/ Новости сайта / Археология / Кости английского монарха Ричарда III показали, что король пил много вина после узурпации трона
19.08.2014

Британские археологи и физики смогли восстановить ранее неизвестные детали жизни Ричарда III, последнего монарха из линии Плантагенетов, проанализировав химический и изотопный состав его зубов, ребер и берцовых костей. Оказалось, что король-горбун пил необычно много вина в последние пять лет своей жизни и предпочитал есть мясо лебедей и других пресноводных птиц. Меню его величества в разные годы жизни, история его скитаний по Англии и прочие факты его биографии представлены в Journal of Archaeological Science.

«Это передовое исследование дало нам уникальную возможность пролить свет на диету и условия жизни одной из самых важных исторических фигур Британии, Ричарда III. Нам крайне редко удается найти останки людей с известным нам именем, годами жизни и подробной биографией. Наличие этих сведений позволило нам проследить, в какой обстановке Ричард жил в разные периоды, а также, что самое важное, раскрыть хорошо заметные изменения в его диете в 1483 году, когда он стал королем», — повествует теска короля, Ричард Бакли из университета Лестера.

Бакли, ведущий автор статьи, является также и руководителем группы археологов, развернувшей в начале текущего десятилетия масштабные поиски места последнего упокоения короля-горбуна на территории Лестера, в окрестностях которого он предположительно скончался после поражения в гражданской войне в 1485 году. В августе 2012 года эти поиски завершились успехом — Бакли и помогавшие ему любители истории из Общества Ричарда III нашли останки короля на территории одной из муниципальных парковок города. Генетическая экспертиза, проведенная в феврале 2013 года при содействии живущих ныне родственников короля, окончательно доказала, что кости с автостоянки действительно принадлежали воспетому Шекспиром монарху.

Ричард III был четвертым сыном герцога Йоркского и Сесилии Невилл, дочери младшего брата короля Эдуарда IV. Будущий монарх был выдающимся воином и стратегом, известным физической силой и умением вести сражение. В 1482 году он стал командующим армией при Эдуарде IV, а 1483 году — регентом при его сыне Эдуарде V. Ричард стал королем в июле того же года, низложив Эдуарда и его мать. Его правление продлилось всего два года — Ричард III был убит в сражении на Босвортском поле во время отчаянной попытки убить лидера восстания, будущего короля Англии Генриха VII Тюдора, и похоронен на кладбище при Францисканском монастыре в Лестере.
Благодаря останкам монарха ученые, историки и культурологи получили возможность переоценить многие легенды, связанные с именем короля-Плантагенета. Первый же серьезный анализ тела Ричарда показал, что он не был безобразным и хромым горбуном, каким его выставлял Шекспир и многие другие британские авторы, и лишь страдал тяжелой формой сколиоза. Другая интересная деталь касалась стола его величества — анализ биологического материала показал, что Ричард III питался хорошо прожаренной пищей.

Как отмечает Бакли, многие обстоятельства жизни человека и животного можно установить с помощью исследования костей, так как диета, место обитания и многие другие факторы, в том числе и вредные привычки, влияют на их химический и изотопный состав. Сегодня ученые активно пользуются изотопами углерода в зубах для определения того, какой растительной пищей питался их обладатель, стронций помогает вычислить место рождения, а тяжелый кислород раскрывает климатические условия, в которых он жил. Руководствуясь этой идеей, Бакли и Джо Эпплби, другой археолог из Лестерского университета, подключили к изучению останков Ричарда III двух физиков — Анджелу Лэмб и Джейн Эванс из Центра британской геологической службы в Ноттингеме.

Как объясняют авторы статьи, ребра, позвоночник, бедра, берцовые кости, зубы и другие части скелета и черепа человека растут и меняются с разной скоростью. К примеру, коренные зубы формируются в позднем детстве, и их химический состав остается практически неизменным на протяжении всей жизни. А костная ткань ребер непрерывно обновляется и почти полностью меняется за пять лет жизни. Благодаря этому доли изотопов различных элементов в разных частях тела всегда заметно отличаются, что позволило Бакли и его коллегам выяснить, чем питался и в каких условиях Ричард жил в детстве, в зрелые годы и в последние пять лет.

