Беспилотники-дроны: что из себя представляют "страж-птицы", которые сейчас у всех на слуху
ЗА И ПРОТИВ: ПИЛОТ vs КОМПЬЮТЕР
Скорее всего, беспилотная и пилотируемая авиация еще долго будут сосуществовать. Показательный пример — армия Израиля. Хотя страна занимает лидирующие позиции в мире по разработке БПЛА и их использованию в бою, пилоты почитаются там как самая что ни на есть элита вооруженных сил. Ведь никакой компьютер не сравнится с человеком в принятии молниеносных решений в нестандартных ситуациях.
ПЛЮСЫ. Существует ряд задач, при которых присутствие человека в самолете совершенно не требуется. Например, видео-, фотосъемка, постановка радиопомех, корректировка огня. Между тем отсутствие на борту человека значительно удешевляет машины. Кроме того, дроны живучи, малозаметны, маневренны и оперативны — не требуют развертывания средств обеспечения, которое нужно для действий пилотируемой авиации. Наконец, применение БПЛА не сопряжено с риском потерять экипаж, на подготовку (и спасение в случае аварии) которого тратится много времени и средств.
МИНУСЫ. При уничтожении спутников связи и навигации, нарушении каналов коммуникации БПЛА мгновенно "тупеют", выходят из-под контроля, а то и вообще могут перейти под управление неприятеля. К минусам (которые со временем могут исчезнуть) следует также отнести малые скорости, уязвимость для средств ПВО, неспособность вести воздушный бой и слабую вооруженность.
УКРАИНСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ
В Украине выпускают дроны, но для военных целей они не очень подходят. "Проблема в оснащении оборудованием военного применения. Самое главное — защищенный обмен информацией с военным БПЛА. Только единичные страны обладают технологиями для этих задач, — объясняет эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антон Михненко. — Кроме того, важна не только машина, но и люди, умеющие управлять ею, пользоваться полученной информацией. ВСУ когда-то закупили израильские Bird Eye — наши даже ездили в Израиль обучаться. Но БПЛА пролежали на складах (мол, нечего их трогать — больших денег стоят!), пока специалисты не разбрелись кто на пенсию, кто на гражданку". Применение беспилотников в зоне АТО эксперт оценивает критически: "Гражданские машины используют от безвыходности. Применять нужно настоящие военные дроны, а так мы имеем дело с тем, что называется солдатской смекалкой. Но на войне все средства хороши".
ДОСКА ПОЧЕТА: САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ БПЛА
Scout. Первым в истории дронов одолел реактивный истребитель. В 1981-м сирийский МиГ-21 атаковал израильский дрон. В погоне за "скаутом" пилот не справился с управлением и врезался в землю. "Скаут" вернулся на базу, где авиатехники впервые нарисовали на борту БПЛА значок победы в воздушном бою.
Phantom Eye. Самый большой БПЛА. Великан сможет подниматься на высоту 20 км и оставаться там четыре дня. Имеет размах крыльев 76,25 м (у последней модели пассажирского "Боинга", Dreamliner, он составляет 60 м).
RQ-11 Raven. Малый разведчик (вес 1,9 кг, размах крыла — 1,3 м). Оснащен видеокамерой дневного или ночного видения. Запускается с руки. "Малыш" завоевал уважение военных, так как обеспечивает подразделение огромным объемом разведданных.
MQ-9 Reaper. Разведывательно-ударный дрон, вооруженный ракетами "воздух-земля" или бомбами с лазерным наведением. Пафосно величается "терминатором террористов". Машина использовалась в Афганистане, а в 2010-м "Рипер" уничтожил Мустафу Абу Язида — третьего человека в руководстве "Аль-Каиды".
ОХОТА НА ДРОН: ПОМЕХИ, СНАРЯДЫ С ДРОБЬЮ И ЛАЗЕРНЫЕ ЛУЧИ
Прежде чем решать, как лучше и дешевле уничтожить дрон, его сначала нужно обнаружить и при этом определить, что он вражеский. А это — непростая задача. Легкие беспилотники очень плохо "ловятся" радиолокаторами, так как их корпусы сделаны из композитных материалов и пластика, покрытого специальной краской. Маленькие бензиновые и особенно электрические двигатели излучают мало тепла и не шумят.
Впрочем, некоторые успехи в радиолокации все-таки позволяют выявлять дроны. Но прежде чем вывести его из строя, следует отличить сигнал БПЛА от сигнала, пришедшего от летящей птицы. В новейших локаторах благодаря трудам орнитологов появился особый алгоритм идентификации пернатых.
ОСЛЕПЛЕНИЕ. Что делать, когда вражеский беспилотник наконец-то обнаружен? Его можно вывести из строя или помешать выполнить задачу. И даже посадить невредимым. Для этого применяются средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В 2011-м Иран заявил, что приземлил целехоньким суперсекретный беспилотник США RQ-170 Sentinel. Впрочем, американцы упорно отнекивались и заявляли, что машину подвела неисправность. На чьей стороне правда — до сих пор неизвестно.
Чтобы сделать дрон слепым и беспомощным,
нарушают работу бортовых датчиков, "забивают" каналы передачи данных и
контроля, искажают сигналы GPS (без них сегодня не обходится ни один
подвижный объект в армии).
Наконец, еще одна вполне реальная
перспектива — воздействие мощного СВЧ-излучения. То есть дрону
устраивают сеанс пребывания в микроволновой печи: СВЧ-удар сожжет нежную
электронику, превратив чудо техники в груду отходов.
УНИЧТОЖЕНИЕ. Конечно, часть дронов всегда преодолеет средства РЭБ. И тогда за них возьмутся зенитчики, чтобы уничтожить аппараты при помощи ракет или пуль, а в перспективе — лазеров. На большие и дорогие ударные дроны и разведчики не грех и ракету потратить, но сбивать таким образом даже относительно дешевыми переносными комлексами мелкие машины экономически нецелесообразно. Уже сегодня более 85% БПЛА — легкие небольшие аппараты. А в ближайшие годы они наверняка будут действовать стаями и атаковать волнами. В этом случае потребуется что-то подешевле, чем зенитная ракета. Увы, из пушки или пулемета попасть в дрон сложно. Но если применить особый боеприпас, то ситуация в корне меняется. Для этого снаряд начиняют металлическими шариками и "умным" взрывателем, включающимся почти в точке встречи с дроном. При подрыве образуется "облачко", и шарики делают из неприятеля решето.
Наконец, лазеры. Поначалу была идея просто "подогревать" аппарат, после чего тот становится прекрасно виден для ракеты с тепловым наведением. Однако прогресс военных лазеров, скорее всего, приведет к тому, что в дронах станут просто прожигать дырки с приличного расстояния.
ДРОНЫ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ. Перспектива использования БПЛА лишает сна не только людей в погонах, но и вполне цивильных. Проявление этого — "Руководство по борьбе с дронами", гуляющее по просторам Интернета. В нем содержатся силуэты и параметры самых распространенных моделей, сведения об их применении, описание того, как обыватель может спрятаться от "страж-птиц". Приводятся также рекомендации по нарушению нормальной работы БПЛА.