Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Исчезнувшая могила Александра Македонского
07.03.2014

Исчезнувшая могила Александра Македонского

Оценка: 5.0    9142 0 Тайны истории
22:51

В истории есть личности, которые и при жизни были окружены множеством загадок. Одной из таких личностей является Александр Македонский. Вопросов, связанных с ним, немало. Один из них - а где, собственно, похоронен этот выдающийся человек? Версий на этот счет накопилось за века превеликое множество, одна правдоподобнее другой, но могила до сих пор так и не найдена, что оставляет широкое поле деятельности для новых искателей.

Чтобы разобраться, вспомним значительные вехи в судьбе Александра Македонского.

Этот великий полководец совершил немало славных побед. После разгрома финикийцев он бескровно завоевал Египет - народ встречал его с радостью, как избавителя от персов. В устье Нила Александр мечтал основать город - как опорный пункт на границе между Египтом и средиземноморскими соседями, а также для развития торговли и наук. В начале 331 г. до н.э. он проплыл по Нилу на роскошной ладье и нашел место для строительства. Так возникла Александрия, крупнейший и наиболее совершенный из городов, которые были основаны царем в последующие годы и носили его имя.

Сразу же после этого Александр совершил несколько неожиданное путешествие в отдаленный оазис Сива - 300 км по безжизненной пустыне. Посреди оазиса возвышался древний храм. Что нужно было там Александру? По словам хрониста Арриана, царь хотел больше узнать о самом себе. Действительно ли всеми своими одержанными до сих пор победами он был обязан богам, будучи их любимцем? Да что любимцем - Александр был свято уверен, что мать родила его от Зевса! Так, по крайней мере, она сама утверждала. Другой вопрос, который его сильно занимал, станут ли боги помогать ему и в дальнейшем, когда он начнет осуществлять свою идею мирового господства?

Александр был принят египетскими жрецами, и ему единственному было разрешено, не переодевшись, войти в святилище. Верховный жрец встретил его словами: "Благословен будь сын Амона!" Затем Александр задал жрецу свои вопросы.

Когда спустя продолжительное время полководец вышел, его окружили друзья и захотели узнать, о чем он спрашивал и какие получил ответы. Александр сказал: "Я узнал то, что хотел узнать, и ответы мне пришлись по сердцу". Лишь один вопрос (и ответ) нам точно известен. Когда на пути в Азию Александр хотел выйти под парусами из дельты Инда в море, он сказал: "Теперь я принесу жертву тем богам, которые подтвердили в Сиве мое происхождение от Амона" (египетский вариант Зевса).

После этого Александр, окончательно уверовавший в свое божественное происхождение, отправился в Месопотамию, разбил персидского царя Дария и взял Вавилон, после чего вторгся в Индию, где одержал множество легких побед. В Индии Александр был тяжело ранен, солдаты были измотаны бесконечными переходами и сражениями, и в 325 г. до н.э. царь возвратился в Вавилон - отдохнуть, полечиться и составить новые планы покорения мира, на этот раз Северной Африки. Но в 323 г. до н.э. он неожиданно скончался в возрасте почти тридцати трех лет. И вот тут начинаются загадки.

По одной из версий, он выпил яд, тем самым совершив древний ритуал, по которому самые великие из людей должны умереть в зените славы. Это представляется несколько сомнительным, а вот отравить его действительно могли. Римские историки обратили внимание, что в обратном походе из Индии до Вавилона Александр впадал в обмороки на целые сутки, страдал от физического бессилия и потери голоса, что напоминает отравление ядом медленного действия.

Историки Арриан, Диодор и Плутарх писали, что Александр был отравлен по тайному приказу наместника Македонии Антипатра. Хотя, по мнению других, глубокое разочарование итогами похода в Индию, распутство и беспробудное пьянство, отягченное малярией, довели Александра до прободения язвы желудка.

