Вход / Регистрация
18.11.2024, 05:19
Советский «Аватар» был снят 70 лет назад
Москва, сороковые годы. Публика собралась в кинотеатре для просмотра стереофильма. Внезапно, стая голубей вылетает с экрана в зал и усаживается на натянутом проводе. Девушка выплескивает стакан воды, а зрители отворачиваются, боясь намокнуть. Впечатление от первых аттракционов было поражающим.
Это только сегодня кажется, что технологии объемного изображения - западное ноу-хау. В Советском Союзе проводились разработки, которые позже станут основой для мировой кинопрактики.
Впереди планеты всей
Судя по публикациям в прессе, в России стереокино появилось даже раньше, чем в Америке. Первые показы фильмов с объемным изображением у нас проводились в 1911 году, в петербургском кинотеатре «Танагра» на Невском проспекте. Это на четыре года раньше, чем у американцев. Правда, технология показа была западной, на основе запатентованного изобретения немецкого ученого Оскара Местера.
В 1931 году на отечественные экраны выходит стереофильм «Чудеса теней», снятый по системе, разработанной Николаем Анощенко, авиаконструктором по образованию. Демонстрировали его в кинотеатре «Колосс», который расположился в большом зале Московской консерватории. Свой след в истории стереокино оставил и режиссер-сказочник Александр Лукич Птушко. Он подготовил на суд удивленной публики видовой фильм «Выходной день в Москве».
Стереокино без очков, или Кремлевский экран Иосифа Сталина
В 1935 году Семен Иванов придумал систему показа стереокино без использования очков. Всем хорошо знакомы объемные растровые картинки, календарики или закладки. Этот эффект и лег в основу изобретения Иванова. Правда, ему пришлось немало потрудиться. Ведь одно дело - изображение «карманного формата», а совсем другое – огромный экран кинотеатра. Семен Павлович придумал перспективный растр. Он веером натянул проволоку перед экраном. Зритель в зале находил идеальную точку просмотра, и картинка становилась объемной.
Но сидеть приходилось неподвижно, а это, согласитесь, не очень удобно. В общем-то у зрителя было от трех до семи вариантов позиций, из которых удавалось увидеть стереочудеса. Сегодня существует очень много версий, почему же именно эта система «проволочного» экрана стала такой популярной.
По слухам, Сталин узнал об этом изобретении от своего киномеханика, который, в свою очередь, был сотрудником НИКФИ. Именно в этом институте работали и работают над стереотехнологиями. К 1939 году был сделан легкий экран на стекле, который и разместили в Кремле. Именно после того, как Иосиф Виссарионович увидел чудеса стереотехнологий, на опыты в этой области выделили значительные средства. Борис Иванов, тезка изобретателя растрового экрана, рассчитал размеры установки для кинотеатра Москва, который находился на площади Маяковского. На создание установки площадью 25 квадратных метров, состоявшего из 30 тысяч натянутых проволочек, длиною от 5 до 8 метров, было израсходовано около 100 килограмм проволоки. 14 января 1941 года обновленный кинозал распахнул свои двери.
Фантастический «Концерт»
Кинотеатр «Москва» подготовил для советских граждан поистине фантастическое зрелище. Фильм «Концерт» (другое название «Земля молодости») снял режиссер Александр Андриевский. Содержание соответствовало названию, а занимал просмотр всего лишь сорок минут. До 22 июня 1941 года «Концерт» посмотрело полмиллиона зрителей.
Сегодня этот фильм отреставрирован киноведом Николаем Майоровым и время от времени демонстрируется на кинофестивалях и в кинотеатре «Иллюзион».
Конечно, «Концерт» снимался прежде всего для главного зрителя страны советов, Иосифа Сталина. Поэтому «пройти кастинг» могли лишь самые лучшие и самые заслуженные артисты.
В начале фильма звучит фрагмент из поэмы «Хорошо» в исполнении известного чтеца и актера Владимира Яхонтова. Следом профессор консерватории, легендарная арфистка Вера Дулова, исполняла сентиментальный вальс Чайковского. Тут и начинались чудеса спецэффектов. Букет цветов летел в кадр прямо из зала. Зрители были в восторге, неистово аплодировали, а в это время артистка в благодарность возвращала букет в зал. И каждый думал, что цветы летят именно к нему.