Доли изотопов стронция и кислорода в зубах последнего Плантагенета указали на то, что он прожил первые семь лет своей жизни в относительно влажном месте, которым, по всей видимости, было графство Нортгемптоншир, где находится родовое гнездо герцогов Йоркских, замок Фотерингей, предположительное место рождения Ричарда. В семь лет, судя по изменению в долях этих изотопов, он переехал в западные регионы Англии, где доля стронция в местных горных породах и в воде заметно выше, чем в Нортгемптоншире. Средневековые хроники говорят, что детство шекспировский узурпатор провел в замке Ладлоу. Похоже, что в этом отношении они не ошибаются, так как доли стронция в местных породах и в зубной ткани Ричарда совпадают.

Судя по флуктуациям в концентрации углерода и азота в эмали и дентине, в раннем детстве будущий король питался преимущественно мясом и рыбой. После переезда его диета была менее питательной и включала в себя большое количество злаков и растительной пищи, что говорит, как отмечают исследователи, о понижении его социального статуса.
Историю средних лет жизни Ричарда ученые раскрыли, изучив содержимое бедренных костей; их химический и изотопный состав меняется один раз за 20–30 лет жизни. В это время Ричард вернулся назад в восточные регионы Англии, где он родился, и вел достаточно скромный образ жизни для родича королевской семьи. Главным блюдом его стола была рыба, он почти не пил вина и других дорогостоящих видов алкоголя, чье употребление можно заметить по характерным аномалиям в доле тяжелого кислорода-18. Эта маленькая деталь из жизни будущего монарха говорит о том, что он следовал заповедям христианства и соблюдал посты.

Ситуация резко поменялась в последние пять лет жизни Ричарда, во время его регентства и недолгого единоличного правления. Как считают ученые, образ жизни последнего Плантагенета пережил в то время кардинальную перестройку. Судя по крайне высокой концентрации углерода-13 и азота-15 в ребрах, регент и монарх питался по самому высшему разряду. По мнению авторов статьи, подобные доли этих элементов могли появиться в ребрах Ричарда только в том случае, если в его рацион входило большое количество мяса дорогостоящей и дефицитной даже в Средневековье дичи — лебедей и других водоплавающих птиц.

Кроме того, высокая доля тяжелого кислорода в костной ткани говорит о том, что король пил очень много вина, все поставщики которого находились за Ла-Маншем, во Франции, Германии и в других континентальных странах. По расчетам Бакли и его коллег, примерно четверть тяжелого кислорода в костях Ричарда приходится на долю вина, что говорит о постоянном и систематическом употреблении этого благородного напитка. Во времена Средневековья чистая питьевая вода была редкостью, что делало вино и другие слабоалкогольные напитки крайне привлекательными для постоянного употребления, так как в них не могут жить бактерии, способные вызвать дизентерию и другие опасные болезни желудка и кишечника.

В любом случае, открытие Бакли и его коллег свидетельствует о том, что изменения в диете и в месте жительства можно с высокой точностью установить по останкам людей, что открывает дорогу для новой научной дисциплины — изотопной археологии. Она позволит историкам и культурологам получить более полную картину того, как жили люди в давние эпохи.

Evolga 19.08.2014 11:35 [Материал]
На сколько я понимаю,отталкиваясь( по аналогии) от истории оболганного Ивана Васильевича Грозного, бедолаге Ричарду досталось от того же источника. Значит он начал делать,то,что в корне расходилось с желанием его британской 5й колонны. Шекспир же частенько исполнял заказ своей государыни. Сказала Лизонька- фас-,Шекспир ответил будет сделано. Чем ещё полу законный отпрыск Тюдоров мог насолить в веках законной ветви Плантагенетов? Обмазать память их последнего законного монарха.