Как бы там ни было, после смерти Александра империя утонула в крови и слезах. Сподвижники Александра - диадохи - боролись не только за трон, но и за право владения телом царя: два года оно прилежало там, где он умер, - в спальных покоях дворца, набальзамированное жрецами, выписанными из Египта. Было очевидно, что тот из диадохов, в чьей стране будет воздвигнута усыпальница Александра, станет обладателем символа, означавшего особый статус главного наследника.

Птолемей первый понял это, и напомнил всем, что Александр завещал похоронить себя в Египте, в оазисе Сива (об этом же писал и биограф Александра Македонского Кальсиниас). Полководец Пердика обещал Александру сделать это, но решил увезти тело царя в Македонию, на родину Александра. В соответствии с последней волей усопшего греческий инженер Филипп сконструировал грандиозную колесницу, в которую были запряжены 64 мула. На колеснице был установлен мраморный саркофаг, на золотой крышке которого лежали оружие царя и щит из Трои. Сверху возвышался балдахин, подобный небесному своду, опиравшийся на колонны из слоновой кости и украшенный драгоценными камнями. Впереди траурной процессии двигались отряды строителей и землекопов, которые выравнивали старые и строили новые дороги, укрепляли мосты, потому что шествие сопровождали тысячи всадников, фаланги пеших воинов, колесницы и обозные повозки, а также индийские слоны.

Но замысел Пердики не удался - Птолемей, встретив в 321 г. до н.э. колесницу в Дамаске, отвез саркофаг в свои владения в Мемфисе, а спустя два года перевез его в Александрию, похоронив в подземной усыпальнице.

Могила становится местом массового паломничества, вследствие чего Александрия переживает невиданный расцвет. Через три столетия римский император Август при захвате Александрии "осмотрел тело Великого Александра, гроб которого вынесли из святилища: в знак преклонения он возложил на него золотой венец и усыпал тело цветами", - пишет Светоний. Он же пишет и о том, что там побывал и Калигула (37-41 гг. н.э.), который "иногда надевал панцирь Александра Великого, добытый из его гробницы". Септимий Север (193-211 гг. н.э.) - солдатский император, повелел замуровать священную усыпальницу, и с тех пор неизвестно, где она находится.

Правда, по одной из версий, это место известно. По утверждению киевского архимандрита Константина, пытавшегося в 1803 г. найти могилу Александра, до XV в. местоположение ее не было тайной.

В 1850 г. появилось сообщение, что переводчик из русского консульства в Каире, грек Скилитсис, проник в подвал мечети Наби Даниель (пророка Даниила) в Александрии. Он спустился в узкий и темный подземный проход и обнаружил ветхую деревянную дверь. Заглянув в трещины, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг - рассыпанные папирусные свитки. Он хотел остаться дольше в хранилище, но был выгнан одним из служителей мечети, и, несмотря на его повторные попытки возвратиться, ему запретили посещать склеп. Скилитсис, очевидно, сделал письменный отчет российскому консулу и греческому патриарху Александрии. (Любопытно, что история пророка Даниила очень сильно напоминает историю Александра Македонского, только немного смещена во времени.)

Существует также письменный отчет Махмуда Бея эль Фалаки. Этот египетский астроном и инженер посетил склепы под Мечетью Наби Даниель в 1865 г. В его задачу входило составление карты древнего города. В отчете эль Фалаки сообщает: "Во время моего посещения хранилищ под зданием мечети я вошел в большую комнату с арочной крышей на уровне земли города. Из этой комнаты начинались наклонные коридоры в четырех направлениях. Из-за их длины и плохого состояния я не мог рассмотреть их полностью. Большое качество камней, используемых в строительстве, и многие другие признаки подтвердили мою уверенность, что эти подземные проходы, должно быть, вели к могиле Александра Великого. Поэтому я возвратился, чтобы возобновить мои исследования, но, к сожалению, мне это было запрещено".

В 1879 г. каменщики по приказу шейха мечети вели каменную кладку в подвале и достигли наклонного подземного прохода. Они прошли некоторое расстояние и уже могли различить памятники, сделанные из гранита. Когда они хотели пойти дальше, шейх приказал им возвратиться и не рассказывать об увиденном (похоже, что каменщики все же не очень усердно хранили тайну).

