Вход / Регистрация
23.12.2024, 00:37
Зомби это реальность?
Зомби - самые популярные мистические герои массовой культуры, наряду с вампирами и оборотнями. Насмотревшись таких фильмов, как «Обитель зла», «Ночь живых мертвецов», «28 дней спустя» и прочих, где жуткого вида создания, бывшие когда-то людьми, бродят поодиночке или целыми стаями, жадно пожирая все, что шевелится, народ волей-неволей начинает верить в их существование и с ужасом ждет конца света, вызванного нашествием этих тварей. Но существуют ли зомби на самом деле?
Прежде всего определимся с самим понятием «зомби». Сейчас так называются и оживленные каким-либо фантастическим способом мертвецы, и пока еще живые люди, под каким-то воздействием потерявшие контроль над собой и своим телом и безвольно подчиняющиеся чьим-то приказам. Но очевидно, что это две совершенно разные категории, и не стоило бы им быть вместе в «отряде» зомби. Попробуем отделить мух от котлет.
Страшилки о мертвецах, воскрешенных волей черных колдунов или злых богов, в изобилии имеются в фольклоре любого народа. Да и литературная традиция богата. К примеру, в «Эпосе о Гильгамеше» (XVIII-XVII века до нашей эры) богиня Иштар обещает:
Проложу я путь в глубину преисполнен,
Подниму я мертвых, чтоб живых пожирали. -
Станет меньше тогда живых, чем мертвых!
В последующие времена эта человеконенавистническая идея кровожадной богини была развита во множестве книг и фильмов, повествующих о крушении человеческой цивилизации и попытках небольшой группы людей выжить в окружении агрессивных зомби.
Да и, собственно, современный архетип зомби - неразумных, но целеустремленных воскресших мертвецов-людоедов, действующих, как правило, большими группами, - в массовой культуре был во многом определен фильмом Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (хотя термин «зомби» в нем не используется).
Но вместе с тем существует множество документальных свидетельств об оживших мертвецах. Так, в 1929 году репортер «Нью-Йорк тайме» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», в которой рассказал о своей жизни на Гаити, в доме знаменитой колдуньи Маман Сели.
Вот как он описывает свою встречу с зомби: «Самое страшное - глаза. И это вовсе не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее, почувствовал: "Великий Боже, может, вся эта чепуха - правда?’’»
Считается, что на этом фото заснята гаитянка Фелисия Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. А в 1936 ее нашли: она бродила голой недалеко от фермы брата. И муж, и брат узнали в ней ту, кого они сами похоронили почти тридцать лет назад.
Американская писательница Зора Хёрстон, побывавшая на Гаити в 1938 году, записала от островитян историю о девушке Марии, умершей в 1909 году. Через пять лет после смерти ее заметили в окне какого-то дома в столице Гаити Порт-о-Пренсе бывшие школьные друзья. Владелец дома прогнал их прочь, наотрез отказавшись давать какие бы то ни было объяснения.
Отец Марии поднял на ноги все окрестное население, пришлось взяться за дело полиции. Когда вошли в дом, ни владельца, ни Марии там уже не было. А тем временем по городу поползли слухи, и чтобы успокоить общественное мнение, могилу девушки разрыли. В гробу лежал скелет, слишком длинный для Марии. Он был наряжен в одежду, в которой похоронили девушку.
Островитяне считали, что колдун выкопал Марию и превратил в зомби. И якобы потом, когда он умер, вдова отдала девочку католическому священнику. И будто бы после этого родителям удалось вывезти ее с Гаити во Францию, переодев монахиней, и позже там ее навещал брат. Столь благополучный финал вызывает сомнения в правдивости данной байки.
Более похожа на правду другая история, которую 3. Хёрстон услышала от матери умершего мальчика. В ночь после похорон его сестра вдруг услышала на улице пение и шум. Она узнала голос брата, и ее плач разбудил весь дом. Домашние увидели из окна зловещую процессию мертвецов и с ними мальчика, похороненного накануне.
Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с окном, все услышали его жалобный плач. «Но таков ужас, внушаемый этими созданиями, - пишет 3. Хёрстон, - что даже мать и сестра не отважились выйти на улицу и попытаться его спасти». Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с ума.
Известны свидетельства воскрешения из мертвых монахами тибетских монастырей, сибирскими шаманами, колдунами и знахарями многих других народов. Но наука напрочь отрицает саму такую возможность. К примеру, в человеческом мозге начинаются необратимые разрушения уже через четыре минуты после смерти. Хотя зомби мозг вроде бы и не нужен - лишь бы двигались и впивались зубами в живую плоть.
Только вот ведь в чем загвоздка: уже через несколько часов после смерти большая часть АТФ (нуклеотида, играющего исключительно важную роль в обмене энергии и веществ в организме) в мышцах распадается. А обеспечение хождения, рукоприкладства и зубокусательст-ва требует постоянной подпитки мышц кровью (даже отбрасывая тот факт, что мышцы должны контролироваться нервной системой, самой нежизнеспособной в условиях гипоксии).
