Арктический Барнео курорт для настоящих мужчин
На Северном полюсе высадилась российская экспедиция "Барнео-2014". В течение месяца на дрейфующей льдине ученые будут исследовать Арктику. Для этого они построят научную базу. Смогут посещать станцию и туристы. Ожидается, что на полюсе побывает около 300 человек из разных стран.
Пять дней ожидания позади, идут последние приготовления. Вылет — через час, в топливные баки закачивают 75 тонн горючего из расчета на пять тысяч километров, включая маневры. Пожелать удачи команде десантников пришли те, кто полетит в Арктику в следующий раз. Профессиональный спасатель Александр Никифоров отмечает: "Первая их задача — выжить. Это самая основная задача. Потому что там, куда они прыгают, нет ничего. Там льдины, Северный полюс".
После взлета команда первым делом проверяет, как закреплен груз. Самое ценное — палатки и печка. Руководитель группы Алексей Гуницкий лично прощупывает все узлы. "Самое прочное крепление осуществляется с помощью так называемой "сетки". Она охватывает со всех сторон груз, и он при десантировании не вываливается", — поясняет он.
В это время года температура в районе высадки — от минус 25 до минус 40 градусов. Амуницию и рюкзаки тщательно проверяют. В них — ничего лишнего, исключение сделано лишь для талисманов.
За бортом — минус 60, внизу — белая мгла. Предстоящая высадка с парашютом на Северном полюсе — предел человеческих возможностей. Инструктор-спасатель гражданской авиации Роман Дементьев рассказывает о предстоящих трудностях: "Скапливается лед, смерзаются ресницы. Не видно вообще ничего, поэтому приходится быстренько срывать, лишаться ресниц. И так до самого приземления борешься с морозом".
Но пока еще есть время немного отдохнуть, насколько это возможно в самолете, под завязку загруженном бочками с авиационным керосином. Если вы считаете, что многочасовой полет в отпуск в Boeing 737 это утомительно, значит, вы не летали на транспортном самолете, забитом десятками тонн грузов.
Две тысячи километров полета проходят в штатном режиме, но чем ближе Арктика, тем сложнее связаться с цивилизацией. Бортовой радист самолета Ил-76 Анатолий Шелюк поясняет: "Работаем только по дальней связи, коротковолновой. В этом специфика".
Одна из первых задач, которая стоит перед экипажем из Твери, найти площадку для сброса груза. На сверхмалой — 300 метров — высоте специалисты исследуют потенциальные места для этого. "Серия, которую мы выбрасываем, не маленькая, длинная. Соответственно, площадка должна быть без трещин, расщелин и торосов", — говорит пилот-инструктор Геннадий Гребенщиков. И вот ледовое поле найдено, визуальные маяки установлены. Прежде, чем сбросить груз, необходим второй заход, но небо мгновенно затягивается облаками. Концентрация предельная, другого шанса может не быть.
Максимальный газ, тангаж 9 градусов — и груз под собственной тяжестью благополучно уходит вниз. Следующий этап — набрать высоту 1700 метров. Минутная готовность, открывается люк, все готово, чтобы десантироваться.
Внизу работа начнется немедленно. Восьмерым полярникам предстоит встретить вертолеты с Хатанги, найти участок под аэродром и в считанные дни вместе с двумя другими группами построить лагерь для туристов и ученых. Первые из них прибудут на Барнео уже в начале апреля.
Здесь говорят, что схожесть в звучании названия этого места с названием тропического острова не случайно. Полярники называют этот Барнео "курортом для настоящих мужчин".