Вход / Регистрация
03.11.2024, 01:48
Непоследний день Помпей. Часть-2
Надписи в Помпеях, из тех что довелось увидеть, находятся в плохом
состоянии. Те, которые доступны к осмотру, закрыты прозрачным пластиком.
Больше всего там граффити оставленных туристами. Есть даже "здесь
был Вася", начала 19-го века.
Довольно интересны, на мой взгляд, замечания Хуана Андреса по поводу граффити и латинского шрифта, который показался ему очень схожим со шрифтом его времени:
"На многих стенах зданий видны некоторые имена, написанные заглавными красными буквами, довольно небрежно. Я не буду здесь останавливаться на именах и самом тексте, и замечу только, что форма этих букв сильно отличается от тех, которые мы привыкли называть римскими. На самом же деле, они сильно похожи на наши современные заглавные буквы, что противоречит мнению дипломантов или же палеографов, которые производят наши буквы от римских, а не от готических или лангобардских."
Автор невольно задаётся вопросом о действительном возрасте Помпей. Особенно странным выглядит для него наличие этрусских надписей, чего согласно традиционным теориям, вовсе не должно было бы быть там в наличии:
"Среди этих надписей одна очень странная, состоящая из этрусских знаков, которая может заставить поломать голову любителям этрусских древностей. Эти знаки не могут быть очень старыми, из времён, когда тут жили этруски, ибо как же они смогли тогда сохранить свой красный цвет, невыцветший в течении многих веков? Как выстояли они после землетрясения 63 г., о котором говорит Сенека, когда Помпеи были полностью разрушены? А если они принадлежат более позднему времени, то кем они были написаны, если этрусским языком уже никто не пользовался и всё было римское? Мне не припоминается, чтобы мне попалось там даже хотя бы одно имя на греческом языке, который в этой местности присутствовал довольно долго, как же это тогда возможно с этрусским?"
Кирпич
Это не плинфа, это - самый настоящий стандартный кирпич размерами ок. 23х13х3 см. Есть и других размеров, специальный, например для изготовления круглых колонн. Кирпич - качественный, довольно гомогенный по своей структуре, практически не расслаивается, что говорит о тщательно перемешанной и вылежанной до обжига глине. Сам обжиг был произведен при высокой температуре ок. 1000 С, кирпич "звенит" при постукивании до сих пор. Помпейский кирпич не был сделан кустарным способом, как например производство самана в деревянных формах. Если присмотреться, на боковых гранях заметны продольные полосы, которые обычно образуются в процессе изготовления кирпича ленточным прессом, если формовочная рамка имеет заусенцы. На использование формовочного ленточного пресса указывает и сложная волновая форма помпейской черепицы.
В Помпеях кирпича немного. Он в основном использовался для выведения углов, арок и проемов. Прогоны и капитальные стены делались из бута вулканического происхождения. Стены оштукатуривали довольно толстым, до 5 см, слоем штукатурки и окрашивали. Внутри, вместо обоев, рисовались фрески. В Геркулануме для строительства домов больше использовали пиленый песчаник или ракушечник, чем кирпич.
Из абсолютно идентичного кирпича построен весь Неаполь и Рим. Это очень заметно на всех зданиях эпохи "Возрождения", где обвалилась штукатурка. А современный Эрколано в старом центре, если с него ободрать штукатурку, кроме ширины дорог, ничем от Геркуланума отличаться не будет. Даже камни (дорожное покрытие) на дорогах идентичны, разве что современные чуть лучше обработаны. На многих зданиях в Помпеях заметны такие следы предыдущих разрушений с последующим восстановлением, то ли в результате военных действий и пожаров, то ли, предшествующих фатальному, извержений.
2. Помпеи
Общие впечатления
Город находится на холме. Большинство зданий в нем были многоэтажными. Как минимум, двухэтажными, но, возможно, и гораздо выше. Остатков строительного материала верхних этажей, в виде обрушений, в Помпеях нет. Из этого можно сделать вывод, что все, что не было засыпано пеплом, было растащено и использовано жителями окрестностей в качестве дармового строительного материала. В результате амфитеатр и оба театра сегодня не досчитываются верхних зрительских каменных скамеек. На форуме сохранились колонны и балки перекрытий только первого этажа (нет никаких обломков этажа второго), то же касается практически всех помпейских строений. Если бы город был нетронутым, то все обломки обрушившихся верхних этажей лежали бы на нулевом уровне, или чуть выше. Ничего этого там нет. Археологи восстановили некоторые конструкции только из того материала, который нашли. Остальное отсутствовало.
