Откуда произошла шелкография?
Шелкография (другое название – трафаретная печать) представляет собой одну из самых древних технологий печати на шелке, позднее – на других тканях. Сегодня эта технология является крайне популярной, и используется повсеместно во всех типографиях. С ее помощью украшают логотипами и картинками различную одежду, аксессуары, предметы быта, бумажные пакеты в Санкт-Петербурге, канцелярские товары и пр.
Откуда произошел термин «шелкография»?
Термин «шелкография» (serigrafia) произошел от двух греческих слов: seri (с греческого – шелк) и grafia (с греческого – писать, изображение). Предсказуемо, что первые попытки использовать метод шелкографии для рисования по ткани появились в Древнем Китае. Соответственно, все гипотезы по поводу возникновения этого вида декорирования так или иначе сводятся к этой стране. Впрочем, каких-либо достоверных источников, которые могут подтвердить эту теорию, нет. Зато есть объективное мнение некоторых историков, которые утверждают, что хранителями шелкографии, которая раньше приравнивалась к высочайшему искусству, являлись умельцы Финикии.
Исторические факты и археологические находки не один раз доказывали, что именно финикийские орнаменты были воспроизведены на тканях. Да, технологии прошлых времен существенно отличались от нынешних, но это не помешало сохраниться до наших дней многим поистине раритетным образцам. Конечно, это не печать на футболках в СПб, но, тем не менее, вполне наглядные образцы.
Самые первые попытки использовать шелкографию для нанесения изображения на ткань происходили таким образом: простые рисунки наносились на ткань-основу при помощи «штампов», на которые посредством специальных тампонов накатывалась краска, и только после этого делался оттиск на ткани.
Надо отметить, наших праотцев этот не очень удобный метод устраивал настолько, что усовершенствовать его они решились только в XVIII веке. Произошло это между 1185-1333 годами на острове Нипон, что в Японии. Город был богат ремесленниками, которые очень любили искусство печати шелкографией. Они декорировали буквально все, даже доспехи самураев и полиэтиленовые пакеты.
Однажды один из японских умельцев испробовал совершенно новую технику нанесения. Так как резерв изображения, полученный способом вырезания материала, полностью не держал рисунок, мастер наклеил изображение на сетку. А сетку, сплетенную из тончайших нитей, натянул на деревянную раму. Этот способ позволил удержать изображение без существенных потерь, и сделать следы от нитей практически незаметными.
К XVIII веку искусство шелкографической печати распространилось по многим европейским странам, включительно с Америкой. Там этот метод использовали для декорирования мебели и жилых помещений. Во Франции же шелкография была востребована при производстве обоев.
Второе усовершенствование шелкография пережила в 1907 году, после того, как один американец запатентовал процесс нанесения изображения на ткань посредством резиновых валиков. С тех пор радикальные изменения в процессе были практически полностью исключены, и в настоящее время этот способ печати переживает лишь незначительные модернизации.