Вход / Регистрация
25.11.2024, 04:00
Афон: достучаться до небес
Уникальные съемки в единственной в мире монашеской республике. Афон – цитадель мирового православия на полуострове Халкидики в Греции.
Съемочная группа "Первого канала" впервые заглянула за тайные двери древних обителей… Чудеса, исцеления, знаки. Сама съемка, как чудо, ведь по местным законам видеокамеру легко могут отнять, да и отснятые кадры "вдруг" пропадают.
В фильме: Возвращение Пояса Богородицы из России на Афон… Ксилургу – древнейший на планете Земля русский храм. Экслюзивные кадры и интервью на Карулях – в самом закрытом уделе афонского монашества, где в тайных пещерах скрываются от мира настоящие аскеты, а иногда и беглые люди. Дыхание Рождества на Святой Горе, без еловых ветвей, но с южными плодами. Легенда о двенадцати старцах, почему на Афон не пускают женщин, в чем рецепт афонского долголетия, как монахи хоронят своих братьев.
Путь героев этого фильма не случайно называют подвигом. Иноки, то есть иные, другие люди. Греки и русские, сербы и англичане, даже бразильцы. Они живут вне мира, но их молитвой держится мир. Афанасий из России, Сергей с Украины, Феодох из Грузии. Три судьбы, три дороги к Богу сошлись на Святой горе.
"Афон – достучаться до небес". Фильм, в котором Святая Гора впервые так открывается миру.
Даже географически этот полуостров в Эгейском море будто бы пытается оторваться от земли. Когда-то здесь поклонялись Аполлону и Зевсу, но Рождество Христово стало новым рождением и для Афона. Иноки, то есть иные, другие люди, и люди вполне обычные, туристы со всего мира - друг другу они иной раз кажутся инопланетянами, настолько Святая гора отличается от светской равнины. Как будто и не остров вовсе, а другая планета со своей орбитой и притяжением.
Говорят, Афон – это не место, это путь. Путь, который не случайно называют подвигом. Иноки живут на Афоне в ежедневном труде и молитве. А высоко в скалах в тайных пещерах подвизаются аскеты из аскетов, самые стойкие духом афонские старцы.
Святая гора – три вершины, единые и неразделимые, как сама Троица. Формально Афон – часть Греции, а по сути это самостоятельная монашеская республика с местным правительством, с особыми законами. Греческий губернатор на полуострове присутствует, но не правит. Со своим уставом в их монастырь не ходит. А таких монастырей на Святой горе 20. Три из них славянские: русский, сербский и болгарский. Есть румынский скит. А главный из монастырей, как и в России, называется Лаврой.
Здесь по-прежнему живут по византийскому времени, новые сутки начинаются с заходом солнца. Летом разница с той же Грецией – 3, а зимой и все 6 часов. Монахи уже бодрствуют, когда паломники и туристы, собравшиеся на Афон, еще спят на другом берегу Эгейского моря.
Чтобы попасть на Святую гору, билета на паром не достаточно. Паромы, кстати, иногда не ходят: когда погода штормовая, навигацию закрывают. Бывает, на сутки, случается, и на несколько дней. Кроме хорошей погоды паломнику нужен еще диамонтирион, бумага с афонской печатью, с двуглавым византийским орлом. Стоит 25 евро. Диамонтирион – письменное разрешение на посещение Афона, получить его может только мужчина, причем любого вероисповедания. Как правило, паломнику на Афоне никогда и нигде не отказывают в ночлеге и куске хлеба. Диамонтирион - это специальный пропуск на остров, своего рода паспорт паломника. Есть разрешение на 4 дня с правом пребывания в любой обители, есть на неограниченный срок, но только в том монастыре, что выдал такую бумагу. Афонская виза необходима, иначе только и остается, что фотографировать величественные пейзажи, проплывая мимо Святой горы.
Мистическим местом Афон считался еще с дохристианских времен. Древние греки возвели здесь храмы Аполлона и Зевса. Афоном согласно мифам звали одного из титанов. Во время битвы титанов с богами Афон схватил самый большой камень и швырнул его в богов. Камень упал на землю и превратился в гору. Ее и назвали именем титана.
В христианскую эру Афон становится настоящим очагом Святого Духа. Сюда едут люди в большинстве своем воцерковленные или всем сердцем ищущие Бога. Во время длинных и трудных постов, таких как Великий, Рождественский, на Пасху и Рождество паломников особенно много, и для каждого Афон – глубоко личная история. Кто был на Святой горе, знает: здесь происходит метанойя, в переводе с греческого - покаяние, или изменение ума. Это и есть действие благодати, присутствие Бога на Земле, говорит отец Савватий. Монах Валаамского монастыря жил на Святой горе полтора года. Планета Афон и его вовлекла в свою орбиту. "Не было ни одного человека из моих знакомых, из случайных встреч, которые бы вернулись с Афона теми же самыми людьми, какими они вошли. Возвращаются совсем другие люди", - говорит отец Савватий.