Профессор каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 г. также заявил, что, по его расчетам, гроб с телом Александра скрыт под развалинами мечети Ниби Даниель. Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спланированного еще прославленным архитектором Динократом. Многие современные исследователи считают, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, которой мусульмане приписывали особую святость.

Итак, мечеть есть, версия о захоронении также есть, но... Мечеть уже давно находится в полуразрушенном состоянии, но для египетских мусульман она священна. Чтобы ее исследовать, необходимо разрешение местного духовенства, которое получить практически невозможно, так что историкам придется подождать.

По другой версии, могила Македонского ушла под воду. Последние археологические изыскания в Александрии указывают на то, что некоторые части древнего города на самом деле ушли под воду. Вполне возможно, что под воду ушла и та часть, где находилась гробница. Действительно, в море у берегов Александрии сейчас находят остатки древних сооружений. В 1996 г. при проведении работ в районе заброшенного Восточного порта французские археологи в маленькой бухте у мыса Абукира обнаружили монеты, ювелирные украшения, возраст которых превышает 2,5 тыс. лет, и две гранитные статуи, одна из которых изображает Изиду. Сейчас эти статуи находятся в парке, разбитом вокруг колонны Помпея. Среди всего прочего было найдено несколько саркофагов. Это позволило предположить, что главная часть царской резиденции расположена как раз в том месте, поэтому для проведения раскопок необходимо осушить бухту. Без этого гипотезу в обозримом будущем проверить не удастся.

Очередная версия отсылает нас к биографу Кальсиниасу, который озвучил повеление Александра быть похороненным в Сиве. Греческий археолог из Афин Лиана Сувалидис решила проверить эту версию и в 1989 г. начала вести раскопки в Сиве, в древности называвшийся Сантарией. Спустя год под фундаментом храма Амона она обнаружила тайный ход, протянувшийся на 40 м. Археологи раскопали помещение, напоминающее склеп с размерами 30 х 7 м, а в нем небольшие камеры, закрытые мощными гранитными плитами. Такого крупного комплекса не находили ни в Греции, ни в Македонии, ни в Египте. По заключению экспертов, постройки и росписи комплекса не характерны для древней египетской культуры, но имеют много общего с оформлением македонских гробниц. Но в склепе нашли только обломки алебастрового саркофага, изготовленного за пределами Египта, барельеф с восьмиконечной звездой - личным символом Александра, и три каменные плиты с надписями на древнегреческом языке.

Надпись на главной плите гласит: "Александр, Амон-Ра. Во имя почтеннейшего Александра я приношу эти жертвы по указанию Бога и переношу сюда тело, которое такое же легкое, как самый маленький щит, в то время, когда я являюсь господином Египта. Именно я был носителем его тайн и исполнителем его распоряжений, я был честен по отношению к нему и ко всем людям. И так как я последний, кто еще остался в живых, то здесь заявляю, что я исполнил все вышеупомянутое ради него". Датируется эта надпись приблизительно 290 г. до н.э., а автор текста - ближайший сподвижник Александра Македонского Птолемей Лаг, которому великий македонец завещал перенести свои останки в Сиву.

Надпись на второй плите сообщает: "Первый и неповторимый среди всех, который выпил яд, ни мгновения не сомневаясь". У древних македонцев, как мы помним, был обычай: когда человек достигал вершины и хотел оставить свое имя для современников и потомков в зените славы, он принимал яд.

Надпись на третьей гласит: "В этом районе проживают 400 тысяч человек, 100 тысяч из них служат в армии, и 30 тысяч солдат охраняют гробницу". Такое количество охраны говорит о значительности персоны, погребенной в Сиве.

Потом, правда, выяснилось, что перевод был не совсем точным. В любом случае, мумия Александра и золотой саркофаг не обнаружились, и, по словам Лианы, "лишь дальнейшие раскопки дадут ответ на волнующий вопрос: осталась ли мумия Александра в одном из закрытых помещений?". Но египетские чиновники почему-то выразили непонятное недовольство и разорвали контракт. Тайна так и осталась нераскрытой.

