Вход / Регистрация
22.11.2024, 06:58
Безумные военные прототипы 60-х, потерпевшие крах
BAE Systems недавно откопали несколько сумасшедших идей из 60-х, над которыми серьезно трудились инженеры, хотя они были совершенно нелепыми и удивительно опасными.
Проекты были реанимированы в коротких видеороликах. На них можно увидеть, как могли бы выглядеть изобретения, если бы у правительства было в запасе несколько миллиардов. Контраст между современной анимацией и эскизами людей того времени показывает, насколько оригинальный подход был у исследователей.
Летающий джип
Словно черпая вдохновение из «Бэтмен: Начало», британским военным пришла в голову идея о разведывательном джипе, который может "перепрыгивать" через вражеские позиции, пропасти, целые армии и тому подобное. Они хотели добиться этого за счет двенадцати лопастей, чей угол мог бы быть скорректирован в зависимости от ситуации, давая как толчок вперед, так и вертикальный подъем.
Звучит дико, но это не самая безрассудная идея тех дней. Во время Второй мировой войны у британских и американских войск были прототипы летающих платформ-джипов, хотя походили они больше на вертолеты, чем на обычные внедорожники.
Звучит дико, но это не самая безрассудная идея тех дней. Во время Второй мировой войны у британских и американских войск были прототипы летающих платформ-джипов, хотя походили они больше на вертолеты, чем на обычные внедорожники.
Версия 60-х дорабатывалась командой BAE в течение десяти лет и была сконструирована в сотрудничестве с командой MoD R&D. Несмотря на то, что были достигнуты неплохие результаты, проект пришлось закрыть, так как затраты становились слишком серьезными. Кроме того, во второй половине 20-го века правительство вынудило военных пересмотреть оборонные расходы. Было высказано мнение о том, что летающие джипы не эффективны во время военных действий.
Взлетная площадка с истребителем
А как насчет платформы с вертикальным взлетом и самолетом на ней? Такие платформы позволили бы обычным самолетам взлетать с лесных полян или другой местности без взлетно-посадочной полосы.
Опять же, взлетная площадка с истребителем была не единственной нелепой идеей 60-х. В течение всей холодной войны, обе стороны потратили огромные суммы денег на самолет, который мог бы маневрировать в ограниченном пространстве (например, палуба небольшого авианосца). Наверное, самым опасным и смехотворным, в рамках такого эксперимента, стал истребитель Ryan X-13. Этот истребитель с вертикальным взлетом был очень нестабильным, чудо, что никто не погиб во время испытаний двух его прототипов.
Опять же, взлетная площадка с истребителем была не единственной нелепой идеей 60-х. В течение всей холодной войны, обе стороны потратили огромные суммы денег на самолет, который мог бы маневрировать в ограниченном пространстве (например, палуба небольшого авианосца). Наверное, самым опасным и смехотворным, в рамках такого эксперимента, стал истребитель Ryan X-13. Этот истребитель с вертикальным взлетом был очень нестабильным, чудо, что никто не погиб во время испытаний двух его прототипов.
Сверхзвуковой летательный аппарат
Многоразовый космический летательный аппарат, похожий на шаттл, но с совершенно иной конструкцией. Благодаря трем дельтавидным машинам, соединенным вместе, создается мощная реактивная тяга, которая позволяет достичь скорости, в пять раз превышающую скорость звука. Как только эта скорость будет достигнута, два крайних самолета отсоединятся и направятся к Земле, а средний выходит на орбиту.
Несмотря на затраты на разработку (в 20-30 дешевле, чем создание ракеты Сатурн), правительство решило не продолжать программу, которая, как считает разработчик Том Смит, намного опередила с
вое время. Гражданский СВВП перевозчик
Проект от Hawker Siddeley, производителя истребителей Harrier, стал попыткой создать пассажирский лайнер с вертикальным взлетом и посадкой в том же ключе, что и Harrier.
Отличительной особенностью прототипа было использование горизонтально направленных подъемных лопастей. Такой подход отличается от конструкции самолета Harrier, который использует "вектор тяги", то есть основной двигатель может работать как в горизонтально режиме, для обычного полета, так и разворачиваться в вертикальный для вертикального взлета. Снаряжение самолета дополнительными лопастями привело к значительной прибавке в массе, которая в сочетании с нагрузкой топливом сделали самолет финансово нецелесообразным и неустойчивым в полете.
Отличительной особенностью прототипа было использование горизонтально направленных подъемных лопастей. Такой подход отличается от конструкции самолета Harrier, который использует "вектор тяги", то есть основной двигатель может работать как в горизонтально режиме, для обычного полета, так и разворачиваться в вертикальный для вертикального взлета. Снаряжение самолета дополнительными лопастями привело к значительной прибавке в массе, которая в сочетании с нагрузкой топливом сделали самолет финансово нецелесообразным и неустойчивым в полете.
А если серьезно, вряд ли есть реальный спрос на пассажирские самолеты вертикального взлета и посадки. Учитывая, что коммерческие авиалайнеры стремятся как можно дешевле перевезти максимум пассажиров из пункта А в пункт Б, СВВП не имели бы никакого смысла, а с учетом "лишних" лопастей, едва ли такой самолет был бы тише 747-го.
Тем не менее, большие самолеты с вертикальным взлетом, далеко не предмет фантазии. В попытке разрешить проблему с заложниками в Иране, американцы в 1980 году разработали план изменения крупногабаритных транспортных самолетов С-130 таким образом, чтобы они смогли приземляться и взлетать в пределах футбольного стадиона. Для этого реактивные двигатели были установлены вертикально, что позволило бы самолету тормозить и сбрасывать скорость в пределах ста метров.
Проект закрыли довольно быстро - несколько C-130 Hercules было успешно модифицировано, но на одном из последних испытательных полетов пилоты включили двигатели при посадке чуть раньше, в результате чего самолет упал и разбился (на видео на третьей минуте).
Тем не менее, большие самолеты с вертикальным взлетом, далеко не предмет фантазии. В попытке разрешить проблему с заложниками в Иране, американцы в 1980 году разработали план изменения крупногабаритных транспортных самолетов С-130 таким образом, чтобы они смогли приземляться и взлетать в пределах футбольного стадиона. Для этого реактивные двигатели были установлены вертикально, что позволило бы самолету тормозить и сбрасывать скорость в пределах ста метров.
Проект закрыли довольно быстро - несколько C-130 Hercules было успешно модифицировано, но на одном из последних испытательных полетов пилоты включили двигатели при посадке чуть раньше, в результате чего самолет упал и разбился (на видео на третьей минуте).