Чёрная пани Несвижского замка
Два дерева
Начиная с XVI века накопилось порядочно свидетельств о появлении в Несвижском замке и его окрестностях высокой стройной женщины в черном платье. Неспешной плавной походкой она идет по залам, по двору замка, по аллеям парка. Но горе тому, кто встретится с нею, – это знак неминуемой беды, предупреждение о близкой опасности.
Одно из явлений Черной Пани связано с романтичной легендой о трагическом событии, случившемся в XVII веке. В то время Несвижем владел князь Михаил Казимир Радзивилл, а Слуцком – его брат Иероним Флориан. И оба они содержали придворные театры, в которых играли их крепостные. Для разнообразия репертуара братья зачастую обменивались артистами. И вот однажды в приезжую красавицу балерину из Слуцка влюбился несвижский крепостной художник. Его чувство не осталось безответным, и влюбленные решились попросить у своих хозяев разрешения на свадьбу. Добросердечный несвижский князь дал согласие, но его брат, отличавшийся суровым и вздорным нравом, воспротивился и приказал своим слугам воротить девушку в Слуцк. Узнав о таком решении, молодые люди решили бежать и тайно обвенчаться. Об этом они уговорились на свидании в окрестностях замка. И вот, когда влюбленные, обсудив все детали рискованного предприятия, возвращались к замку, на аллее им встретилась незнакомая дама в черных одеждах. Приподняв вуаль, она пристально взглянула на них, горестно покачала головой и, не проронив ни слова, пошла прочь.
Влюбленные все же решилась на побег, но далеко уйти им не удалось: погоня настигла их недалеко от Несвижа, обоих заковали в цепи и отправили к хозяевам. Вскоре девушка, не вынеся тягот заточения и разлуки с любимым, погибла в подземельях Слуцкого замка. А художник, узнав об этом, упросил своего князя отпустить его в монастырь. Перед уходом он посадил на месте последней встречи с любимой два дерева: дуб и сосну. Этот памятник любви и верности дожил до наших дней. Деревья засохли несколько лет назад.
Литовская эмансипе
Кто же скрывается под вуалью Черной Пани? В большинстве легенд призрак Несвижского замка связывается с именем Барбары Радзивилл – первой красавицы Великого княжества Литовского и Королевства Польского и одной из самых незаурядных женщин той эпохи. Она – дочь виленского каштеляна и великого гетмана литовского Юрия Радзивилла. Барбара родилась в 1520 году, получила блестящее образование, свободно говорила и писала на белорусском и литовском языках, владела латынью, знала греческий и немецкий. Ее учили рисованию, стихосложению, игре на музыкальных инструментах. Барбара знала математику, географию и теологию. Кроме того, она прекрасно фехтовала и ездила верхом, как амазонка. Это была сильная, волевая, харизматичная, страстно влюбленная в жизнь женщина. Из-за нее потеряли голову многие мужчины.
Барбару рано выдали замуж – за Станислава Гаштольда, новогрудского и трокского воеводу, сына влиятельного вельможи, воеводы виленского Альберта. Брак их был сугубо династическим, о любви и речи не шло. Муж, очевидно, не сумев распознать всех достоинств жены, частенько развлекался на стороне. Барбара платила ему той же монетой. Список ее любовников впечатляет. Не зря эту женщину прозвали «великой распутницей Литвы».
Любовь и смерть королевы
Вскоре муж умер, и Барбара переехала в Вильно, к своему брату Николаю Рыжему Радзивиллу. Едва сняв траур, молодая вдова окунулась в вихрь балов и прочих светских развлечений. И выловила в этом круговороте не кого-нибудь, а великого князя литовского Сигизмунда Августа, сына польского короля. Они стали любовниками. Зигмунд без памяти влюбился в стройную высокую блондинку со светло-карими глазами, взгляд которых обладал какой-то магической силой. Он был потрясен ее красотой и грацией, эрудицией, тактом, безупречным вкусом, элегантностью, тонким чувством юмора и умом.
В 1547 году влюбленные тайно обвенчались, а в 1548-м Сигизмунд Август стал польским королем. И, несмотря на яростное сопротивление матери Боны Сфорца и возражения сейма, он настоял на своем и сделал Барбару королевой.