Очередная версия - вавилонская, на основе персидских преданий. Согласно ей, Александра похоронили в Вавилоне, а саркофаг с искусным муляжом отвезли в Александрию. Она, в принципе, имеет право на существование. С одной стороны, из политических соображений гробница нужна была в Александрии, а с другой стороны, Птолемей не мог нарушить клятву, данную царю о захоронении его в Сиве. Можно предположить, что за тридцать лет была сделана копия саркофага Александра и туда помещен муляж мумии царя. Эта копия была оставлена в Александрии, а оригинал саркофага вместе с подлинными останками был привезен в Сиву и там захоронен в соответствии с приказом царя. Тем самым Птолемей разрешил эту, казалось бы, неразрешимую проблему, о чем сам и говорит: "Я был честен по отношению к нему (Александру - О.Б.) и ко всем людям, и так как я последний, кто еще остался в живых (т.е. никто уже из лично знавших царя не мог его обвинить, что в Александрии лежит муляж - О.Б.), то здесь заявляю, что я исполнил все вышеупомянутое (т.е. совершил подмену тела на муляж - О.Б.) ради него".

Вероятнее всего, две последние версии появились благодаря тому факту, что полководец Пердика хотел увезти тело царя в Македонию и даже бросился в погоню за саркофагом, но ему помешал Птолемей, то ли захватив подлинное тело царя в Дамаске, то ли везя в саркофаге муляж, а тело из Вавилона тайно переправив в Мемфис, а затем уже в Александрию.

При внимательном рассмотрении версий относительно Сивы и Александрии видно, что они вступают в явное противоречие. С одной стороны, гробница Александра находилась в Александрии в 30 г. до н.э., что подтверждает Светоний, а с другой стороны, надпись на главной плите в Сиве (290 г. до н.э.) свидетельствует о том, что Птолемей выполнил распоряжение царя о захоронении его останков в Сиве. Что-то тут не так! Как можно совместить эти две версии?

Есть, правда, еще и македонская версия. Согласно македонской легенде, македонцы каким-то образом выкрали останки Александра (откуда выкрали - не уточняется), подменили их трупом греческого наемника из Спарты, а гроб отвезли в Эги, древнюю столицу Македонии, и по обычаю сожгли тело на большом костре. Получается, что ни гроба, ни могилы и вовсе нет. Согласитесь, что версия какая-то убогая.

Однако нашлись исследователи, которые рассмотрели ее под другим - весьма неожиданным - углом. Возможно, уже позже, в правление потомков Птолемея Лага, в связи с возросшей угрозой захвата Египта римлянами, гроб с останками Александра был на самом деле перенесен из Египта в Македонию и там тайно захоронен. На чем базируется это предположение? На сообщение Красимиры Стояновой, племянницы болгарской ясновидящей Ванги. В книге "Правда о Ванге" она пишет: "Однажды к моей маме в Рулите пришел человек и просил уговорить Вангу принять его. Он показал маме измятый лист бумаги с написанными, а точнее - очень неуклюже переписанными десятью рядами знаков, похожих на иероглифы. Сверху листа находились каракули, будто бы их начеркал ребенок. Человек сказал, что это старинная карта. Наш незваный гость решил, что лишь Ванга сумеет расшифровать карту и указать, где зарыт огромный клад. Мама объяснила гостю, что я изучала иероглифы и, может быть, смогу расшифровать таинственные письмена. ... Я взглянула на измятый лист бумаги, который он мне подал. Где там! Как я расшифрую текст, если мои познания арабского и старотурецкого иероглифического письма довольно скудны? Нет, не для меня сия тарабарская грамота, - подумала я. Хотя многие знаки были похожи на арабские письмена, но среди них встречались и совсем непонятные, напоминающие мелкие геометрические фигуры. Гость ушел, а мы с матерью поехали за покупками в Петрич. Когда мы вернулись, Ванга позвала меня ... и сказала, что слышала, о чем мы толковали с кладоискателем. Она некоторое время молчала, пребывая в задумчивости, и вдруг уверенно и громко заговорила: "Тут ведь далеко не глупость. Речь идет о важном документе, да не по Сеньке шапка - не по зубам этот текст, никто не сможет прочесть его сегодня. И текст, и карта копировались уже не раз: от поколения к поколению пытаются люди открыть тайну текста. Но расшифровать его не может никто. А речь в этом документе идет вовсе не о тайных сокровищах, а о древней письменности, до сих пор неизвестной миру. Такие же иероглифы начертаны на внутренней стороне каменного гроба, спрятанного глубоко в земле тысячи лет назад. И даже если случайно найдут саркофаг, они не смогут прочесть письмена. Там столько интересного - там рассказана история мира, каким он был тысячи лет назад, каким он будет еще через две тысячи лет. Этот саркофаг спрятан в нашей земле людьми, пришедшими из Египта. Было так: шел караван верблюдов, его сопровождали воины и высшие их командиры, кроме того, с ними следовало множество рабов. Дойдя до наших краев, они остановились на долгий отдых, и однажды ночью рабы стали рыть глубокую яму. В яму был опущен таинственный груз - саркофаг, и яму быстро засыпали землей. Те, кто выполнял работу, были убиты, все до одного. Тайну эту окропили потоки невинной крови, тайна дожидается своего часа, чтобы быть раскрытой, разгаданной людьми, послание тысячелетней давности бесценно, оно принадлежит человечеству".

