Что хранится на дне главной водной артерии Украины
На дне Славутича покоятся зубы мамонта, вагоны, корабли, церкви и
даже кладбища. Какие тайные сокровища хранятся на дне самой большой
реки Украины , мало кому известно. Даже в Министерстве инфраструктуры,
которому подконтрольны все водоемы страны, не знают, сколько затонувших
плавсредств там находится, не говоря уже о настоящих сокровищах,
утерянных викингами, скифами, казаками сотни лет назад.
Зато профессиональные дайверы, которые постоянно исследуют дно древнего Славутича, находят все новые объекты. «Чаще всего на дне Днепра находим останки древних животных, в частности зубы древних животных, мы считаем что мамонтов, скелеты и зубы туров (древние быки), которым по 3—4 тыс. лет, зачастую они встречаются в районе Днепра на участке от Днепродзержинска по руслу Днепра в сторону Запорожья. Но установить достоверность этих находок нам пока не удалось. Мы передали их сотрудникам разных украинских институтов, они сейчас устанавливают, кому именно принадлежат древние останки. Некоторые, храним у себя дома как трофеи», — рассказал «Сегодня» дайвер Андрей Воробьев .
Но, как уверяют специалисты, самая большая проблема подводного мира в
Днепре — «металлисты», которые охотятся на любые металлические
объекты, в том числе и исторически важные, и беспощадно их разрезают,
дабы потом получить прибыль, сдав находку на металлолом. «В реке есть
множество остатков плавучих пристаней, в том числе и обломки кораблей
со времен Великой Отечественой войны, например, баржа или десантный
катер, который принимал участие в форсировании Днепра во время
освобождения Запорожья», — рассказал дайвер Роман Лихацкий.
Что
касается, небольших находок, которые имеют историческую ценность
(монеты, древние амфоры, якоря), то дайверы сдают их в местные музеи в
Запорожье и на Хортице. По словам подводников-энтузиастов, государство
подобные экспедиции не финансирует, хотя погружения — дело достаточно
затратное. Только стоимость профессионального подводного снаряжения
обходится в $4—5 тыс. И потому многие тайны Днепра до сих пор не
разгаданы.
Деревянное судно на подводной скале
В Днепре под водой находится множество судов и плотов, которые разбивались о пороги реки. Их остатки по сей день находятся под водой. Одно из них находится в районе острова Ленина в Запорожье, который образовался после строительства плотины. Ранее там проходил участок реки, носивший название Волчье горло. До постройки Днепрогэса это была самая узкая и глубокая часть Днепра — ширина русла не превышала 160 м, а глубина — ¬по¬рядка 59 м.
«На глубине 31—35 метров лежит большое затонувшее деревянное судно.
Обнаружил я его недавно. Оно требует изучения. Возраст судна не
известен, но, предположительно, оно построено в конце XIX века. Судно
лежит на скале с небольшим креном на левый борт. Хорошо сохранился
кнехт, крепежные кольца для такелажа. Полностью виден один борт судна»,
— говорит Батаев.
Кичкасский мост, взорванный батькой Махно
Кичкасский мост в районе Запорожья был построен в 1904 году. В то время он служил единственной железнодорожной артерией, соединяющей юг Украины с центром. Во время гражданской войны мост считался стратегически важным объектом, поскольку по нему перевозили войска и боеприпасы, раненых и медикаменты. В 1920 году, при отступлении под натиском Красной армии батько Махно взорвал его. Тогда вместе с частью металлического моста в 55-метровую пучину реки ушел целый эшелон. «Сейчас на дне лежит железнодорожное полотно и шесть разбитых вагонов, от которых остались только колеса, но они не представляют никакой исторической ценности», — рассказал дайвер Роман Лихацкий. По его словам, есть несколько версий, что находилось в вагонах — одни уверяют, что они были наполнены зерном, вторые настаивают, что вагоны пассажирские и в них перевозили раненых, но на момент взрыва в них никого не было.
Мистический грот Бульбы, остров и церковь
Среди дайверов давно
ходят легенды о многочисленных церквях, которые находятся на дне реки
Днепр. Но после сканирования дна выяснилось, что это не такие уж и
легенды. На подводных снимках, сделанных в районе Днепропетровска,
видно четкие очертания фундамента христианского храма, которые, как
известно, и до ныне строятся в форме креста с востока на запад.