Но недолго властвовала новая королева. Через год после коронации, 8 мая 1551 года, Барбара неожиданно умерла в Вавельском замке в Кракове. До этого она болела тяжелой страшной болезнью. Лекари того времени не могли понять, что это за недуг. Все тело молодой женщины покрылось ужасными язвами и гнойными нарывами, которые перед смертью открылись, испуская отвратительный запах. Его не могли выдержать ни врачи, ни слуги. Один лишь преданный супруг находился у ее постели до самого конца.
Предполагают, что Барбару отравила свекровь, Бона Сфорца, происходившая из итальянской семьи, обладавшей секретами ядов. Она ревновала сына к молодой красивой женщине, кроме того, хотела для него другой партии, которая породнила бы его с могущественными домами Европы.
Барбару похоронили не в Вавельском кафедральном соборе в Кракове, как всех других польских монархов, а в Вильно, возле церкви Святого Станислава. Это была ее воля, высказанная перед смертью. Король верхом на коне сопровождал умершую супругу из Кракова в Вильно, а когда траурная процессия проходила через города и селения, спешивался и медленно шел за гробом.
Неудачный ритуал
Король не мог забыть жену, свою Басеньку… В его помрачневшем от горя рассудке появилась безумная мысль приказать чародеям вызвать Барбару с того света, чтобы его дух и дух любимой воссоединились навсегда. Сигизмунд приехал в Несвижский замок, к братьям Барбары, с паном Твардовским, известным во всей Европе спиритуалистом и магом, и его помощником Мнишеком, которые взялись вызвать привидение, но строго-настрого запретили королю дотрагиваться до него.
Сигизмунда ввели в полутемный зал, уставленный зеркалами. На одном из зеркал чародей выгравировал портрет Барбары во весь рост в белой одежде. Пан Твардовский хотел привязать руки короля к подлокотникам, чтобы он нечаянно не коснулся привидения, но Сигизмунд пообещал, что будет вести себя спокойно. Однако, когда призрак Барбары появился, король не выдержал, кинулся к нему с криком «Басенька моя!» – и попытался обнять. Раздался взрыв, зеркало разлетелось вдребезги, по комнате пошел трупный запах, белые одежды Барбары стали черными, и призрак исчез – растворился в воздухе замка…
Вечные скитания призрака
С тех пор душа Барбары не может найти дорогу в царство мертвых и обречена вечно скитаться в Несвижском замке и его окрестностях. Все могло быть иначе, если бы король приехал умирать в этот замок. Тогда бы его дух навсегда соединился с духом Барбары. Но смерть настигла его совсем в другом месте, и с тех пор его призрак, одинокий и несчастный, бродит по Краковскому замку.
Черная Пани предупреждает людей об опасностях – войнах или пожарах. А в середине XVIII столетия она неожиданно стала блюстительницей нравов, следящей за поведением красивых девушек и женщин. Если те позволяли себе прийти на бал в очень уж откровенных нарядах, привидение появлялось перед ними в темных переходах и коридорах замка и пугало бедняжек до полусмерти.
Во время Великой Отечественной войны Черная Пани была очень недовольна поведением немцев, оккупировавших Несвиж. Она до того их затерроризировала, что, если фрицы видели в парке что-то черное, то с криком «Шварце фрау!» стреляли в том направлении и бежали врассыпную.
Перед пожаром 2002 года, едва не уничтожившим Несвижский замок, призрак Черной Пани явился сторожу Владимиру Журавскому. Примерно в полночь после обхода территории он зашел в свою сторожку, располагавшуюся справа от входа в замок, встал перед большим окном и закурил. И тут за окном что-то мелькнуло. За стеклом, перекрыв весь оконным проем, в полной тишине колыхалось что-то, похожее на черную гофрированную юбку. Это продолжалось в течение минуты, после чего видение исчезло. Очевидец был настолько испуган, что не решился выйти наружу. А через месяц случился пожар – как раз тогда, когда он заступал на свою смену. Владимир Владимирович считает, что Черная Пани явилась ему, чтобы предупредить о пожаре.