Это означает, что Помпеи не исчезали с лица земли полностью. Верхние этажи зданий, их остовы всегда были видимы. Поэтому мертвый покинутый город и называли "Чивитой" - городом. В отличие от Помпей, Геркуланум был погребен не столько под слоем пепла, сколько под мощным многометровым грязевым селем-лахаром, не оставившим последущим поколениям шанса утилизовать обломки зданий. Благодаря этому, сегодня видно, что город имел даже пятиэтажные строения!!!
Как оказалось, за исключением небольших участков и одного большого, где стоит, какое-то здание, напоминающее, на первый взгляд, церковь и странное шарообразное сооружение на растяжках, похожее на воздушный шар или на военный радар и который вероятно уже никогда не будут раскапывать, Помпеи почти полностью раскопаны. Но посетителям вход туда заказан и на картах эти места продолжают обозначать "белыми пятнами". Раскопки ведутся в двух-трех местах и сегодня, но большой активности в этом направлении я не заметил.
Я хотел сделать снимок фрески с ананасом в доме Эфеба, но увидел на нем ржавый амбарный замок. Один из сотрудников выразил мне свое сочувствие, но развел руками, ключа у него нет и ничем помочь он мне, к сожалению, не может. Лишь утешил, сказав с гордостью, что в Помпеях собрана целая колекция фресок экзотических фруктов типа апельсинов и ананасов, которые можно посмотреть в Национальном археологическом музее в Неаполе (чего там в открытой экспозиции и близко нет). Мой вопрос о том, как попал южноамериканский фрукт в Помпеи до Колумба, ввел его в самый натуральный ступор!
Железо в "бронзовых" Помпеях
Железо в Помпеях было. Бронза использовалась для украшений (в неоксидированном состоянии блестела как золото), предметов быта и посуды. Как и сегодня медные котлы и сковороды широко используются в гастрономии, а латунные краны в сантехнике. Из железа делали замки, дверные шарниры, засовы и задвижки. Их, почему-то, от посетителей, не то, что прячут, но не выпячивают. Кое-что мне удалось заснять. Например шарниры ставней на вилле Мистерий, странное украшение (вешалки?) на дверях в Помпеях и остатки замка с засовом на мраморной дверце одной из гробниц. Про километры свинцовых водопроводных труб я уже упоминал.
Надо отметить, что вплоть до средних веков олово от свинца не отличали. Плиний Старший различает свинец и олово , используя названия plumbum nigrum (черный свинец ) и plumbum album (белый свинец ). Кстати, название plumbum свидетельствует о главном применении свинца в древности - для закупоривания сосудов. Даже в XVI в. Г. Агрикола еще применяет аналогичную терминологию: у него plumbum nigrum - свинец , plumbum candidum - олово , a plumbum cinereum - висмут. Этот факт может быть с определенной долей уверенности служить для датировки бронзовых изделий по их химическому составу (монет, водопроводных задвижек и „тромбонов"). Не знаю, используется ли?
Стратиграфия Помпей
На приведенных фотографиях, которые я сделал на крайней границе раскопок некрополя в Некрополе непосредственно у Пьяццо Амфитеатро, лежащей на современном уровне, хорошо видно, что над верхним слоем пепла и мелких камушек-лапиллей, похоронившим Помпеи, находятся незначительные наслоения последующих извержений вперемешку с очень тонкими слоями гумуса и затем сразу идет современный слой гумуса толщиной 30-40 см. Если согласиться с версией гибели Помпей от «плиниевского» извержения 79го года, то где же тогда слой от извержения, не менее значительного по свидетельствам современников, 1631го года? Всё это никак не похоже на двухтысячелетнюю стратиграфию. Чтобы в этом убедиться, не нужно быть архи-профессиональным археологом или вулканологом, достаточно вглядется в данные снимки или же "сгонять" с линейкой в Помпеи самому.
