/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые: в вымирании гигантских птиц моа виноваты исключительно люди
18.03.2014

Ученые: в вымирании гигантских птиц моа виноваты исключительно люди

Человек виновен. Так сказала ДНК. Первые поселенцы в Новой Зеландии сыграли главную роль в исчезновении гигантских нелетающих птиц моа. До прибытия людей их популяция оставалась стабильной, судя по генетическому анализу.

В Новой Зеландии обитало как минимум девять видов моа. Около 1300 года до островов добрались люди. Прошло всего сто лет, и моа вымерли. Археологические данные свидетельствуют о том, что люди охотились на птиц. Естественно, как только это выяснилось, было высказано предположение о том, что моа погибли из-за людей.
Моа (Smithsonian Natural History Museum).

Но на самом деле очень трудно выяснить, какое именно воздействие оказал на популяцию животных человек, а какую роль сыграли другие факторы — изменение климата, например. Хорошо известен пример с мамонтами и другой мегафауной, исчезновение которой совпадает с появлением людей в Америке и Австралии. Казалось бы, всё ясно, однако учёные подозревают, что арктические мамонты были обречены после того, как изменение климата привело к сдвигу вегетации. Охотники добили уже ослабленную популяцию или, такое тоже может быть, вообще ни при чём.

Но вернёмся к моа. Мортен Аллентофт из Копенгагенского университета (Дания) и его коллеги изучили ДНК из 281 ископаемого образца этих несчастных. Оказалось, что генетическое разнообразие моа оставалось практически постоянным на протяжении последних трёх тысяч лет их существования. Иными словами, популяция была стабильной. Двуногому без перьев приходится винить только самого себя.

Стоит отметить, что полученные данные противоречат выводам исследования, проведённого Нилом Геммелем из Университета Отаго (Новая Зеландия) в 2004 году. Он занимался митохондриальной ДНК из останков моа и показал, что в период с 4000 г. до н. э. по 1000 г. н. э. численность популяции моа сильно варьировалась и составляла от 3 до 12 млн особей. А ещё одно исследование говорило о том, что, когда триста лет спустя на берег Новой Зеландии ступила нога человека, моа насчитывалось всего лишь 159 тыс. Отсюда, разумеется, следовал постулат о том, что по каким-то причинам птицы начали вымирать задолго до встречи с людьми.

Г-н Аллентофт считает, что подобные догадки ненадёжны. Судить по ДНК о размерах популяции нельзя. Можно лишь выявить долгосрочные тенденции.

Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

Подготовлено по материалам NewScientist.

Источник:  http://compulenta.computerra.ru