Принять участие в съемках предложили и прославленному пианисту, первому лауреат международного конкурса, Якову Флиэру. Он исполнил ноктюрн Шопена. Завершался фильм двумя зарисовками - «Птичий сад» и «Карнавал молодежи». Но есть в списке звезд этого «Концерта» и две загадочные истории.
Исчезнувшие биографии
В четвертом фрагменте зрителям предлагалось прослушать «Весенние голоса» Штрауса в исполнении оперной примы Галины Немченко. При реконструкции фильма, киновед Николай Майоров обнаружил, что звуковая дорожка не совпадает с изображением. Ученому пришлось отправиться на поиски оригинального трека, но пластинок с записями Немченко он не обнаружил. Прима Большого театра, ведущие партии в премьерных постановках… Что же могло случиться?
«Я нашел супругу сына Галины Николаевны, Аллу Немченко, - рассказывает Николай Майоров. - Она сейчас живет в Москве. Когда я привез реконструированный фильм, и мы вместе его посмотрели, родственники не могли скрыть слез, слушая этот потрясающий голос. Как выяснилось, Галина Николаевна закончила свои дни работая библиотекарем. У нее была непростая судьба. Первый ее муж успел развестись с ней перед тем, как его арестовали в 1937, тем самым избавил от судьбы жены репрессированного. Второй брак тоже не сложился. Новый муж оперной примы, музыкант из Большого театра, стал жертвой борьбы с безродными космополитами. После войны Галина Немченко не вернулась на сцену. Вероятнее всего, она оказалась сильнее принятых в то время "кремлевских" нравов... и Галине Николаевне пришлось отказаться от своей блестящей карьеры».
Есть и еще одно белое пятно в истории фильма «Концерт». Это касается пятого номера с жонглером, в котором снялся Виталий Спивак. «Фантастическая слава, никакой прессы, - рассказывает Николай Майоров. - Я с трудом нашел его могилу на Ваганьковском кладбище. Больше никакой информации о нем нет. Но, когда я занимался работой над фильмом «Счастливый рейс» с Николаем Крючковым, он кстати тоже был снят в стереоформате, то с удивлением обнаружил там знакомое лицо! Да это был Спивак! Еще один стереофильм с этим артистом. Правда в титрах он не указан».
Стереонаходки последних лет
Долгое время фильм «Концерт» был единственным, снятым по стереосистеме Иванова. Но совсем недавно режиссер Сергей Тютин обнаружил еще одну работу. Александр Андриевский в Крыму снял первый игровой стереофильм «Неистовый рыболов». Главную роль в нем исполнял клоун Карандаш, знаменитый Михаил Николаевич Румянцев. Только вот лента не сохранилась, она исчезла бесследно. 22 июня 1941 года началась война. Но есть отзывы прессы и даже несколько кадров в журналах.
При производстве стереокино советские режиссеры экспериментировали по максимуму. Поэтому даже сегодня фильм «Концерт» смотрится «на ура», аплодисменты в зале звучат после каждого показа.
«Именно "Концерт" стал начальной точкой научного осмысления феномена стереокино, - рассказывает Николай Майоров. - Ведь стереофильмы снимаются "за столом", прежде чем включить камеру, нужно все просчитать. Это графики, это серьезные вычисления. А потом уже идея реализовывается на практике. В режиссерском сценарии Андриевского прописаны все эффекты! Например, он указывал, на сколько сантиметров объект должен вылезти в зал. Им-то и была заложена база этих расчетов. Не было бы "Концерта", не было бы и "Аватара"».
Сегодня в очередной раз протирая стереоочки перед сеансом, не лишним будет вспомнить о том, что идеи компьютерных чудес когда-то были разработаны в нашей стране.
Это только сегодня кажется, что технологии объемного изображения - западное ноу-хау. В Советском Союзе проводились разработки, которые позже станут основой для мировой кинопрактики.