3. Геркуланум
На самом деле Эрколано (Геркуланум) получил свое название только в 1969 году, отдавая дань версии историков, считающих, что раскопали здесь древний Геркуланум, а, скорее всего, в связи с паломничеством туристов, дабы туристы не сомневались, на какой станции им выходить. До этого он назывался Ресина (Ретина). Новый поселок строился буквально на стенах погибшего, используя их в качестве готовых ленточных фундаментов, что видно на снимках. Видна также и идентичность материала новых строений с материалом старых. То есть новый город, судя по всему, строился на старом месте практически сразу же после извержения, а не через тысячелетия.
Стратиграфия здесь тоже очень хорошо видна. Пепел засыпал город на высоту человеческого роста. Потом был первый пирокластический штурм. В принципе - это просто раскаленные тяжелые газы. У меня нет снимка, но сохранились двери, обгоревшие только в верхней части. Нижняя часть была скрыта пеплом. Все это было залито несколькими потоками вулканической грязи - лахара, как торт-наполеон, превратившейся позже в своеобразный бетон, законсервировав собой город. Наибольший слой, естественно, в самом низу у береговой линии, откуда и сделан один из снимков с Везувием на заднем плане. На рис. 34 виден третий этаж зданий. По боковым стенам угадывается наличие, как минимум, четвертого этажа. Количество этажей можно примерно определить по отверстиям в стенах для балок перекрытий. На рис. 36 очень хорошо видно, что современные нам дома строились прямо на стенах погибших домов и из тех же самых материалов. Этот дом был видимо отселен в связи с раскопками.
Довольно интересны, на мой взгляд, замечания Хуана Андреса по поводу граффити и латинского шрифта, который показался ему очень схожим со шрифтом его времени:
"На многих стенах зданий видны некоторые имена, написанные заглавными красными буквами, довольно небрежно. Я не буду здесь останавливаться на именах и самом тексте, и замечу только, что форма этих букв сильно отличается от тех, которые мы привыкли называть римскими. На самом же деле, они сильно похожи на наши современные заглавные буквы, что противоречит мнению дипломантов или же палеографов, которые производят наши буквы от римских, а не от готических или лангобардских."
Автор невольно задаётся вопросом о действительном возрасте Помпей. Особенно странным выглядит для него наличие этрусских надписей, чего согласно традиционным теориям, вовсе не должно было бы быть там в наличии:
"Среди этих надписей одна очень странная, состоящая из этрусских знаков, которая может заставить поломать голову любителям этрусских древностей. Эти знаки не могут быть очень старыми, из времён, когда тут жили этруски, ибо как же они смогли тогда сохранить свой красный цвет, невыцветший в течении многих веков? Как выстояли они после землетрясения 63 г., о котором говорит Сенека, когда Помпеи были полностью разрушены? А если они принадлежат более позднему времени, то кем они были написаны, если этрусским языком уже никто не пользовался и всё было римское? Мне не припоминается, чтобы мне попалось там даже хотя бы одно имя на греческом языке, который в этой местности присутствовал довольно долго, как же это тогда возможно с этрусским?"
Рис. 19 Фрагмент стены из лупанария. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Рис. 20 Граффити. Улица Изобилия. Помпеи. Рис. 21 Граффити. Улица Изобилия. Помпеи. Рис. 22 Фрагмент стены. Вилла Мистерий. Помпеи. |
Кирпич
Это не плинфа, это - самый настоящий стандартный кирпич размерами ок. 23х13х3 см. Есть и других размеров, специальный, например для изготовления круглых колонн. Кирпич - качественный, довольно гомогенный по своей структуре, практически не расслаивается, что говорит о тщательно перемешанной и вылежанной до обжига глине. Сам обжиг был произведен при высокой температуре ок. 1000 С, кирпич "звенит" при постукивании до сих пор. Помпейский кирпич не был сделан кустарным способом, как например производство самана в деревянных формах. Если присмотреться, на боковых гранях заметны продольные полосы, которые обычно образуются в процессе изготовления кирпича ленточным прессом, если формовочная рамка имеет заусенцы. На использование формовочного ленточного пресса указывает и сложная волновая форма помпейской черепицы.
