Многие психические заболевания происходят из одних и тех же участков мозга
В недавнего исследования учёные Стэнфордского Университета провели сравнительный анализ сотен снимков мозга пациентов с шестью диагностированными серьёзными психическими заболеваниями. Они обнаружили, что большинство этих расстройств связано с потерей серого вещества в системе трёх отделов мозга, участвующих в высших когнитивных функциях – таких как самоконтроль и некоторые типы памяти.
«Мы решили проверить один простой вопрос, который почему-то никто никогда не задавал – имеют ли часто встречающиеся психические расстройства такой же часто встречающийся очаг дислокации в человеческом мозгу», говорит глава исследования, психиатр и нейробиолог из Стэнфорда доктор Амит Эткин.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, Эткин и его коллеги изучили материалы более 200 исследований снимков мозга 7000 пациентов с диагностированной шизофрений, биполярным расстройством, депрессией, зависимостью, обсессивно-компульсивным синдромом, и высокой тревожностью – а также снимки 8500 здоровых людей.
В результате исследования они обнаружили, что все эти состояния связаны с утратой серого вещества в трёх глубинных отделах мозга: в передней поясной коре, а также правой и левой центральных долях мозга. Эта сеть участков связана с исполнительными функциями, которые позволяют человеку действовать в реальном мире – например, сохранять положение на работе, поддерживать отношения, действовать, не подчиняясь моментальным импульсам, сохранять концентрацию и так далее.
В целом, учёные нашли сходства в локализации различных психических расстройств – но они обнаружили и некоторые различия. К примеру, шизофрения отличается от других заболеваний объёмом утраченного серого вещества, а депрессия связана с уменьшением амигдалы и гиппокампа – участков мозга, отвечающих, соответственно, за эмоции и память.
Сейчас команда Эткина планирует дальнейшие исследования в этом направлении, а также занимается разработкой инструментов для неинвазивной стимуляции мозга, которые позволили бы лечить указанные выше заболевания. Эти новые методы терапии могут стать доступными «не в каком-то воображаемом будущем, а уже в ближайшие пару лет», заявляет Эткин.