Сокровища «Серебряного фараона»
Война против археологии
Гробница была обнаружена в результате раскопок французского
египтолога Пьера Монтэ в 1929-1951 годах в Танисе в дельте Нила среди
гробниц царей XXI-XXII династий. Причем своим богатством и роскошью
предметы, найденные в ней, не только сопоставимы, но и превосходят
сокровища гробницы Тутанхамона. Так что тех, кто после осмотра коллекции
Тутанхамона в Каирском музее древностей зайдет в соседний зал, где
хранятся сокровища фараонов XXI египетской династии, ожидает настоящее
чудо.
Но если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая
людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные
изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Причина, почему о
них знают так мало, – грозные события 1939 года и война в Европе. В
феврале 1940 года войска фашистской Германии стояли на пороге Франции, и
Монтэ, оставив многообещающие раскопки царского некрополя, поспешил на
родину к семье, а вернулся в Египет только через несколько лет.
Мечта любого египтолога – нетронутая гробница
И надо сказать, у Монтэ эта мечта сбылась! Раскапывая некрополь в Танисе, он обнаружил гробницу, на стенах которой нашел рельефы с именем фараона Псусеннеса, полное тронное имя которого было Аахеперра Псусеннес I Сетепенамон, а правил он около 1039-993 годов до нашей эры. Разные источники, цитирующие древнеегипетского историка Манефона, отводят ему от 41 до 46 лет правления. И вот как раз в погребальной камере Псусеннеса на невысоком постаменте археологи обнаружили сверкающий саркофаг из чистого серебра. Под снятым с мумии покрывалом находилась золотая маска с портретом… фараона Шешонка, отчеканенная из одного золотого листа. Это вторая посмертная маска из золота, найденная учеными (первая была маской Тутанхамона). Маска выглядит традиционно: перед нами лицо молодого человека лет 23-28, золотой коршун на груди образует своеобразный воротник, а под ним массивная золотая цепь из пекторалей (прямоугольных пластинок с изображением религиозных сцен). О знатности и богатстве погребенного говорят также золотые кольца и браслеты на руках, колпачки на пальцах ног и даже сандалии из чистого золота.
Уже одни эти находки могли бы обеспечить Монтэ мировую славу, однако
он решил продвигаться дальше через узкий ход с сырой штукатуркой на
стенах, с сочащейся между каменными блоками водой… Вскоре ученые
обнаружили погребальную камеру, более половины которой занимал саркофаг.
Вокруг него в беспорядке лежали сосуды из алебастра, порфира, гранита,
четыре канопы (ритуальные сосуды), блюда и тарелки из золота и серебра,
статуэтки и ушебти (магические фигурки).
90 килограммов художественного серебра
Саркофаг был вскрыт 21 февраля 1940 года в присутствии короля Египта
Фаруха – большого любителя археологии. Исследователи не были
разочарованы. Причем тело Псусеннеса было похоронено в трех саркофагах:
первый – из розового гранита, внутри которого находился еще один – из
черного гранита. А уже внутри гранитного, в свою очередь, находился гроб
из серебра – «кости богов», как называли этот металл в Древнем Египте.
Вес его составляет более 90 килограммов. Серебряный антропоморфный
саркофаг, украшенный золотыми вставками, заключал в себе мумию царя.
Этот великолепный саркофаг был по тому времени неимоверной роскошью, по
сравнению с которой бледнеют даже сокровища Тутанхамона. Дело в том, что
в эпоху фараонов Древнего царства стоимость серебра в Египте в два раза
превышала цену золота. Тогда в Египте добывали до 40 тонн золота в год.
По оценкам ученых, такой уровень добычи золота был достигнут в Европе
только в 1840 году. Во времена же Псусеннеса I в связи с приобретением и
разработкой серебряных рудников соотношение цен изменилось. Но сама
работа с серебром считалась намного сложнее, меньше было мастеров, а
стоимость их работы, соответственно, выше.
Монохромное совершенство
Поврежденное лицо мертвого царя закрывала золотая погребальная маска
из пластин, спаянных вместе и скрепленных несколько грубоватыми
заклепками. Толщина драгоценного металла в некоторых местах достигает
0,1 миллиметра, что говорит о мастерстве ювелиров того времени.
Ритуальный головной убор (немес) из золота ниспадает на плечи. Царский
урей – кобра, возлежащая на верхней части маски фараона, − сделан
заметно искуснее грубоватых и, можно сказать, варварски великолепных
элементов на головном уборе Тутанхамона. Маска украшена стилизованной
бородой фараона, которая как бы поддерживается по обеим сторонам лица
полосами из ляпис-лазури.
Среди особенностей маски Псусеннеса, которые привлекают наибольшее
внимание, в случае неизбежного сравнения с маской Тутанхамона (несмотря
на то, что их разделяют 300 лет) можно отметить глянцевый блеск металла.
Это потому, что золотая маска Псусеннеса, которая сделана с высочайшей
ювелирной точностью, была вдобавок еще и тщательно отполирована. В
отличие от маски Тутанхамона, она не многоцветна, зато более гармонична и
эстетична. И монохромность этого произведения искусства, характерная
для ювелирных украшений периода правления Псусеннеса I, только оттеняет
его техническое и пластическое совершенство.
Шедевры гробницы Псусеннеса
Покрывало на мумии Псусеннеса было тоже золотым с чеканным узором. И
под ним располагались золотые украшения: 12 браслетов на левой руке, 10
на правой, около 30 колец на пальцах, ожерелья, ажурные пекторали, шесть
золотых фермуаров, бусы из золота и лазурита. На ногах − золотые
браслеты и сандалии. Все пальцы рук и ног − в золотых
колпачках-напалечниках.
В царском некрополе, несмотря на его скромные размеры, хранились пуды
золота, серебра, драгоценных камней. Среди шедевров ювелирного искусства
– широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные
сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой. Бесценны чаши из
серебра и янтаря в виде цветка или с цветочными мотивами, сосуды для
ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь и погребальные маски
фараонов, лазурит, голубая бирюза.
Особенно много было обнаружено лазурита, даже больше, чем в гробнице
Тутанхамона. А ведь это был один из самых дорогих камней в Египте, его
доставляли с территории современного Афганистана. Шесть ожерелий
Псусеннеса состоят из нескольких рядов бус либо из мелких золотых дисков
и подвесок. На одном из ожерелий красуется надпись: «Царь Псусеннес
сделал большое ожерелье из настоящего лазурита, ни один царь не делал
ничего подобного». Так что даже в те периоды, когда экономическое
положение Египта было не на высоте, царей хоронили с поистине сказочной
роскошью!
А страна в то время действительно находилась в упадке. Египет не воевал,
приток военной добычи в казну фараонов прекратился. Однако Псусеннес
был не только фараоном, но и верховным жрецом бога Амона. Занимая такую
должность, Псусеннес, видимо, не брезговал черпать богатство из
«достояния богов» и весьма в этом преуспел.
Оксана МИЛАЕВА, кандидат исторических наук