Меняются люди, меняются и какие-то афонские правила. Раньше и к внешнему виду паломников и туристов здесь относились очень строго – обязательно в черном, обязательно с длинным рукавом. Сейчас все проще - для приезжих, но не для самих афонских монахов. Их устои, тысячелетние традиции, вековые монастырские стены, кажется, незыблемы. Стоят, как афонские скалы – не сдвинешь.
Один из местных законов - как вызов феминизму, да и всей либеральной Европе: женщинам вход на Святую гору строго запрещен. Говорят, от этого правила отступили лишь однажды, после Второй мировой. В Греции шла гражданская война, женщины и дети спасались в лесах Афона. Но потом все вернулось на круги своя. Визит дамы на Афон может закончиться тюрьмой от восьми месяцев до года. Более того, все рабочие животные на Афоне только мужского пола. Птицы не вьют здесь гнезд и не выводят птенцов, гласит афонская легенда.
Женский образ Афона – сама Богородица. Святую гору называют ее земным уделом, а еще монашескую республику иногда именуют монархией. На троне – царица небесная. По афонскому преданию, Богородица вместе с апостолами готовилась нести народам и землям благую весть. Божья Матерь направлялась на Кипр, но корабль попал в бурю и причалил к афонской горе. Тогда Богоматерь сказала: "Место сие да будет моим жребием, который дан мне Сыном и Богом моим". Было это около 44 года от Рождества Христова.
Это первое афонское чудо Богородицы. Ведь, как гласит предание, даже идолы признали ее Матерью Божьей. Языческий народ поклонился Христу, едва услышав и увидев ее. Божью Матерь славят в молитвах, в песнопениях. И, конечно, в иконах. За тысячу лет технология мало изменилась – краски из тертых минералов и желток как связующий элемент. Держится веками, вот почему сохранилось так много древних икон. С Иверским образом (он самый почитаемый на Афоне) связано немало чудес. Иверскую икону приписывают кисти апостола Луки. На Афоне этот образ с X века. Икона на входе, на вратах монастыря, отсюда и название - Вратарница. Все попытки перенести ее в другое место заканчивались одним: икона непостижимым образом вновь оказывалась на вратах. "Не для того я прибыла, чтобы вы охраняли меня, но чтобы я охраняла вас", - сказала Богородица, явившись старцу Гавриилу. Когда Вратарница оставит Святую гору, знайте: близок конец света – так говорят афонские старцы.
Эхо Афона. Как есть новый Иерусалим, так есть новый Афон в Абхазии. Мало кто знает, что Киево-Печерскую Лавру основал афонский монах Антоний Печерский. Афонские подворья в Москве и Петербурге, Иверские иконы и храмы по всей России – все это тоже эхо Афона. Духовные импульсы расходятся от Святой горы, как круги по воде. Столько христианских святынь, сколько их на Афоне, нет, пожалуй, ни в одной другой точке планеты. Все на Святой горе почти физически чувствуют: ничего здесь не происходит по своей воле, здесь не ты выбираешь дорогу, здесь дорога выбирает тебя.
Планировать съемки в древнем Ватопеде – пустая затея. Это территория, закрытая для телекамер. Но игумен Ефрем, глава монастыря, дал съемочной группе программы свое благословение, сказав: "Так управила сама Богородица". Никто не знал, что эти съемки отца Ефрема в его родной обители станут последними перед арестом. Взять под стражу игумена в его же монастыре – для Афона это немыслимая история. На то была особая прокурорская санкция, без нее полицейские не смогли бы даже войти в монастырскую ограду. Отца Ефрема арестовали прямо в его келье, невзирая на обострившиеся болезни. Одного из самых уважаемых афонских отцов обвиняют по скандальному и давнему делу, якобы обмен недвижимостью и землями между Ватопедским монастырем и государством нанес ущерб в 100 миллионов евро греческой казне. При чем здесь Ефрем? Ведь он действовал в рамках закона и в интересах монастыря. Этим вопросом задаются и афонская братия, и православные по всему миру, протестующие против ареста игумена. Сам он заявляет, что чист перед своей христианской совестью и законом.