Впереди планеты всей
Судя по публикациям в прессе, в России стереокино появилось даже раньше, чем в Америке. Первые показы фильмов с объемным изображением у нас проводились в 1911 году, в петербургском кинотеатре «Танагра» на Невском проспекте. Это на четыре года раньше, чем у американцев. Правда, технология показа была западной, на основе запатентованного изобретения немецкого ученого Оскара Местера.
В 1931 году на отечественные экраны выходит стереофильм «Чудеса теней», снятый по системе, разработанной Николаем Анощенко, авиаконструктором по образованию. Демонстрировали его в кинотеатре «Колосс», который расположился в большом зале Московской консерватории. Свой след в истории стереокино оставил и режиссер-сказочник Александр Лукич Птушко. Он подготовил на суд удивленной публики видовой фильм «Выходной день в Москве».
Стереокино без очков, или Кремлевский экран Иосифа Сталина
В 1935 году Семен Иванов придумал систему показа стереокино без использования очков. Всем хорошо знакомы объемные растровые картинки, календарики или закладки. Этот эффект и лег в основу изобретения Иванова. Правда, ему пришлось немало потрудиться. Ведь одно дело - изображение «карманного формата», а совсем другое – огромный экран кинотеатра. Семен Павлович придумал перспективный растр. Он веером натянул проволоку перед экраном. Зритель в зале находил идеальную точку просмотра, и картинка становилась объемной.
Но сидеть приходилось неподвижно, а это, согласитесь, не очень удобно. В общем-то у зрителя было от трех до семи вариантов позиций, из которых удавалось увидеть стереочудеса. Сегодня существует очень много версий, почему же именно эта система «проволочного» экрана стала такой популярной.
По слухам, Сталин узнал об этом изобретении от своего киномеханика, который, в свою очередь, был сотрудником НИКФИ. Именно в этом институте работали и работают над стереотехнологиями. К 1939 году был сделан легкий экран на стекле, который и разместили в Кремле. Именно после того, как Иосиф Виссарионович увидел чудеса стереотехнологий, на опыты в этой области выделили значительные средства. Борис Иванов, тезка изобретателя растрового экрана, рассчитал размеры установки для кинотеатра Москва, который находился на площади Маяковского. На создание установки площадью 25 квадратных метров, состоявшего из 30 тысяч натянутых проволочек, длиною от 5 до 8 метров, было израсходовано около 100 килограмм проволоки. 14 января 1941 года обновленный кинозал распахнул свои двери.
Фантастический «Концерт»
Кинотеатр «Москва» подготовил для советских граждан поистине фантастическое зрелище. Фильм «Концерт» (другое название «Земля молодости») снял режиссер Александр Андриевский. Содержание соответствовало названию, а занимал просмотр всего лишь сорок минут. До 22 июня 1941 года «Концерт» посмотрело полмиллиона зрителей.
Сегодня этот фильм отреставрирован киноведом Николаем Майоровым и время от времени демонстрируется на кинофестивалях и в кинотеатре «Иллюзион».
Конечно, «Концерт» снимался прежде всего для главного зрителя страны советов, Иосифа Сталина. Поэтому «пройти кастинг» могли лишь самые лучшие и самые заслуженные артисты.
В начале фильма звучит фрагмент из поэмы «Хорошо» в исполнении известного чтеца и актера Владимира Яхонтова. Следом профессор консерватории, легендарная арфистка Вера Дулова, исполняла сентиментальный вальс Чайковского. Тут и начинались чудеса спецэффектов. Букет цветов летел в кадр прямо из зала. Зрители были в восторге, неистово аплодировали, а в это время артистка в благодарность возвращала букет в зал. И каждый думал, что цветы летят именно к нему.
Принять участие в съемках предложили и прославленному пианисту, первому лауреат международного конкурса, Якову Флиэру. Он исполнил ноктюрн Шопена. Завершался фильм двумя зарисовками - «Птичий сад» и «Карнавал молодежи». Но есть в списке звезд этого «Концерта» и две загадочные истории.