В Помпеях кирпича немного. Он в основном использовался для выведения углов, арок и проемов. Прогоны и капитальные стены делались из бута вулканического происхождения. Стены оштукатуривали довольно толстым, до 5 см, слоем штукатурки и окрашивали. Внутри, вместо обоев, рисовались фрески. В Геркулануме для строительства домов больше использовали пиленый песчаник или ракушечник, чем кирпич.
Из абсолютно идентичного кирпича построен весь Неаполь и Рим. Это очень заметно на всех зданиях эпохи "Возрождения", где обвалилась штукатурка. А современный Эрколано в старом центре, если с него ободрать штукатурку, кроме ширины дорог, ничем от Геркуланума отличаться не будет. Даже камни (дорожное покрытие) на дорогах идентичны, разве что современные чуть лучше обработаны. На многих зданиях в Помпеях заметны такие следы предыдущих разрушений с последующим восстановлением, то ли в результате военных действий и пожаров, то ли, предшествующих фатальному, извержений.
Рис. 23 Помпейский кирпич. Помпеи. Рис. 24 Помпейский кирпич. Стена со следами ремонта. Помпеи. |
2. Помпеи
Общие впечатления
Город находится на холме. Большинство зданий в нем были многоэтажными. Как минимум, двухэтажными, но, возможно, и гораздо выше. Остатков строительного материала верхних этажей, в виде обрушений, в Помпеях нет. Из этого можно сделать вывод, что все, что не было засыпано пеплом, было растащено и использовано жителями окрестностей в качестве дармового строительного материала. В результате амфитеатр и оба театра сегодня не досчитываются верхних зрительских каменных скамеек. На форуме сохранились колонны и балки перекрытий только первого этажа (нет никаких обломков этажа второго), то же касается практически всех помпейских строений. Если бы город был нетронутым, то все обломки обрушившихся верхних этажей лежали бы на нулевом уровне, или чуть выше. Ничего этого там нет. Археологи восстановили некоторые конструкции только из того материала, который нашли. Остальное отсутствовало.
Это означает, что Помпеи не исчезали с лица земли полностью. Верхние этажи зданий, их остовы всегда были видимы. Поэтому мертвый покинутый город и называли "Чивитой" - городом. В отличие от Помпей, Геркуланум был погребен не столько под слоем пепла, сколько под мощным многометровым грязевым селем-лахаром, не оставившим последущим поколениям шанса утилизовать обломки зданий. Благодаря этому, сегодня видно, что город имел даже пятиэтажные строения!!!
Как оказалось, за исключением небольших участков и одного большого, где стоит, какое-то здание, напоминающее, на первый взгляд, церковь и странное шарообразное сооружение на растяжках, похожее на воздушный шар или на военный радар и который вероятно уже никогда не будут раскапывать, Помпеи почти полностью раскопаны. Но посетителям вход туда заказан и на картах эти места продолжают обозначать "белыми пятнами". Раскопки ведутся в двух-трех местах и сегодня, но большой активности в этом направлении я не заметил.
Я хотел сделать снимок фрески с ананасом в доме Эфеба, но увидел на нем ржавый амбарный замок. Один из сотрудников выразил мне свое сочувствие, но развел руками, ключа у него нет и ничем помочь он мне, к сожалению, не может. Лишь утешил, сказав с гордостью, что в Помпеях собрана целая колекция фресок экзотических фруктов типа апельсинов и ананасов, которые можно посмотреть в Национальном археологическом музее в Неаполе (чего там в открытой экспозиции и близко нет). Мой вопрос о том, как попал южноамериканский фрукт в Помпеи до Колумба, ввел его в самый натуральный ступор!
Рис. 25 Морские ворота Помпей. Рис. 26 Амфитеатр. Помпеи. Рис. 27 Улицы Помпей. |
Железо в "бронзовых" Помпеях
Железо в Помпеях было. Бронза использовалась для украшений (в неоксидированном состоянии блестела как золото), предметов быта и посуды. Как и сегодня медные котлы и сковороды широко используются в гастрономии, а латунные краны в сантехнике. Из железа делали замки, дверные шарниры, засовы и задвижки. Их, почему-то, от посетителей, не то, что прячут, но не выпячивают. Кое-что мне удалось заснять. Например шарниры ставней на вилле Мистерий, странное украшение (вешалки?) на дверях в Помпеях и остатки замка с засовом на мраморной дверце одной из гробниц. Про километры свинцовых водопроводных труб я уже упоминал.
