Вход / Регистрация
21.12.2024, 05:45
Как был устроен средневековый город
Какое место в античной культуре занимал город? Является ли средневековый город прямым продолжением античного? И как меняется топография города в Средние века? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Олег Ауров.
Традиция свободных горожан античности, по мнению Огюстена Тьерри, вылилась в жизнь, традицию и борьбу свободных горожан Средневековья, а после продолжилась в истории буржуазии конца XVII — начала XIX веков. В этом смысле город, по мнению Тьерри, последовательно противостоял феодальному окружению. Римский город — франкскому, германскому, несвободному окружению. Это жесткое противопоставление свободы и несвободы вполне естественно для Огюстена Тьерри с его умеренно либеральными политическими воззрениями.
Во многих городах, которые были основаны еще в античности, довольно сильно смещается центр. Примером может служить Милан и многие другие города. Уже в позднеантичном городе возникают новые доминанты — христианские храмы. Нередко они строились за городом, около кладбища, что связано и с культом умерших в христианской традиции. Сначала возникает новый большой храм, он становится центром публичной жизни, а античный форум оказывается на окраине.
Как возникал средневековый город, если он не был прямым продолжением античного? Он мог возникнуть вокруг монастыря или рядом с монастырем. Сен-Кантен, Сан-Себастьян — типичные примеры таких городов, в название которых выносилось имя святого. Город также мог вырасти из торгового поселения: Бургос, Страсбург, Бурж и так далее. На территории Британии, например, город мог быть продолжением римского или даже кельтского укрепления.
Олег Ауров, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ИАИ РГГУ
Традиция свободных горожан античности, по мнению Огюстена Тьерри, вылилась в жизнь, традицию и борьбу свободных горожан Средневековья, а после продолжилась в истории буржуазии конца XVII — начала XIX веков. В этом смысле город, по мнению Тьерри, последовательно противостоял феодальному окружению. Римский город — франкскому, германскому, несвободному окружению. Это жесткое противопоставление свободы и несвободы вполне естественно для Огюстена Тьерри с его умеренно либеральными политическими воззрениями.
Во многих городах, которые были основаны еще в античности, довольно сильно смещается центр. Примером может служить Милан и многие другие города. Уже в позднеантичном городе возникают новые доминанты — христианские храмы. Нередко они строились за городом, около кладбища, что связано и с культом умерших в христианской традиции. Сначала возникает новый большой храм, он становится центром публичной жизни, а античный форум оказывается на окраине.
Как возникал средневековый город, если он не был прямым продолжением античного? Он мог возникнуть вокруг монастыря или рядом с монастырем. Сен-Кантен, Сан-Себастьян — типичные примеры таких городов, в название которых выносилось имя святого. Город также мог вырасти из торгового поселения: Бургос, Страсбург, Бурж и так далее. На территории Британии, например, город мог быть продолжением римского или даже кельтского укрепления.
Олег Ауров, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ИАИ РГГУ