Русская православная церковь одной из первых потребовала от греческих властей прекратить преследование отца Ефрема. Патриарх Кирилл направил президенту Греции послание с просьбой освободить афонского игумена. Эта сопричастность, сопереживание тронули здесь каждую душу. Но еще больше тронуло ватопедских монахов то, с какой верой и трепетом в России встречали пояс Богородицы. Святыня, одна из самых почитаемых и на Афоне, и во всем христианском мире, так далеко и так надолго еще не покидала пределы монастыря. Его настоятель в своем последнем перед арестом интервью не скрывал: он, как и все афонские монахи, под большим впечатлением от поездки в Россию. Такого поклонения богородичной святыне не было, пожалуй, нигде и никогда.
Дважды в день в монастыре трапеза. Молитва перед едой, во время самой трапезы и по ее окончании. Мясо монахи не едят вообще, рыбу - по праздникам. А так – хлеб, оливки, овощи. На десерт толченые орехи с фруктами и медом. Модная средиземноморская диета – это не про них. Хотя бывают на столе и морепродукты. У монахов вся жизнь – пост, так что в диетах нет необходимости. Повара просят у всей братии прощения, на всякий случай – вдруг не угодили. Не забывают кашевары и о братьях наших меньших. Вот кому здесь живется вольготно – с кухни всегда что-нибудь да перепадет.
Вообще, кухня – это горячий цех монастыря, труднейшее послушание. Поваров иногда и от богослужений освобождают – здесь их служение. История церкви знает немало примеров, когда трудившихся на кухне причисляли к лику святых. Герасим, пока не стал монахом, не знал, как яйцо сварить, а теперь – шеф-повар всей братии. После трапезы праздничная служба по полному чину – 7 часов стоять. Нужно, чтобы и силы были, и в сон не клонило. У византийского богослужения, как и у русского, свой, особенный свет, своя неповторимая красота и торжественность. Афонские монахи по 6, а то и по 9 часов в день на службах. Ноги, конечно, устают до изнеможения, поэтому в храмах есть особые кресла стасидии – можно передохнуть ногам, но не душе. Душа монаха обязана трудиться без отдыха.
Две тысячи метров над уровнем моря. Но высота на Афоне – понятие не столько географическое, сколько духовное. Возвыситься над морем страстей в уединении и молитве и наблюдать, как шторм сменяется стилем. С верой, надеждой и любовью встречать каждый рассвет, каждый закат, благодарить Бога за все.
Съемочная группа "Первого канала" впервые заглянула за тайные двери древних обителей… Чудеса, исцеления, знаки. Сама съемка, как чудо, ведь по местным законам видеокамеру легко могут отнять, да и отснятые кадры "вдруг" пропадают.
В фильме: Возвращение Пояса Богородицы из России на Афон… Ксилургу – древнейший на планете Земля русский храм. Экслюзивные кадры и интервью на Карулях – в самом закрытом уделе афонского монашества, где в тайных пещерах скрываются от мира настоящие аскеты, а иногда и беглые люди. Дыхание Рождества на Святой Горе, без еловых ветвей, но с южными плодами. Легенда о двенадцати старцах, почему на Афон не пускают женщин, в чем рецепт афонского долголетия, как монахи хоронят своих братьев.
Путь героев этого фильма не случайно называют подвигом. Иноки, то есть иные, другие люди. Греки и русские, сербы и англичане, даже бразильцы. Они живут вне мира, но их молитвой держится мир. Афанасий из России, Сергей с Украины, Феодох из Грузии. Три судьбы, три дороги к Богу сошлись на Святой горе.
"Афон – достучаться до небес". Фильм, в котором Святая Гора впервые так открывается миру.
Даже географически этот полуостров в Эгейском море будто бы пытается оторваться от земли. Когда-то здесь поклонялись Аполлону и Зевсу, но Рождество Христово стало новым рождением и для Афона. Иноки, то есть иные, другие люди, и люди вполне обычные, туристы со всего мира - друг другу они иной раз кажутся инопланетянами, настолько Святая гора отличается от светской равнины. Как будто и не остров вовсе, а другая планета со своей орбитой и притяжением.
Говорят, Афон – это не место, это путь. Путь, который не случайно называют подвигом. Иноки живут на Афоне в ежедневном труде и молитве. А высоко в скалах в тайных пещерах подвизаются аскеты из аскетов, самые стойкие духом афонские старцы.