Надо отметить, что вплоть до средних веков олово от свинца не отличали. Плиний Старший различает свинец и олово , используя названия plumbum nigrum (черный свинец ) и plumbum album (белый свинец ). Кстати, название plumbum свидетельствует о главном применении свинца в древности - для закупоривания сосудов. Даже в XVI в. Г. Агрикола еще применяет аналогичную терминологию: у него plumbum nigrum - свинец , plumbum candidum - олово , a plumbum cinereum - висмут. Этот факт может быть с определенной долей уверенности служить для датировки бронзовых изделий по их химическому составу (монет, водопроводных задвижек и „тромбонов"). Не знаю, используется ли?
Рис. 28 Дверные украшения. Помпеи. Рис. 29 Оконные ставни виллы Мистерий. Помпеи. Рис. 30 Металлический шарнир ставней. Вилла Мистерий. Помпеи. Рис. 31 Мраморная дверца гробницы с железной ручкой. Помпеи. |
Стратиграфия Помпей
На приведенных фотографиях, которые я сделал на крайней границе раскопок некрополя в Некрополе непосредственно у Пьяццо Амфитеатро, лежащей на современном уровне, хорошо видно, что над верхним слоем пепла и мелких камушек-лапиллей, похоронившим Помпеи, находятся незначительные наслоения последующих извержений вперемешку с очень тонкими слоями гумуса и затем сразу идет современный слой гумуса толщиной 30-40 см. Если согласиться с версией гибели Помпей от «плиниевского» извержения 79го года, то где же тогда слой от извержения, не менее значительного по свидетельствам современников, 1631го года? Всё это никак не похоже на двухтысячелетнюю стратиграфию. Чтобы в этом убедиться, не нужно быть архи-профессиональным археологом или вулканологом, достаточно вглядется в данные снимки или же "сгонять" с линейкой в Помпеи самому.
Рис. 32 Стратиграфия. Помпеи. Кстати здесь кирпич выглядит уж очень современно, 5-ти сантиметровой толщины. Прямо по ГОСТу. Рис. 33 Стратиграфия. Помпеи. |
3. Геркуланум
На самом деле Эрколано (Геркуланум) получил свое название только в 1969 году, отдавая дань версии историков, считающих, что раскопали здесь древний Геркуланум, а, скорее всего, в связи с паломничеством туристов, дабы туристы не сомневались, на какой станции им выходить. До этого он назывался Ресина (Ретина). Новый поселок строился буквально на стенах погибшего, используя их в качестве готовых ленточных фундаментов, что видно на снимках. Видна также и идентичность материала новых строений с материалом старых. То есть новый город, судя по всему, строился на старом месте практически сразу же после извержения, а не через тысячелетия.
Стратиграфия здесь тоже очень хорошо видна. Пепел засыпал город на высоту человеческого роста. Потом был первый пирокластический штурм. В принципе - это просто раскаленные тяжелые газы. У меня нет снимка, но сохранились двери, обгоревшие только в верхней части. Нижняя часть была скрыта пеплом. Все это было залито несколькими потоками вулканической грязи - лахара, как торт-наполеон, превратившейся позже в своеобразный бетон, законсервировав собой город. Наибольший слой, естественно, в самом низу у береговой линии, откуда и сделан один из снимков с Везувием на заднем плане. На рис. 34 виден третий этаж зданий. По боковым стенам угадывается наличие, как минимум, четвертого этажа. Количество этажей можно примерно определить по отверстиям в стенах для балок перекрытий. На рис. 36 очень хорошо видно, что современные нам дома строились прямо на стенах погибших домов и из тех же самых материалов. Этот дом был видимо отселен в связи с раскопками.
Рис. 34 Геркуланум. Вид сверху. Рис. 35 Геркуланум. Стратиграфия. Рис. 36 Геркуланум. Современное строение. Рис. 37 Геркуланум. Вид со стороны моря. |
|
Продолжение >>> |