Мавзолей Гур-Эмир
Как вскрывали гробницу Тамерлана
Самарканд
Раскопки в районе мавзолея Гур-Эмир в Самарканде начались в начале июня 1941 года. Существует несколько версий, раскрывающих причину исследования. Согласно одной из них, изучение возможного места захоронения Тимура проходило в рамках масштабного проекта по вскрытию гробниц известных исторических деятелей. Еще в 1930-х годах были созданы специальные комиссии, целью которых была идентификация известных исторических лиц. Так в 1936 году было произведено вскрытие саркофага Ярослава Мудрого. Исследование древних гробниц было продолжено после войны. В исследованиях участвовали известные востоковеды и антропологи. Согласно другой версии, изучение гробницы Тамерлана была инициативой Иосифа Сталина. Добытые в ходе экспедиции находки должны были быть представлены на выставке, посвященной жизни знаменитого завоевателя. Согласно другой не менее правдоподобной версии, раскопки проводились в поисках золота, в котором так нуждалось в то время советское государство. Еще одна версия гласит, что изучение гробницы было связано с произошедшей недалеко от мавзолея аварией при строительстве гостиницы «Интурист». Вода стала поступать в гробницу, что грозило потерей находившихся в ней останков и предметов.
Согласно нескольким версиям, существовавшим в то время, кости Тамерлана могли находиться в его родном селении Кеш (ныне Шахрисабз, Узбекистан) или в Самарканде. И та, и другая версия были достаточно убедительными. Так или иначе исследования начались в Самарканде в мавзолее Гур-Эмир.
Мавзолей Тимура
Великий завоеватель, разгромивший Золотую Орду, скончался в феврале 1405 года во время похода в Китай. Тимуру было 68 лет. Согласно источникам, его тело забальзамировали и положили в гроб из чёрного дерева, обитый серебряной парчой. Как выяснили ученые, Тамерлана отвезли в мавзолей Гур Эмир, строительство которого в тот период еще не было закончено. Строительство мавзолея было начато в 1403 году. Он находился в юго-восточной части средневекового Самарканда. Изначально здесь планировалось создать центр исламского образования, но позднее в этом месте был построен погребальный комплекс.
Позднее его завершил внук Тимура Улуг-бек. О том, что поиски ведутся в правильном направлении, археологи поняли, когда из мраморного саркофага были извлечены останки младшего сына завоевателя Шахруха. На значительной глубине был найден скелет старшего сына Тимура – Миран-Шаха. После этого был обнаружен склеп внука Тимура Улуг-бека, который был убит и обезглавлен. Становилось ясно: это был семейный склеп Тимуридов.
Останки Тимура
В исследовании гробницы Тимура принимали участие несколько известных ученых, среди которых были востоковед А. А. Семенов, антрополог М. М. Герасимов. В группу также входил таджикский писатель С. Айни. Возглавлял экспедицию будущий академик и президент Академии наук Узбекистана Ташмухамед Кары-Ниязов. Останки Тимура находились под большой нефритовой плитой с надписью--эпитафией. Она была расколота. Согласно легенде, плита была привезена персидскому военачальнику Надир-шаху, который использовал надгробье в качестве ступени перед троном. После этого в Иране произошло землетрясение, а самого шаха стали преследовать болезни. Надир-шах решил вернуть плиту на место, но при перевозке она раскололась.
Во время раскопок под плитой был обнаружен толстый слой ганча (алебастра). Под ним были найдены еще пять уложенных рядом каменных плит. В мраморном саркофаге лежал деревянный гроб, на котором виднелись остатки плотной материи. Ткань была расшита золотыми и серебряными нитками. На некоторых сохранившихся фрагментах материи удалось различить древние письмена. Гроб сохранился хорошо. В нем были найдены укреплявшие его доски и подпорки. Под крышкой гроба был найден скелет. Сразу стало понятно, что это останки Тимура. Одна из его ног была короче другой. Нижняя чашечка правой ноги срослась с нижним эпифизом бедра. Известно, что Тимур хромал на одну ногу. В персидских источниках получило распространение прозвище Тимура – Тамерлан (Железный Хромец). Изучение останков Тимура показало, что его рост составлял 172 см. Это был сильный, крепкий мужчина. Вскрытие захоронения закончилось вечером 21 июня 1941 года. Череп завоевателя сохранился плохо из-за присутствия воды в саркофаге, хотя на черепе были остатки волос. Интересно, что Тимур был похоронен не в саванне, как Шахрух, а в гробу, который, по словам Герасимова, соответствует по форме современным гробам. Плохая сохранность останков не помешала антропологу восстановить облик Тимура. Голову Тамерлана положили в деревянный ящик и увезли в Москву. О каких-либо драгоценностях, найденных в мавзолее, не сообщалось. Надо сказать, что это было не первым вскрытием гробницы. Захоронение вскрывали еще в начале XV века по приказу его сына Шахруха, а затем через несколько лет после смерти Улуг-бека.
Легенды гробницы Тимура
Множество мифов о гробнице связано с именем Малика Каюмова, оператора, работавшего в 1941 году на Ташкентской киностудии. В 2004 году вышел телевизионный фильм «Проклятие Тимура», в котором узбекский оператор рассказал о вскрытии гробницы. Каюмов придерживался мнения, что именно раскопки в мавзолее привели к началу Великой Отечественной войны. По его словам, существовало проклятие Тамерлана: тот, кто вскроет могилу, развяжет большую войну. Когда останки Тимура были перезахоронены в конце 1942 года, советские войска стали одерживать победу в Сталинградской битве. Малик Каюмов утверждал, что перезахоронение останков произошло после того, как он рассказал о проклятии еще не получившему звание маршала Советского Союза Георгию Жукову. Согласно одной из легенд, связанных со вскрытием гробницы, во время работ произошел ряд странных событий. Так внезапно перестала работать лебедка, поднимавшая плиты саркофага, погасло освещение. Каюмов также рассказывал о встрече группы археологов с тремя старцами, которые убеждали ученых не раскапывать гробницу, показывая им некую сакральную книгу. По словам Каюмова, они бесследно исчезли после того, как захоронение было вскрыто. В ответ на заявление Каюмова сын писателя Айни рассказал, что вместе с отцом он также присутствовал при раскопках. В его дневнике также имелось упоминание о старцах. Айни заявил, что Каюмов не знал таджикского языка, а старцы обращались к группе именно на таджикском, поэтому понять, о чем именно говорил с ними писатель, не мог. По словам сына Айни, старцы показывали ученым книгу местных преданий «Джангнома», опубликованную не древности, а в XIX веке.