Вход / Регистрация
17.11.2024, 14:26
Живописцы запечатлели загрязнение атмосферы
Тёмно-красные закаты, которые порой служат великолепным фоном картин
старых мастеров, способны рассказать, насколько грязным был воздух в тот
день, когда художник взялся за кисть.
Специалист по физике атмосферы Христос Зерефос из Афинской академии (Греция) и его коллеги утверждают, что насыщенность красного в небесах (а точнее, соотношение красного и зелёного) — отличный показатель степени загрязнённости земной атмосферы. На протяжении последних 150 лет закаты становились всё краснее и краснее. Поскольку цвет заката — результат рассеивания солнечных лучей частицами в воздухе, чем темнее красный, тем больше грязи в атмосфере. Это особенно заметно в картинах, написанных вскоре после извержения вулкана. Но обо всём по порядку.
Аэрозоли могут иметь как естественное (извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури), так и искусственное происхождение. Возьмём шедевр гениального немецкого романтика Каспара Давида Фридриха «Женщина. Восход солнца» (1818). Казалось бы, что ещё можно увидеть здесь, кроме волнующих символов: условная фигура женщины, приветственный жест, обращённый к ещё сокрытому светилу, небеса цвета тёмной охры... Ан нет, учёные усматривают здесь связь с извержением вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 году. На протяжении трёх лет после этого частицы, выброшенные вулканом в воздух, создавали ярко-красные и оранжевые закаты по всей Европе.
Воздействие аэрозолей на земной климат многогранно. Рассеивая свет, они могут охлаждать планету, как это случилось, например, после извержения вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 год. И наоборот, частицы способны накапливать тепло и ускорять таяние снега и льда (это особенно справедливо для сажи из дизельного и угольного дыма).
Исследователи из Греции и Германии проанализировали 124 заката, написанных европейскими художниками с 1500 по 2000 год. В течение этого периода на Земле произошло более 50 крупных извержений вулканов. Насыщенность красного цвета на холстах менялась в соответствии с этими событиями.
Кроме того, показано, что закаты последовательно становились всё краснее и краснее, начиная со времён промышленной революции, причём даже в те периоды, когда вулканы спали. По-видимому, художники, не подозревая об этом, составили летопись антропогенного загрязнения атмосферы. Пожалуй, только с середины XX века живописцы стали сознательно изображать воздействие человека на природу.
Для проверки полученных данных учёные попросили одного художника написать несколько закатов на греческом острове Идра во время и после того, как буря в пустыне Сахара в 2010 году подняла в воздух тучи пыли и пронесла их над Средиземноморьем. Действительно, чем больше грязи находилось в атмосфере, тем теплее были краски на холсте.
Так что же нам выбрать: живые краски или чистый воздух?
Результаты исследования опубликованы в журнале Atmospheric Chemistry and Physics.
Подготовлено по материалам Scientific American.
Специалист по физике атмосферы Христос Зерефос из Афинской академии (Греция) и его коллеги утверждают, что насыщенность красного в небесах (а точнее, соотношение красного и зелёного) — отличный показатель степени загрязнённости земной атмосферы. На протяжении последних 150 лет закаты становились всё краснее и краснее. Поскольку цвет заката — результат рассеивания солнечных лучей частицами в воздухе, чем темнее красный, тем больше грязи в атмосфере. Это особенно заметно в картинах, написанных вскоре после извержения вулкана. Но обо всём по порядку.
Каспар Давид Фридрих. «Женщина. Восход солнца» (1818).
Аэрозоли могут иметь как естественное (извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури), так и искусственное происхождение. Возьмём шедевр гениального немецкого романтика Каспара Давида Фридриха «Женщина. Восход солнца» (1818). Казалось бы, что ещё можно увидеть здесь, кроме волнующих символов: условная фигура женщины, приветственный жест, обращённый к ещё сокрытому светилу, небеса цвета тёмной охры... Ан нет, учёные усматривают здесь связь с извержением вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 году. На протяжении трёх лет после этого частицы, выброшенные вулканом в воздух, создавали ярко-красные и оранжевые закаты по всей Европе.
Воздействие аэрозолей на земной климат многогранно. Рассеивая свет, они могут охлаждать планету, как это случилось, например, после извержения вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 год. И наоборот, частицы способны накапливать тепло и ускорять таяние снега и льда (это особенно справедливо для сажи из дизельного и угольного дыма).
Исследователи из Греции и Германии проанализировали 124 заката, написанных европейскими художниками с 1500 по 2000 год. В течение этого периода на Земле произошло более 50 крупных извержений вулканов. Насыщенность красного цвета на холстах менялась в соответствии с этими событиями.
Кроме того, показано, что закаты последовательно становились всё краснее и краснее, начиная со времён промышленной революции, причём даже в те периоды, когда вулканы спали. По-видимому, художники, не подозревая об этом, составили летопись антропогенного загрязнения атмосферы. Пожалуй, только с середины XX века живописцы стали сознательно изображать воздействие человека на природу.
Для проверки полученных данных учёные попросили одного художника написать несколько закатов на греческом острове Идра во время и после того, как буря в пустыне Сахара в 2010 году подняла в воздух тучи пыли и пронесла их над Средиземноморьем. Действительно, чем больше грязи находилось в атмосфере, тем теплее были краски на холсте.
Так что же нам выбрать: живые краски или чистый воздух?
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. «Красное небо и лунный серп» (ок. 1818, деталь).
Эдгар Дега. «Пейзаж на Орне» (ок. 1884).
Эдгар Дега. «Скаковые лошади» (1885–1888).
Карл Фридрих Шинкель. «Берега Шпрее близ Штралау» (ок. 1817).
Пейзажи и фотографии во время и после пыльной бури в Сахаре.
Результаты исследования опубликованы в журнале Atmospheric Chemistry and Physics.
Подготовлено по материалам Scientific American.
 
Источник: http://compulenta.computerra.ru/