Свидание со смертью: зовущие мертвецы
От 20 до 40 процентов людей
утверждают, что хотя бы раз вступали в контакт с кем-то из усопших
близких. Однако ученые чаще всего отмахиваются от подобных историй,
считая их плодом воображения. Недавно исследованиями данного феномена
занялась доктор Камилла Вортман из Университета Дьюка, прославившегося
своим вниманием к паранормальным явлениям.
Вортман и ее коллеги установили, что около 60 процентов людей способны ощущать присутствие своих умерших супругов, родителей или детей, а 40 процентов считают, что им удалось вступить в контакт с усопшими.
По мнению исследователей, такие контакты могут служить своего рода психотерапией при утрате кого-то из близких. Между тем, в обществе не принято относиться к ним серьезно. "Скорбящие родственники, несмотря на душевное облегчение, которое приносят им контакты с умершими, боятся обсуждать подобного рода опыт с кем-либо, так как они уверены, что их сочтут ненормальными, — комментирует Вортман. — Поэтому из-за недостатка информации общество не верит в потусторонние коммуникации".
Еще в далеком 1944 году вышла в свет книга Бернарда Аккермана "Сто случаев жизни после смерти". Одна из изложенных там историй рассказывает о фабриканте из Глазго. Однажды ему приснилось, что он сидит в своем кабинете и туда входит молодой сотрудник его фабрики по имени Роберт МакКензи, которого он когда-то буквально спас от голодной смерти, дав ему работу. "Я хочу предупредить вас, сэр, что меня обвиняют в том, чего я не совершал, — сказал он. — Я хочу, чтобы вы знали это и смогли простить меня за то, в чем меня обвиняют, потому как я невиновен".
Наутро, проснувшись, фабрикант узнал, что МакКензи умер. Он якобы покончил с собой, выпив из бутылки ядовитое вещество, которое использовалось на фабрике для морения древесины. Между тем, хозяин фабрики настоял на более тщательном расследовании, и оказалось, что это было вовсе не самоубийство, а несчастный случай: бедолага хотел хлебнуть виски, но перепутал емкости…
Подробными исследованиями "посмертной коммуникации" занимаются супруги Билл и Джуди Гуггенхайм. Начиная с 1988 года они проинтервьюировали около двух тысяч жителей США и Канады, утверждавших, что вступали в контакт с мертвыми.
Билл Гугенхайм, обычный брокер, никогда не увлекавшийся наукой или паранормальными явлениями, заинтересовался этой темой, после того как сам пережил подобный опыт. Как-то раз, находясь у себя дома, он вдруг услышал голос покойного отца: "Выйди наружу и проверь бассейн". Билл вышел и обнаружил, что ворота, ведущие к бассейну, приоткрыты. Когда он подошел, чтобы закрыть их, то увидел в воде своего двухлетнего сынишку. Ребенок в это время должен был находиться в ванной, но каким-то образом ему удалось покинуть помещение… Плюхнувшись в бассейн, не умевший плавать малыш, естественно, стал тонуть… К счастью, помощь подоспела вовремя.
Впоследствии тот же отцовский голос велел Биллу провести исследование на тему общения с мертвыми и написать об этом книгу. Так появилась на свет их совместная с женой книга "Послания с того света".
В 1995 году доктором Алланом Боткиным была разработана терапия "направленной коммуникации с потусторонним миром". Используя эту методику, его пациентке Джулии Моссбридж удалось выйти на связь со своим близким другом, который погиб, когда они еще учились в колледже.
Дело в том, что Джулия ощущала себя виноватой в смерти Джоша. Она уговорила его пойти на вечеринку, хотя у молодого человека были другие планы на этот вечер. По дороге машина попала в аварию, и Джош погиб.
Боткин попросил Джулию имитировать быстрые движения глаз, которые обычно наблюдаются у человека в фазе быстрого сна. Одновременно он просил ее сосредоточиться на эмоциях, связанных с утратой друга.
Вот как описала Джулия Моссбридж то, что произошло с ней во время сеанса психотерапии: "Я увидела Джоша входящим в дверь. Мой друг со свойственным ему юношеским задором пришел в восторг, когда увидел меня. Я также испытала огромную радость от того, что снова вижу его, но в то же время я не могла понять — действительно ли все это происходит взаправду. Он сказал, что ни в чем меня не винит, и я поверила ему. Затем я увидела, как Джош играет с собакой. Я не знала, чья это собака. Мы попрощались, и я открыла глаза, улыбаясь. Позже мне стало известно, что у сестры Джоша умерла собака той самой породы, с которой играл мой друг. Я по-прежнему не уверена в реальности произошедшего. Единственное, что я знаю наверняка, — мне удалось избавиться от навязчивых образов в голове, где я зову его или вижу его кончину в автоаварии".
"Не важно, верит ли пациент в подобные вещи, или нет, — заявляет доктор Боткин. — В любом случае они могут оказать положительный эффект".