Святая гора – три вершины, единые и неразделимые, как сама Троица. Формально Афон – часть Греции, а по сути это самостоятельная монашеская республика с местным правительством, с особыми законами. Греческий губернатор на полуострове присутствует, но не правит. Со своим уставом в их монастырь не ходит. А таких монастырей на Святой горе 20. Три из них славянские: русский, сербский и болгарский. Есть румынский скит. А главный из монастырей, как и в России, называется Лаврой.
Здесь по-прежнему живут по византийскому времени, новые сутки начинаются с заходом солнца. Летом разница с той же Грецией – 3, а зимой и все 6 часов. Монахи уже бодрствуют, когда паломники и туристы, собравшиеся на Афон, еще спят на другом берегу Эгейского моря.
Чтобы попасть на Святую гору, билета на паром не достаточно. Паромы, кстати, иногда не ходят: когда погода штормовая, навигацию закрывают. Бывает, на сутки, случается, и на несколько дней. Кроме хорошей погоды паломнику нужен еще диамонтирион, бумага с афонской печатью, с двуглавым византийским орлом. Стоит 25 евро. Диамонтирион – письменное разрешение на посещение Афона, получить его может только мужчина, причем любого вероисповедания. Как правило, паломнику на Афоне никогда и нигде не отказывают в ночлеге и куске хлеба. Диамонтирион - это специальный пропуск на остров, своего рода паспорт паломника. Есть разрешение на 4 дня с правом пребывания в любой обители, есть на неограниченный срок, но только в том монастыре, что выдал такую бумагу. Афонская виза необходима, иначе только и остается, что фотографировать величественные пейзажи, проплывая мимо Святой горы.
Мистическим местом Афон считался еще с дохристианских времен. Древние греки возвели здесь храмы Аполлона и Зевса. Афоном согласно мифам звали одного из титанов. Во время битвы титанов с богами Афон схватил самый большой камень и швырнул его в богов. Камень упал на землю и превратился в гору. Ее и назвали именем титана.
В христианскую эру Афон становится настоящим очагом Святого Духа. Сюда едут люди в большинстве своем воцерковленные или всем сердцем ищущие Бога. Во время длинных и трудных постов, таких как Великий, Рождественский, на Пасху и Рождество паломников особенно много, и для каждого Афон – глубоко личная история. Кто был на Святой горе, знает: здесь происходит метанойя, в переводе с греческого - покаяние, или изменение ума. Это и есть действие благодати, присутствие Бога на Земле, говорит отец Савватий. Монах Валаамского монастыря жил на Святой горе полтора года. Планета Афон и его вовлекла в свою орбиту. "Не было ни одного человека из моих знакомых, из случайных встреч, которые бы вернулись с Афона теми же самыми людьми, какими они вошли. Возвращаются совсем другие люди", - говорит отец Савватий.
Меняются люди, меняются и какие-то афонские правила. Раньше и к внешнему виду паломников и туристов здесь относились очень строго – обязательно в черном, обязательно с длинным рукавом. Сейчас все проще - для приезжих, но не для самих афонских монахов. Их устои, тысячелетние традиции, вековые монастырские стены, кажется, незыблемы. Стоят, как афонские скалы – не сдвинешь.
Один из местных законов - как вызов феминизму, да и всей либеральной Европе: женщинам вход на Святую гору строго запрещен. Говорят, от этого правила отступили лишь однажды, после Второй мировой. В Греции шла гражданская война, женщины и дети спасались в лесах Афона. Но потом все вернулось на круги своя. Визит дамы на Афон может закончиться тюрьмой от восьми месяцев до года. Более того, все рабочие животные на Афоне только мужского пола. Птицы не вьют здесь гнезд и не выводят птенцов, гласит афонская легенда.
Женский образ Афона – сама Богородица. Святую гору называют ее земным уделом, а еще монашескую республику иногда именуют монархией. На троне – царица небесная. По афонскому преданию, Богородица вместе с апостолами готовилась нести народам и землям благую весть. Божья Матерь направлялась на Кипр, но корабль попал в бурю и причалил к афонской горе. Тогда Богоматерь сказала: "Место сие да будет моим жребием, который дан мне Сыном и Богом моим". Было это около 44 года от Рождества Христова.
Это первое афонское чудо Богородицы. Ведь, как гласит предание, даже идолы признали ее Матерью Божьей. Языческий народ поклонился Христу, едва услышав и увидев ее. Божью Матерь славят в молитвах, в песнопениях. И, конечно, в иконах. За тысячу лет технология мало изменилась – краски из тертых минералов и желток как связующий элемент. Держится веками, вот почему сохранилось так много древних икон. С Иверским образом (он самый почитаемый на Афоне) связано немало чудес. Иверскую икону приписывают кисти апостола Луки. На Афоне этот образ с X века. Икона на входе, на вратах монастыря, отсюда и название - Вратарница. Все попытки перенести ее в другое место заканчивались одним: икона непостижимым образом вновь оказывалась на вратах. "Не для того я прибыла, чтобы вы охраняли меня, но чтобы я охраняла вас", - сказала Богородица, явившись старцу Гавриилу. Когда Вратарница оставит Святую гору, знайте: близок конец света – так говорят афонские старцы.
