/ Новости сайта / Космос / Ученые моделируют, возможно, существующую на Титане «метановую жизнь»
01.03.2015

Ученые моделируют, возможно, существующую на Титане «метановую жизнь»

Новый тип жизненных форм, базирующихся на метане и не использующих в своей жизнедеятельности кислорода, однако имеющих обмен веществ и способность к самовоспроизводству, был смоделирован исследовательской группой из Корнелльского университета, США.

В новом исследовании инженеры-химики и астрономы предложили концепцию клеточной мембраны, состоящей из небольших молекул органических азотсодержащих соединений и способную функционировать при температурах жидкого метана, которые могут достигать -180 градусов Цельсия.

Жизнь на Земле базируется на двуслойной фосфолипидной мембране, образующей прочный, проницаемый для воды и многих растворенных в ней веществ пузырек, в котором заключено органическое вещество каждой клетки. Такой пузырек из клеточной мембраны называется липосомой. Поэтому многие астрономы ищут внеземную жизнь в так называемой «обитаемой зоне» вокруг Солнца, где вода может существовать в жидкой форме. Но что если жизнедеятельность клетки основана не на воде, а на метане, который имеет намного более низкую температуру замерзания?

Инженеры-химики назвали свою концепцию клеточной мембраны «азотосомой». «Азотосома» состоит из азота, углерода и кислорода, которые, как известно, присутствуют в морях Титана. Эта клеточная оболочка показала в ходе сеанса компьютерного моделирования такие же стабильность и гибкость, как у липосом земных жизненных форм. В качестве основного химического соединения вещества «азотосомы», учеными был выбран акрилонитрил, молекулы которого в метановой среде способны соединяться в мембраноподобные структуры. Наличие акрилонитрила — бесцветного ядовитого органического соединения — в атмосфере Титана было ранее надежно установлено.

Следующим этапом своего исследования его авторы видят подробное изучение поведения клеток с азотистой мембраной в среде жидкого метана.

Исследование было опубликовано в журнале Science Advances.