Древний город Кахокию возможно погубило катастрофическое наводнение
Во времена расцвета Кахокии город занимал 16 квадратных километров, а его население составляло около 20-40 тысяч человек. Кахокия была культурным и торговым центром, куда люди приносили сырьё со всей Северной Америки, а жители города изготавливали на продажу изысканные товары. Поселение окружали огромные сельскохозяйственные поля, на которых древние фермеры выращивали зерновые культуры, в том числе кукурузу, подсолнечник, ячмень. Более 200 курганов североамериканских индейцев окружали город — некоторые из них сохранились по сей день.
Кахокия около 1150 г. Планировка города, возможно, отражала космологические представления миссисипцев.
В 1200 году нашей эры Кахокия, располагавшаяся на территории современного штата Иллинойс, была самым многочисленным и развитым городом к северу от Мексики. Недавно учёными были обнаружены следы древнего наводнения, которое, скорее всего, уничтожило посевы и дома более 15 тысяч человек. В частности, на разрушительный потоп указывает илистый слой толщиной в 19 сантиметров. По словам ведущего автора исследования Самуэля Муньоза (Samuel Munoz), географа из университета Висконсина-Мэдисона, слой ила датируется 1200 годом (плюс-минус 80 лет). Город не был заброшен до 1350 года нашей эры, однако это катастрофическое наводнение вполне могло подорвать жизнеспособность города.
"Я считаю, что временные соотношения между наводнением и отказом населения от жизни на этой земле были достаточно запутанными, — сообщает Муньоз. — Однако тот факт, что время потопа совпало с поворотным моментом в истории Кахокии, интересен сам по себе".
Несколько лет назад Муньоз отправился в эту местность, чтобы определить, как жители вымершего города эксплуатировали ландшафт: например, он хотел выяснить, сколько земли было засажено лесом, а сколько — оставалось прериями, а также какое сельское хозяйство было наиболее характерно для данного региона. Согласно исследованию, расположение Кахокии неподалёку от места слияния крупных рек помогло ей стать крупным путевым и торговым узлом около 2000 лет назад.
Исследователи отмечают, что эти территории заметно пострадали от человеческой жизнедеятельности. Например, анализ сохранившейся пыльцы показало, что около 450 года нашей эры уже началось стремительное обезлесение. Урожаи кукурузы достигли максимума между 900 и 1200 годами нашей эры, а затем прекратились около 1350 года. Сельское хозяйство возобновилось только в 1800 году, с приходом европейцев.
Учёными было предложено множество теорий о том, что же стало истинной причиной упадка и запустения такого процветающего некогда места. Считалось, что причиной оттока населения из этих краёв было обезлесение равнины либо недостаток пищи вследствие избыточной охоты. Также высказывались версии о климатических изменениях и политических разногласиях. Никто не знает точно, куда ушли жители Кахокии, но культурные традиции долины Миссисипи ещё жили на юго-востоке в течение нескольких столетий.
Коренные североамериканцы обладали сложными представлениями об устройстве мироздания
Большая и сложная цивилизация оставила после себя сотни произведений искусства на скалах, открытых всем ветрам, и глубоко в пещерах Аппалачей на юго-востоке США.
Резьба и живопись (некоторым образцам 6 тыс. лет) рассказывают одну большую историю о том, как индейцы видели мир. Иерархическая космология не уступает в сложности представлениям древних греков или современных религий. Коренные американцы точно так же считали, что нас окружает множество духов — добрых и злых, что мир разделён на свет и тьму.
Археологи называют тот народ миссисипцами или строителями курганов (многие сооружения сохранились по сей день). По большей части то были земледельцы, которые выращивали маис и тыкву. Количество поселений исчислялось сотнями, если не тысячами.
В прошлом сложность и развитость этой культуры принижалась, но работы последних десятилетий (особенно отличился Ян Симек из Университета Теннесси) восстановили справедливость.
Наибольшее внимание археологов привлекает город Кахокия, возникший около 600 г. на противоположном от Сент-Луиса берегу Миссисипи. Численность населения, по оценкам, достигала 40 тыс. человек, то есть это был самый крупный город на территории США до 1780-х, когда той же отметки достигла Филадельфия. В середине XIII в. Кахокия со своими 15 тыс. населения не уступала Лондону и Парижу.
В XV в. город по каким-то причинам был заброшен, и прибывшие в XVI в. на берега Миссисипи европейцы застали там более примитивные культуры, носителями которых были уже другие этнические группы — чероки, кри и пр. Вопрос о том, можно ли считать их потомками строителей курганов или же они пришли из соседних районов и уничтожили (ассимилировали) миссисипцев, остаётся открытым.
Единого государства у миссисипцев, по-видимому, не существовало. Они жили слабо связанными между собой социополитическими группами, у каждой из которых был, скорее всего, свой вождь. В то же время они, должно быть, ощущали некое культурное и языковое единство подобно древним эллинам.
Прославившие их курганы служили платформами для домов вождей или же выполняли некую религиозную функцию.
Самые ранние образцы наскальной живописи г-н Симек и его коллеги обнаружили в пещерах — порой на глубине 2,5 км. Очевидно, мастерам приходилось нести с собой факелы и съестные припасы. Некоторые пещеры служили также местом погребения, но в большинстве случаев там проводились священные обряды, и рисунки на стенах были их неотъемлемой частью.
Впрочем, на этот раз группа г-на Симека обратилась к произведениям, созданным в XI–XVII вв. Исследованием охвачены 44 «галереи» на открытом воздухе в штате Теннесси и 50 пещер, отдельные из которых ныне находятся в частных владениях. Одни охраняются, другие нет, поэтому учёные тщательно избегают упоминаний об их расположении, дабы не привлечь вандалов и туристов.
Попытка реконструкции мировоззрения миссисипцев на основании рисунков и гравюр позволила обнаружить сходство с другими ранними религиями Америки, в том числе с представлениями майя. По мнению строителей курганов, космос организован в уровни и сферы, причём люди занимают лишь одну из них, а остальные принадлежат духам. Сферы отделены друг от друга.
На нижних уровнях мироустройства обитают злобные духи и существа с изменчивой формой, в том числе люди, способные превращаться в птиц. Там царят насилие и вражда.
Над людьми живут доброжелательные духи, которые управляют погодой и присматривают за посевами. Миссисипцы, по-видимому, полагались на их благосклонность.
В пещерах изображались нижние миры, а верхние — на скалах. Последние проще, с меньшим количеством деталей. К тому же лица изображаются не в профиль, как внизу, а анфас, как будто персонаж смотрит из рисунка на окружающий мир.
Пещерные картины написаны чёрным пигментом и раскрашены углём, а в живописи на скалах использована в основном охра. Кроме того, в ней присутствуют детали реального мира, как будто авторы пытались совместить мысленный ландшафт с природным, что характерно для многих древних культур — достаточно вспомнить древнеегипетские пирамиды, Стоунхендж или средневековые соборы.