«Поговорив с местным населением, выяснилось, что до затопления здесь было расположено село Августиновка (русло Днепра между Днепропетровском и Запорожьем) и на этом месте находилось кладбище. Поэтому можно предположить, что на его территории находилась часовня или небольшая церковь», — рассказывает Юрий Батаев.
На этом участке Днепра специалисты пытаются найти мистическую пещеру Тарас Бульба, в которой по легенде имеется небольшой проем в человеческий рост, пройдя сквозь который можно попасть в достаточно просторную комнату, где могут поместиться около 10 человек. Но самое невероятное то, что в середине пещеры есть вытесанные из камня стол и скамья. Поговаривают, что это творение — дело рук заключенных, сбежавших из тюрем.
Украинскими водолазами также был исследован остров Перун. Он по
размеру небольшой и напоминал по описанию огромное чудище, которое
разместилось головой на север и хвостом на юг. Но после строительства
Днепрогэса остров был затоплен, и теперь он доступен только
подводникам. Кроме того, на острове есть пещера, которая называется
Змеиной.
Баржа и десантный катер
У берегов острова Хортица, неподалеку от гранитного карьера, на дне
Днепра находится баржа, затонувшая во время войны. «Носовая часть
находится на глубине 10 метров», — рассказывает Юрий Батаев. Судно имеет
три трюма (каждый снабжен двумя люками), разделенные между собой
водонепроницаемыми перегородками, но внутрь попасть сложно из-за
маленького диаметра проемов. Еще один интересный объект для исследования
— район, где советские войска форсировали Днепр во время освобождения
Запорожья от немецких захватчиков. При сканировании дна исследователи
выявили восемь неизвестных объектов. Одним из них оказался советский
десантный катер времен ВОВ длиной 6—8 м, который лежит на глубине 12 м.
Казачья усадьба-крепость изгнанников с сечи
На острове Кухарев, который ныне затоплен водами Днепра, находится здание, напоминающее панскую усадьбу или крепостное сооружение. Длина стен «подводного особняка» — 70 м, высота — 3, толщина — около метра. Правда, часть стен уже немного разрушена, но здание явно было крепостью, поскольку в нем есть квадратные окна размером метр на метр, которые несколько сужаются внутрь здания и, скорее всего, служили бойницами.
Усадьба находится на глубине 13 м, и объект до конца не исследован.
Историки уверены, что именно после отмены Запорожской Сечи на острове
поселились казаки, которые занимались домашним хозяйством и
обрабатывали землю, содержали пасеку и рыбачили. И, естественно,
оборонялись. Поговаривают, что в усадьбе жили казаки с именами Венгер,
Майборода, Корчкар, Бабак, в честь которых и были названы местные
урочища.
Водомерный пост Российской империи
Двухэтажную старинную башню, из красного кирпича, дайверы нашли в
2011 году в районе Запорожья. Она находится в 300 метрах от берега на
глубине 27 метров (возвышается над грунтом на 7 м, диаметр конструкции —
6 м). На ней производились водомерные наблюдения, и более ста лет
назад она находилась на берегу Днепра. Башню затопило после того, как
построили Днепрогэс и поднялся уровень воды. Внутри башни есть дверной
проем и два окна на втором этаже. «Водомерный пост действовал во
времена Российской империи. С его помощью контролировали уровень воды в
Днепре еще в 1881 году», — говорит дайвер Юрий Батаев.
Затонувшие корабли
Под водой в районе Киева до сих пор находятся судна, плавучие мастерские, рестораны и даже гостиницы.
1. Понтон — Русановский пролив, неподалеку от Венецианского острова.
2. Плавучая мастерская (Правый берег, 50 м от входа для стоянки кораблей).
3. Плавучий ресторан «Золотой берег» (Левый берег, Русановский пролив).
4. Корпус судна (неподалеку от Долобецкого острова).
5. Корпус судна (рукав Долобецького острова, неподалеку от Подольско-Воскресенского моста).
6. Плавучий отель (неподалеку от Труханова острова, ниже Подольского ж/д моста).