Интервью с директором Гидрометцентра России
Каким будет лето, где вспыхнут самые сильные лесные пожары, есть ли толк от народных примет и существуют ли коррумпированные метеорологи — накануне формального начала лета рассказал директор Гидрометцентра Роман Вильфанд.
— Сначала традиционный вопрос: каким будет лето?
— Традиционный и не самый любимый. В случае прогноза на долгие сроки, увы, невелика достоверность оценки. Это связано не только с уровнем знаний и информационной обеспеченностью, но и с теоретическими особенностями. Атмосфера — хаотичная система.
Надежный детальный прогноз возможен на период только до двух недель. Это теория предсказуемости. И все оценки носят вероятностный характер, так во всем мире. Тут мы понимаем физику атмосферы, циркуляцию и описываем процессы в рамках уравнений математической физики.
Так вот с вероятностью не превышающей 70% ожидается, что нынешнее лето будет таким: температура — около и выше нормы, осадков — около и меньше нормы. Прогнозируется повышенная вероятность лесных пожаров.
Ранее, в конце марта, была повышенная вероятность ранних пожаров в восточных регионах, на юге Дальнего Востока и Сибирского округа. Прогноз оправдался, и пожаров было много. По сравнению с прошлым годом их в десятки раз больше.
— Видимо, Рослесхоз и МЧС к вам часто наведываются...
— Конечно, мы очень тесно взаимодействуем с ними, почти ежедневно. Никаких сомнений нет. Но, конечно, все прогнозы на долгие сроки уточняются. И главное — прогнозы на декады. Вот в этой сфере — прогнозов на декаду — мы одни из лучших в мире. Мы используем не только наши технологии и интерпретации, но и выходную продукцию ведущих организаций. И анализируем формализованным образом. В итоге наши прогнозы одни из лучших и даже, пожалуй, лучшие.
— А если я не хочу смотреть прогноз на Гидрометцентре, где бы вы еще посоветовали?
— Хм, рекламировать не принято. Мне вообще удивительно — существует более сотни сайтов. И там по своему вкусу можно выбрать любые прогнозы. Можно же взять карандаш и выписывать — там вот на сайте прогнозировалась такая-то погода, а в итоге была такая-то. Обувь же мы себе выбираем или одежду — оцениваем качество. А тут почему-то нет.
А если серьезно, то почему у нас прогнозы лучше — сначала ведь нужно выбрать идею (метод прогнозирования погоды. — «Газета.Ru»), обсудить, обработать. Потом опубликовать метод, опробовать его. Потом уже мы в Гидромете берем этот метод, отчуждаем от автора, проводим серию совещаний. Потом через полгода, если результаты хорошие, то наша комиссия дает сертификат качества.
Мне не приходилось читать о том, как наши коллеги проделывают то же самое — какие, к примеру, приемы, алгебраические или физические, используют.
— Ну хорошо, а если я вообще не хочу пользоваться услугами метеорологов. Можно ли самому предсказывать погоду?
— Ну вот представьте, есть, скажем, народная примета. Вот люди, дилетанты, которые не имеют образования, замечали — курочка попила водичку, значит, будет теплое лето.
Мы специально взяли все приметы, выписали и проверили. И выяснилось, что их уровень достоверности соответствует угадыванию.
Впрочем, вполне возможно, что в другие климатические эпохи эти вещи работали.
— Ну хоть какая-нибудь народная мудрость работает?
— Пожалуй, только две приметы — если солнце красное на закате, то будет хорошая погода. Свойства атмосферы таковы, что, когда солнце садится, поглощаются все компоненты видимой части спектра и остаются только красные. Это предвестник хорошей погоды. Если же солнце белое, значит, свет проходит через две воздушные массы, где есть фронтальный раздел. Значит, возможен дождь.
Вторая — если птицы летают низко, значит, скоро быть дождю. Это легко обосновать — в ситуации, когда в воздухе много влаги, крылышки мошкары и птиц намокают и они не могут высоко подняться.
Но все-таки прогнозы метеорологические работают лучше.
— Напоследок отвлеченный вопрос — в Древнем Риме существовали продажные метеорологи, которые за деньги составляли неблагоприятный прогноз погоды. Заказчиком мог выступать полководец, чьей армии нужна была передышка и гарантия ненападения: согласно приметам, в плохую погоду нельзя было воевать, поскольку считалось, что это неугодно богам. А существуют ли сейчас в каком-либо виде коррумпированные метеорологи?
— Ха, к счастью, синоптико-политических прогнозов не бывает.
Ведь на самом деле два-три раза ошибиться — это уже просто позорище. Это мгновенно выяснится.
Недавно прочитал, что Левада-центр независимо, не по заказу, провел исследование «Верите ли вы прогнозу Росгидромета?». И 64% ответили, что верят. Меня это потрясло. Ведь с молоком матери впитывается убеждение, что да, дескать, привирают они. Но за последнее время качество заметно повысилось. И чтобы добиться этого, нужно было много работать.