Исчезнувшие биографии
В четвертом фрагменте зрителям предлагалось прослушать «Весенние голоса» Штрауса в исполнении оперной примы Галины Немченко. При реконструкции фильма, киновед Николай Майоров обнаружил, что звуковая дорожка не совпадает с изображением. Ученому пришлось отправиться на поиски оригинального трека, но пластинок с записями Немченко он не обнаружил. Прима Большого театра, ведущие партии в премьерных постановках… Что же могло случиться?
«Я нашел супругу сына Галины Николаевны, Аллу Немченко, - рассказывает Николай Майоров. - Она сейчас живет в Москве. Когда я привез реконструированный фильм, и мы вместе его посмотрели, родственники не могли скрыть слез, слушая этот потрясающий голос. Как выяснилось, Галина Николаевна закончила свои дни работая библиотекарем. У нее была непростая судьба. Первый ее муж успел развестись с ней перед тем, как его арестовали в 1937, тем самым избавил от судьбы жены репрессированного. Второй брак тоже не сложился. Новый муж оперной примы, музыкант из Большого театра, стал жертвой борьбы с безродными космополитами. После войны Галина Немченко не вернулась на сцену. Вероятнее всего, она оказалась сильнее принятых в то время "кремлевских" нравов... и Галине Николаевне пришлось отказаться от своей блестящей карьеры».
Есть и еще одно белое пятно в истории фильма «Концерт». Это касается пятого номера с жонглером, в котором снялся Виталий Спивак. «Фантастическая слава, никакой прессы, - рассказывает Николай Майоров. - Я с трудом нашел его могилу на Ваганьковском кладбище. Больше никакой информации о нем нет. Но, когда я занимался работой над фильмом «Счастливый рейс» с Николаем Крючковым, он кстати тоже был снят в стереоформате, то с удивлением обнаружил там знакомое лицо! Да это был Спивак! Еще один стереофильм с этим артистом. Правда в титрах он не указан».
Стереонаходки последних лет
Долгое время фильм «Концерт» был единственным, снятым по стереосистеме Иванова. Но совсем недавно режиссер Сергей Тютин обнаружил еще одну работу. Александр Андриевский в Крыму снял первый игровой стереофильм «Неистовый рыболов». Главную роль в нем исполнял клоун Карандаш, знаменитый Михаил Николаевич Румянцев. Только вот лента не сохранилась, она исчезла бесследно. 22 июня 1941 года началась война. Но есть отзывы прессы и даже несколько кадров в журналах.
При производстве стереокино советские режиссеры экспериментировали по максимуму. Поэтому даже сегодня фильм «Концерт» смотрится «на ура», аплодисменты в зале звучат после каждого показа.
«Именно "Концерт" стал начальной точкой научного осмысления феномена стереокино, - рассказывает Николай Майоров. - Ведь стереофильмы снимаются "за столом", прежде чем включить камеру, нужно все просчитать. Это графики, это серьезные вычисления. А потом уже идея реализовывается на практике. В режиссерском сценарии Андриевского прописаны все эффекты! Например, он указывал, на сколько сантиметров объект должен вылезти в зал. Им-то и была заложена база этих расчетов. Не было бы "Концерта", не было бы и "Аватара"».
Сегодня в очередной раз протирая стереоочки перед сеансом, не лишним будет вспомнить о том, что идеи компьютерных чудес когда-то были разработаны в нашей стране.
 
Источник: http://vm.ru/
Комментарии 7
0
SKIPtr
28.08.2014 20:19
[Материал]
я помню
просто набор очень заметных стереоэфектов это парад атракционов фильм сказка замурованые в стекле комедия похищение века еще кажеться ученик лекаря и еще какие то уже не помню очки были из стекла поляризованый фильтр они свет пропускали в одной поскости и каждый глаз получал картинку в своей плоскасти |
0
andreygolovan
28.08.2014 18:27
[Материал]
Стерео кинотеатр был и в Киеве - в школьные годы я ходил туда не раз. Воистину, все новое - хорошо забытое старое.
|
+1
сумасшедший
28.08.2014 13:02
[Материал]
один раз смотрел такой фильм..и как говорили их всего было несколько штук...зал и правда шарахался от струи воды и всяких веток..и разной ерунды.."летящей в глаза" ..фильмы спецом снимались так что бы больше таких моментов
|