/ Новости сайта / Археология / В Азербайджане открыт новый ашельский памятник
10.03.2014

В Азербайджане открыт новый ашельский памятник

Оценка: 0.0    1623 0 Археология
В 2013 году гянджа-газахский отряд палеолитической археологической экспедиции Института археологии и этнографии НАН Азербайджана под руководством Азада Зейналова проводил археологические исследования в районе Мингячевирского водохранилища. Привлечение к исследованиям специалистов из России, в том числе естественнонаучных дисциплин, придало ей не только международный статус, но и комплексный характер.

Как передает Vesti.Az, в составе экспедиции работали археолог, ученый секретарь Института истории материальной культуры Российской АН (ИИМК РАН) (г. Санкт-Петербург) Сергей Кулаков, геолог из Института геологии ДАН РАН (г. Махачкала) Идрис Идрисов, палеонтологи - сотрудники Института геологии НАН Азербайджана Тариэль Эйбатов, Ильгар Мустафаев и Теймур Сулейманов.

На заседании Отдела палеолита ИИМК РАН состоялся доклад А.А. Зейналова и С.А. Кулакова "Новый ашельский памятник в Азербайджане". На заседании присутствовали сотрудники Отдела палеолита ИИМК РАН, Экспериментально-трасологической лаборатории ИИМК РАН, МАЭ РАН (Кунсткамеры) им. Петра Великого, сотрудники и студенты кафедры археологии Санкт-Петербургского госуниверситета.

Авторы доложили собравшимся, что в сентябре 2013 г. на южном берегу Мингячевирского водохранилища на западе Азербайджана был открыт новый ашельский памятник – Гараджа, давший не только великолепную каменную индустрию: ручные рубила, чопперы, нуклеусы, скребла и др., но уникальную возможность комплексного изучения культуры, окружающей среды и жизнедеятельности древнейших людей – архантропов на Южном Кавказе.

О возрасте этого памятника можно говорить, пока, только очень предположительно, в широком диапазоне от верхнего Апшерона до Баку (от более 1 млн. – 800 тыс. л.т.н. до 500 тыс. л.т.н.).

Особо выделяются в гараджинской коллекции два изделия. Одно из них – это крупный чоппер, около 4 кг, двусторонний, изготовленный из очень большой гальки. Для палеолита Азербайджана подобная орудийная форма, впервые была выделена М.М. Гусейновым в нижних, VII-X, слоях пещерной стоянки Азых и названа "гигантолитом".

Серия таких изделий, выделенная в Азыхской пещере, послужила одним из критериев для выделения "куручайской культуры" раннего палеолита. Впервые похожее орудие, за пределами пещеры Азых, было найдено на местонахождении Гараджа.

Второе изделие – это «топорик» или «колун». Впервые для ашеля Кавказа в Азербайджане на местонахождении Гараджа 1 найден настоящий топорик – орудие, которое имеет бесспорные корни в африканском ашеле.

В обсуждении доклада выступили Зав. Отделом палеолита ИИМК РАН д.и.н., Васильев С.А., в.н.с. Отдела, д.и.н., проф. Любин В.П., с.н.с. Отдела, к.и.н. Беляева Е.В., с.н.с. Отдела, к.и.н. Колпаков Е.Н., зав. Экспериментально-трасологической лаборатории ИИМК РАН, д.и.н. Щелинский В.Е., с.н.с. Экспериментально-трасологической лаборатории ИИМК РАН, к.и.н. Гиря Е.Ю.

Вслед за старейшим археологом России, главой кавказского палеолитоведения профессором В.П. Любиным, все выступавшие и собравшиеся поздравляли авторов с большим открытием. Отдел палеолита ИИМК РАН cчитает, что археологические работы на местонахождение Гараджа были проведены успешно и на высоком методическом уровне. Отдел высоко оценивает значение исследований А.А. Зейналова и С.А. Кулакова и важность новых открытий палеолита в Азербайджане. Отдел рекомендует исследователям, при продолжении археологических работ на новом памятнике наибольшее внимание уделить изучению его стратиграфии и поиску непотревоженных участков стоянки.