и перемещается на специальных лентах в приёмную ёмкость. Затем насосом всё закачивается в реактор. Там и проходит брожение без доступа кислорода, т. е. процесс, который перерабатывает навоз в метан и концентрированное органическое удобрение.
Образовавшийся в результате естественной биохимической реакции газ накапливается в газгольдере (большом резервуаре для хранения биогаза — прим. ред.).
Уже оттуда он поступает в электрогенератор, проточный водонагреватель и газовую плиту. То есть на выходе получается бытовой газ, электричество и горячая вода с отоплением для поддержания комфортной жизни большого хозяйства.
Стоит отметить, что метана в таком газе не так много, поэтому он не взрывоопасен. По словам Владимира, кроме навоза, установка может перерабатывать любую органику: траву, картофельные очистки, просроченные продукты питания и многое другое.
Судьба инновации
Свою разработку Владимир пытается внедрить по всей России. Многие хозяйства с радостью перенимают опыт прикамского изобретателя — ведь это выгодно и совсем не затратно. Несколько биогазовых установок прижились в Удмуртии, Ростовской области. А в Оренбурге, как утверждает изобретатель, и вовсе открылась первая заправочная станция для автомобилей. Вместо бензина там используют навозную смесь.
Все жители деревни Катыши знают Владимира Рашина и рады такому соседству. Но к нововведению относятся с недоверием — отапливаются по старинке — с помощью дров.
Предприниматель планирует расширять своё производство: сейчас на птицеферме в одном из ангаров делают ремонт, увеличиваются площади для разведения перепелов. А о плате за газ и электричество не стоит беспокоиться. «Отходы превратились в доходы», — смеётся фермер.