Потусторонние мистерии
Изображения мертвых
Достаточно вспомнить рисунки на банкнотах Египта, где можно увидеть
посмертную маску юного фараона Тутанхамона и другие артефакты, найденные
в захоронениях древних правителей. Например, на актуальной египетской
200-фунтовой купюре изображена фигурка писца.
А сколько существующих ныне банкнотных изображений родилось благодаря
кропотливому научному изучению человеческих останков! Яркими примерами
того могут служить узбекская бона номиналом 500 сумов с памятником
Тамерлану (первый достоверный портрет завоевателя был сделан
антропологом Герасимовым после изучения останков в Гур-Эмире), а также
бона 100 тенге 1993 года из первой серии национальной валюты Казахстана.
На ней помещен лик хана Аблая (1711-1781 годы), одного из правителей
Казахского ханства. Так вот, этот самый портрет был создан, в том числе,
и на основании реконструкции, проведенной после исследования ханского
черепа ученым-антропологом Оразаком Смагуловым.
Кладбищенские постройки
Что уж тогда говорить о многочисленных монетах и банкнотах, «документирующих» развитие кладбищенской архитектуры!
Это и мегалитические погребения древних типа дольменов, как на немецких
нотгельдах начала прошлого века. Можно увидеть и пирамиды в Гизе
(Египет), и гробницу полулегендарного правителя древних персов Кира II в
Пасаргадах (Иран), и усыпальницу Амира Темура в Самарканде
(Узбекистан). И наконец, Мавзолей Ленина, запечатленный на 10 000 рублях
1992 года вместе с частью некрополя у Кремлевской стены и колумбарием.
Тема бренности жизни и потусторонних мистерий всегда присутствовала на
бонистическом материале, и похоже, создатели новых банкнотных серий не
собираются от нее так быстро отказываться.
На казахстанской боне 5 тенге 1993 года имеется рисунок старинного казахского кладбища с мазарами.
Слово «мазар» переводится с арабского как «место, которое посещают». Это
не что иное, как мусульманские могилы, которые могут иметь самые разные
формы и конструкции. Близкое расположение могил можно объяснить тем,
что казахские захоронения относятся к разряду родовых. То есть умерших
родственников старались хоронить рядом. Камнерезное дело у казахов в
основном было связано с сооружением надгробных памятников, и это
искусство передавалось из поколения в поколение. Занимательно, что на 5
тенге показаны практически все известные разновидности мусульманских
надгробий. Небольшая каменная стела на переднем плане − это кой тас,
самый простой вариант «погребальной» архитектуры. Их нередко украшали
витиеватой резьбой с закодироваными пожеланиями благополучия на том
свете. Два следующих сооружения на рисунке, выполненные в форме
поставленных на постаменты сундуков, именуются сандык тас. А дальше один
за другим возвышаются мавзолеи. Это наивысший этап надгробных строений −
кумбез. Такие шатровые сооружения были по карману только знатным и
богатым казахам. Внешние стены кумбеза украшались орнаментом или
растительными узорами. А внутренние часто расписывались рисунками
предметов быта и боевого оружия.
Представление о загробной жизни
На оборотной стороне египетской купюры 50 пиастров 1960 года на фоне античного храма замерли каменные бараны.
Баран в Древнем Египте символизировал бога Ра, и скульптур этого
животного в Египте множество (например, аллея священных овнов в
Луксоре). Впрочем, почитание овна характерно не только для древних
египтян. Оно занимает особое место и в таоизме. Специфическое отношение к
символике божественного овна отмечалось и у тюркских племен. Поэтому
каменные статуи баранов можно встретить в Китае и Монголии. Имеются они и
в Азербайджане. В религиозных верованиях древних египтян животные
играли ключевую роль. Самые ранние египетские боги представлялись
исключительно под личиной животных. Были среди них коровы, бараны,
павианы, крокодилы, собаки и кошки. Почитание божественных животных
часто выливалось в удивительные ритуалы. К примеру, если живший при
храме священный бык Апис умирал от старости, почитатели культа
отправлялись на поиски божественного преемника почившего слуги бога Пта.
Прямо как у тибетцев с их ламами! Священные животные, как и фараоны,
мумифицировались. Благодаря археологическим открытиям выяснилось, что в
Омбосе поклонялись крокодилам, в Бубастисе − кошкам, в Ашмунене −
ибисам, а в Элефантине − баранам.
Расчлененная богиня
В представлении древних народов Мезоамерики мир был населен не только
людьми и богами, но и целым сонмом кровожадных чудовищ. Изображения
этих жутких существ встречаются на многочисленных барельефах, стелах и
фрагментах зданий. Впрочем, боги центрально- и южноамериканских индейцев
немногим отличались от всех этих монстров. А иной раз в своей
жестокости они превосходили любое порождение зла…
На мексиканской боне номиналом 10 000 песо 1983 года имеется рисунок
жертвенного камня в виде диска, найденного при раскопках Великого храма в
Теночтитлане (сегодня Мехико).
Диаметр почти круглого по форме рельефа (сегодня хранится в музее Темпло
Майор в Мехико) составляет 3,3 метра. Когда жертвенник был откопан, а
его великолепно сохранившийся рисунок очищен от земли, археологи
содрогнулись. Ибо перед ними лежало расчлененное женское тело. Сюжет на
камне был настолько реалистичным, что некоторым из помогавших в
раскопках студентов стало плохо. На рельефе хорошо видны места, где
голова, руки и ноги самым варварским способом отделены от корпуса. Но
когда ученые внимательнее присмотрелись к артефакту, то выяснилось, что и
изображенная на нем жертва не была лишена склонности к извращениям. У
пояса расчлененной женщины приторочен человеческий череп, а на
отрубленных руках и ногах видны браслеты из живых змей.
И тогда историки вспомнили старинную легенду о богине Луны Койольшауки. Ее имя переводится как «золотые колокольчики». Койольшауки была, как сказали бы сегодня, ведьмой. Она отличалась скверным нравом, строила другим богам козни, варила чудотворные зелья. А однажды даже задумала убить собственную мать − богиню Коатликуэ. Но в тот самый момент, когда подговоренные ею братья набросились на Коатликуэ, из чрева богини выскочил их младший, уже полностью сформировавшийся и облаченный в доспехи брат Уицилопочтли, бог солнца и войны. Он убил сестру Койольшауки, а братьев прогнал. Пылающим змеем Шиукоатлем он отрубил Койольшауки голову, а тело расчленил. Голову сестры он забросил на небо, и она превратилась в луну, а изувеченное тело сбросил к подножию храма Коатепек. Отсюда у ацтеков и появилась традиция во время человеческих жертвоприношений сбрасывать трупы вниз на ступени пирамид.