Спустя некоторое время мы с Вангой снова заговорили о карте и спрятанном "кладе". У меня сложилось впечатление, что она сама удивляется тем словам, которые произносит: "Сегодня самые ученые из ученых и профессора из профессоров не расшифруют карту и не найдут саркофаг. Не пришло время. Я вижу горы, это место в горах..."

Ванга жила в Рулите около Петрича, находящегося всего в ста километрах от Пеллы, древней столицы Македонии. Поэтому третья версия имеет достаточно серьезные основания: предполагаемый перенос саркофага Александра из Египта как по времени (две тысячи лет), так и по месту совпадает с описанными Вангой событиями. Так что все дело за археологами. Но, к сожалению, современная наука редко прислушивается к словам ясновидящих, даже таких уважаемых, как Ванга, тем более сказанных не лично ею при свидетелях, а переданных через вторые руки, пусть и родственные.

Есть и индийская версия. В прошлом веке в дневниках английских путешественников начала XIX в. были обнаружены индийские предания, относящиеся к походу Александра Македонского (их использовал в своей книге "Лезвие бритвы" писатель Иван Ефремов). В одном предании говорится, что индийские жрецы некоего храма предложили Александру пройти испытание. Если он выдержит испытание, его признают властелином мира. Александру необходимо было надеть на голову корону, верх которой был украшен большим прозрачным драгоценным камнем, помещающимся прямо у темени. В полдень на камень падает солнечный луч, он концентрируется, проходит через камень, проникает в мозг и достигает эпифиза (третьего глаза, как его иногда называют). Если корону надевает простой человек, не божественного происхождения, результата никто не гарантирует: в лучшем случае потеря памяти, в худшем - смерть. Если корону надевает человек с происхождением, как у Александра, то у него появляется сразу несколько сверхспособностей: озарение, ясновидение, способность войти в контакт с божествами и т.п.

Александр, естественно, согласился, но во время испытания сразу почувствовал резкую боль в голове и на несколько минут ослеп. У него началась лихорадка, и полководец умер в стенах храма. Забальзамированное тело Александра тайно отправили в предгорья Памира. В пещере его тело положили в саркофаг, вход в нее заделали толстыми листами меди и окрасили под цвет камней, там оно до сих пор и покоится. А на родину везли другого человека, похожего на Александра.

В этой легенде много сомнительных моментов. Римские историки обратили внимание на факт, что в обратном походе из Индии до Вавилона Александр терял сознание на целые сутки, страдал от физического бессилия и потери голоса. В носилках, когда его везли к Вавилону, он пытался произносить строчки из "Илиады", которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Невозможно, чтобы никто не догадался, что из Индии везут не того Александра, а настоящий где-то похоронен.