Так как у трупа нет циркуляции крови, дыхания и прочих жизнеобеспечивающих процессов, то и мышцы (которые жизнеспособны первые 10 часов после смерти) никуда не побегут.
Так что колдун может заставить ходить и совершать прочие телодвижения труп, неважно, свежий он или полусгнивший, или вообще скелет только волшебной силой телекинеза. Только очень уж нерациональное расходование энергии получится. Куда эффективнее и проще ударить по супостату этой самой силой напрямую, без посредников в виде зомби.
Так что, скорее всего, реальные зомби - это не мертвецы, а живые люди. Вопреки многочисленным суевериям и легендам, окружающим гаитянских колдунов вуду - бокоров, их сверхъестественная сила базируется на вполне прозаическом фундаменте. Они владеют искусством превратить намеченную жертву в зомби, подсыпав ей в пищу (или дав понюхать) некое снадобье.
По некоторым данным, таким зельем является нервно-паралитический яд тетродотоксин, извлеченный из рыбы двузуба. Под его действием человек впадает в глубокую летаргию: останавливается дыхание, сердцебиение замедляется настолько, что пульс практически не нащупывается, стекленеют глаза - словом, все признаки смерти, причем правильный диагноз иногда не может поставить даже опытный врач.
Человека хоронят, а через некоторое время колдун извлекает его из могилы. При помощи другого секретного зелья он приводит «покойника» в чувство, но не совсем: отделы мозга, отвечающие за высшую нервную деятельность, остаются заблокированными. Человек превращается в зомби -существо, полностью покорное воле хозяина и способное выполнять лишь простейшие задачи: есть, пить, спать, работать на сахарной плантации.
Ходит он медленно и неуверенно, членораздельно говорить не может, во времени и пространстве не ориентируется. В таком состоянии зомби может находиться довольно долго, но время от времени колдун должен его подпитывать своим зельем, чтобы тот не очухался. А все пляски, заклинания и прочие ритуалы, применяемые при превращении жертвы в зомби, - это для антуража и поддержки авторитета.
Но из людей можно сделать зомби, причем в массовом порядке, и современными научными методами. К примеру, создать и запустить некий вирус. В природе существуют аномальные заразные белки, которые называются прионами. Они вызывают, например, такие болезни, как коровье бешенство. Прионы, блокирующие одни участки мозга и оставляющие другие неповрежденными, вполне можно создать и в лаборатории.
А если присоединить их к вирусу, хотя бы того же гриппа, да запустить в окружающую среду - вот и готова армия зомби, и на Земле начнется апокалипсис.
Зомбировать людей можно и психотронным оружием. Основополагающую роль сыграют в этом средства массовой информации, используя «25-й кадр» и другие подобные приемчики.
Неразумные, но целеустремленные
Прежде всего определимся с самим понятием «зомби». Сейчас так называются и оживленные каким-либо фантастическим способом мертвецы, и пока еще живые люди, под каким-то воздействием потерявшие контроль над собой и своим телом и безвольно подчиняющиеся чьим-то приказам. Но очевидно, что это две совершенно разные категории, и не стоило бы им быть вместе в «отряде» зомби. Попробуем отделить мух от котлет.
Страшилки о мертвецах, воскрешенных волей черных колдунов или злых богов, в изобилии имеются в фольклоре любого народа. Да и литературная традиция богата. К примеру, в «Эпосе о Гильгамеше» (XVIII-XVII века до нашей эры) богиня Иштар обещает:
Проложу я путь в глубину преисполнен,
Подниму я мертвых, чтоб живых пожирали. -
Станет меньше тогда живых, чем мертвых!
В последующие времена эта человеконенавистническая идея кровожадной богини была развита во множестве книг и фильмов, повествующих о крушении человеческой цивилизации и попытках небольшой группы людей выжить в окружении агрессивных зомби.
Да и, собственно, современный архетип зомби - неразумных, но целеустремленных воскресших мертвецов-людоедов, действующих, как правило, большими группами, - в массовой культуре был во многом определен фильмом Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (хотя термин «зомби» в нем не используется).
Самое страшное - глаза
Но вместе с тем существует множество документальных свидетельств об оживших мертвецах. Так, в 1929 году репортер «Нью-Йорк тайме» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», в которой рассказал о своей жизни на Гаити, в доме знаменитой колдуньи Маман Сели.
Вот как он описывает свою встречу с зомби: «Самое страшное - глаза. И это вовсе не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее, почувствовал: "Великий Боже, может, вся эта чепуха - правда?’’»
Считается, что на этом фото заснята гаитянка Фелисия Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. А в 1936 ее нашли: она бродила голой недалеко от фермы брата. И муж, и брат узнали в ней ту, кого они сами похоронили почти тридцать лет назад.
Американская писательница Зора Хёрстон, побывавшая на Гаити в 1938 году, записала от островитян историю о девушке Марии, умершей в 1909 году. Через пять лет после смерти ее заметили в окне какого-то дома в столице Гаити Порт-о-Пренсе бывшие школьные друзья. Владелец дома прогнал их прочь, наотрез отказавшись давать какие бы то ни было объяснения.