Эхо Афона. Как есть новый Иерусалим, так есть новый Афон в Абхазии. Мало кто знает, что Киево-Печерскую Лавру основал афонский монах Антоний Печерский. Афонские подворья в Москве и Петербурге, Иверские иконы и храмы по всей России – все это тоже эхо Афона. Духовные импульсы расходятся от Святой горы, как круги по воде. Столько христианских святынь, сколько их на Афоне, нет, пожалуй, ни в одной другой точке планеты. Все на Святой горе почти физически чувствуют: ничего здесь не происходит по своей воле, здесь не ты выбираешь дорогу, здесь дорога выбирает тебя.
Планировать съемки в древнем Ватопеде – пустая затея. Это территория, закрытая для телекамер. Но игумен Ефрем, глава монастыря, дал съемочной группе программы свое благословение, сказав: "Так управила сама Богородица". Никто не знал, что эти съемки отца Ефрема в его родной обители станут последними перед арестом. Взять под стражу игумена в его же монастыре – для Афона это немыслимая история. На то была особая прокурорская санкция, без нее полицейские не смогли бы даже войти в монастырскую ограду. Отца Ефрема арестовали прямо в его келье, невзирая на обострившиеся болезни. Одного из самых уважаемых афонских отцов обвиняют по скандальному и давнему делу, якобы обмен недвижимостью и землями между Ватопедским монастырем и государством нанес ущерб в 100 миллионов евро греческой казне. При чем здесь Ефрем? Ведь он действовал в рамках закона и в интересах монастыря. Этим вопросом задаются и афонская братия, и православные по всему миру, протестующие против ареста игумена. Сам он заявляет, что чист перед своей христианской совестью и законом.
Русская православная церковь одной из первых потребовала от греческих властей прекратить преследование отца Ефрема. Патриарх Кирилл направил президенту Греции послание с просьбой освободить афонского игумена. Эта сопричастность, сопереживание тронули здесь каждую душу. Но еще больше тронуло ватопедских монахов то, с какой верой и трепетом в России встречали пояс Богородицы. Святыня, одна из самых почитаемых и на Афоне, и во всем христианском мире, так далеко и так надолго еще не покидала пределы монастыря. Его настоятель в своем последнем перед арестом интервью не скрывал: он, как и все афонские монахи, под большим впечатлением от поездки в Россию. Такого поклонения богородичной святыне не было, пожалуй, нигде и никогда.
Дважды в день в монастыре трапеза. Молитва перед едой, во время самой трапезы и по ее окончании. Мясо монахи не едят вообще, рыбу - по праздникам. А так – хлеб, оливки, овощи. На десерт толченые орехи с фруктами и медом. Модная средиземноморская диета – это не про них. Хотя бывают на столе и морепродукты. У монахов вся жизнь – пост, так что в диетах нет необходимости. Повара просят у всей братии прощения, на всякий случай – вдруг не угодили. Не забывают кашевары и о братьях наших меньших. Вот кому здесь живется вольготно – с кухни всегда что-нибудь да перепадет.
Вообще, кухня – это горячий цех монастыря, труднейшее послушание. Поваров иногда и от богослужений освобождают – здесь их служение. История церкви знает немало примеров, когда трудившихся на кухне причисляли к лику святых. Герасим, пока не стал монахом, не знал, как яйцо сварить, а теперь – шеф-повар всей братии. После трапезы праздничная служба по полному чину – 7 часов стоять. Нужно, чтобы и силы были, и в сон не клонило. У византийского богослужения, как и у русского, свой, особенный свет, своя неповторимая красота и торжественность. Афонские монахи по 6, а то и по 9 часов в день на службах. Ноги, конечно, устают до изнеможения, поэтому в храмах есть особые кресла стасидии – можно передохнуть ногам, но не душе. Душа монаха обязана трудиться без отдыха.
Две тысячи метров над уровнем моря. Но высота на Афоне – понятие не столько географическое, сколько духовное. Возвыситься над морем страстей в уединении и молитве и наблюдать, как шторм сменяется стилем. С верой, надеждой и любовью встречать каждый рассвет, каждый закат, благодарить Бога за все.