Тем не менее, в Таджикистане на территории Памира много мест, связанных с Александром: Сагдийская скала и озеро Искандер-куль в 300 км от Нурека. В этом нет ничего удивительного, ведь, отправившись из Египта, войско Македонского попало в труднопроходимые Сагдийские горы.

Удивительно другое: согласно таджикской легенде, Александр оставил свое войско в ущелье Великого сфинкса, а сам ушел разговаривать с богами почему-то под землю, в царство мертвых. Какие боги имелись в виду? Не те ли загадочные жители Шамбалы, которые сегодня будоражат воображение мистиков и путешественников? Может быть, жрецы в Сиве дали ему на этот счет точные указания, и он хорошо знал, что ищет? Вернулся же Александр совсем другим путем: по легенде, он поднялся со дна озера Искандер-куль внутри большого прозрачного шара, и с тех пор озеро носит его имя.

Ущелье Великого сфинкса - также не вымысел, оно уничтожено совсем недавно, после строительства Нурекской ГЭС. Ученый с мировым именем, инженер-гидротехник К.Ю. Севенард вспоминал, что в детстве он видел гигантское изображение сфинкса, выбитое на одной из скал у подножья горы "Пятая ступень". В длину изображение составляло около 200 м, а в высоту около 70 м. У передних лап Сфинкса чернел вход в пещеру.

Отец Севенарда в то время был начальником строительства Нурекской ГЭС и отправил группу альпинистов исследовать сфинкса и пещеру. Они однозначно пришли к выводу, что и пещера, и рисунок Сфинкса искусственного происхождения. Пещера представляла собой начало стометрового ровного туннеля, который заканчивался стеной, сделанной из иного материала, чем стены. Около входа в пещеру начиналась Священная Чинаровая роща. Доложили "наверх". В конце концов, на самом высоком государственном уровне было принято решение продолжить стройку, и Сфинкс, и загадочный туннель ушли под воды водохранилища. Не в этом ли туннеле следовало искать конец индийской легенды?

А на закуску, так сказать, - азербайджанская версия. В поэме Низами Гянджеви "Искандарнаме" рассказывается очень интересная философическая легенда. Перед смертью Александр якобы завещал, чтобы его тело носили на руках в открытом гробу до тех пор, пока его пальцы не сожмутся, и похоронили там, где они сожмутся. Так и поступили: люди долгими днями ходили с его телом, но пальцы царя не сжимались. Однажды воины встретили старца, который заинтересовался: кто покойный и почему его не хоронят. Узнав о завещание Александра, старик взял горсть земли и положил в открытую ладонь Александра. В тот миг покойный сжал пальцы. В этом месте его и похоронили. На вопрос, почему Александр до тех пор не хотел сжать пальцы, старик ответил, что несмотря на все свои великие завоевания, он не был сыт землей... Осталось только понять, где это случилось...

Статья подготовлена по данным Кирилла Бутусова, Николая Непомнящего и Ольги Судникович.


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

ТОП Новостей
Материалов за сегодня нет.
Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Загадка Серро-Эль-Коно: Пирамида в сердце Амазонки
Дык изначально пирамиды египетские что из себя представляли? А на эту - видимо, что-то спроецировало (от Gr70)
«Шаттл» Топраккала
Геобетон просто, разновидность. А вот средство летающее для перемещения в ближней зоне, типа космиче (от Gr70)
Более 6 млн объектов недвижимости в Англии могут оказаться под водой к 2050 году
Ага, сначала везде падал уровень воды в озёрах и реках, а теперича типа опускания плавного всей Брит (от Gr70)
Загадка Хроновизора: Ватикан и тайны времени
Число 12 что-то напоминает, может, вечерю?
Могло быть событие, типа передачи информации в вид (от Gr70)

Тайна Джорджа Лукинса
Обычный одержимый. (от Gr70)