Отец Марии поднял на ноги все окрестное население, пришлось взяться за дело полиции. Когда вошли в дом, ни владельца, ни Марии там уже не было. А тем временем по городу поползли слухи, и чтобы успокоить общественное мнение, могилу девушки разрыли. В гробу лежал скелет, слишком длинный для Марии. Он был наряжен в одежду, в которой похоронили девушку.
Островитяне считали, что колдун выкопал Марию и превратил в зомби. И якобы потом, когда он умер, вдова отдала девочку католическому священнику. И будто бы после этого родителям удалось вывезти ее с Гаити во Францию, переодев монахиней, и позже там ее навещал брат. Столь благополучный финал вызывает сомнения в правдивости данной байки.
Более похожа на правду другая история, которую 3. Хёрстон услышала от матери умершего мальчика. В ночь после похорон его сестра вдруг услышала на улице пение и шум. Она узнала голос брата, и ее плач разбудил весь дом. Домашние увидели из окна зловещую процессию мертвецов и с ними мальчика, похороненного накануне.
Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с окном, все услышали его жалобный плач. «Но таков ужас, внушаемый этими созданиями, - пишет 3. Хёрстон, - что даже мать и сестра не отважились выйти на улицу и попытаться его спасти». Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с ума.
Волшебная сила телекинеза?
Известны свидетельства воскрешения из мертвых монахами тибетских монастырей, сибирскими шаманами, колдунами и знахарями многих других народов. Но наука напрочь отрицает саму такую возможность. К примеру, в человеческом мозге начинаются необратимые разрушения уже через четыре минуты после смерти. Хотя зомби мозг вроде бы и не нужен - лишь бы двигались и впивались зубами в живую плоть.
Только вот ведь в чем загвоздка: уже через несколько часов после смерти большая часть АТФ (нуклеотида, играющего исключительно важную роль в обмене энергии и веществ в организме) в мышцах распадается. А обеспечение хождения, рукоприкладства и зубокусательст-ва требует постоянной подпитки мышц кровью (даже отбрасывая тот факт, что мышцы должны контролироваться нервной системой, самой нежизнеспособной в условиях гипоксии).
Так как у трупа нет циркуляции крови, дыхания и прочих жизнеобеспечивающих процессов, то и мышцы (которые жизнеспособны первые 10 часов после смерти) никуда не побегут.
Так что колдун может заставить ходить и совершать прочие телодвижения труп, неважно, свежий он или полусгнивший, или вообще скелет только волшебной силой телекинеза. Только очень уж нерациональное расходование энергии получится. Куда эффективнее и проще ударить по супостату этой самой силой напрямую, без посредников в виде зомби.
Секретное зелье
Так что, скорее всего, реальные зомби - это не мертвецы, а живые люди. Вопреки многочисленным суевериям и легендам, окружающим гаитянских колдунов вуду - бокоров, их сверхъестественная сила базируется на вполне прозаическом фундаменте. Они владеют искусством превратить намеченную жертву в зомби, подсыпав ей в пищу (или дав понюхать) некое снадобье.
По некоторым данным, таким зельем является нервно-паралитический яд тетродотоксин, извлеченный из рыбы двузуба. Под его действием человек впадает в глубокую летаргию: останавливается дыхание, сердцебиение замедляется настолько, что пульс практически не нащупывается, стекленеют глаза - словом, все признаки смерти, причем правильный диагноз иногда не может поставить даже опытный врач.
Человека хоронят, а через некоторое время колдун извлекает его из могилы. При помощи другого секретного зелья он приводит «покойника» в чувство, но не совсем: отделы мозга, отвечающие за высшую нервную деятельность, остаются заблокированными. Человек превращается в зомби -существо, полностью покорное воле хозяина и способное выполнять лишь простейшие задачи: есть, пить, спать, работать на сахарной плантации.
Ходит он медленно и неуверенно, членораздельно говорить не может, во времени и пространстве не ориентируется. В таком состоянии зомби может находиться довольно долго, но время от времени колдун должен его подпитывать своим зельем, чтобы тот не очухался. А все пляски, заклинания и прочие ритуалы, применяемые при превращении жертвы в зомби, - это для антуража и поддержки авторитета.
Начнется апокалипсис?
Но из людей можно сделать зомби, причем в массовом порядке, и современными научными методами. К примеру, создать и запустить некий вирус. В природе существуют аномальные заразные белки, которые называются прионами. Они вызывают, например, такие болезни, как коровье бешенство. Прионы, блокирующие одни участки мозга и оставляющие другие неповрежденными, вполне можно создать и в лаборатории.
А если присоединить их к вирусу, хотя бы того же гриппа, да запустить в окружающую среду - вот и готова армия зомби, и на Земле начнется апокалипсис.
Зомбировать людей можно и психотронным оружием. Основополагающую роль сыграют в этом средства массовой информации, используя «25-й кадр» и другие подобные приемчики.