/ Новости сайта / Космос / В центре Млечного пути обнаружена сверхновая
21.03.2015

В центре Млечного пути обнаружена сверхновая

Вглядевшись в центр нашей галактики Млечный путь, астрономы впервые в истории науки произвели прямые наблюдения космической пыли, порожденной древней сверхновой, используя для наблюдений инфракрасный телескоп, установленный на борту модифицированного самолета «Боинг 747».

«Пыль сама по себе имеет большое значение для астрономии, поскольку она является тем самым материалом, из которого сформировались звезды и планеты, например, Солнце и Земля соответственно. Поэтому очень важно знать, откуда во Вселенной появилась пыль, — сказал Райан Ло, адъюнкт-профессор астрономии Корнелльского университета, США. — Наша работа предоставляет свидетельства в пользу теории, согласно которой сверхновые являются источниками пыли, наблюдаемой в галактиках ранней Вселенной».

Ло объясняет, что одной из крупнейших проблем современной астрономии является объяснение происхождения пыли, присутствующей в галактиках, которые образовались примерно через один миллиард лет с момента Большого Взрыва. Наиболее распространенная теория гласит, что сверхновые — звезды, которые взрываются в конце своего жизненного цикла — содержат большие количества обогащенного металлами материала, в котором, в свою очередь, находятся ключевые ингредиенты космической пыли, такие как кремний, железо и углерод.

Астрономы в своем новом исследовании изучали остатки сверхновой Стрелец А Восток — объект, представляющий собой остатки сверхновой возрастом 10000 лет, расположенные близ центра нашей галактики Млечный путь. Как пояснил Ло, когда происходит взрыв сверхновой, материал, лежащий в её центре, расширяется и формирует космическую пыль. Это явление наблюдалось в случае нескольких молодых остатков сверхновых — таких, как знаменитые SN1987A и Кассиопея A. Ученые ожидают, что в жестких условиях окрестностей сверхновой пыль будет разрушаться. «Это если рассуждать теоретически, — сказал Ло. — До сих пор никто не производил прямых наблюдений пыли, выдержавшей близкое соседство с остатками сверхновой, и поэтому наши наблюдения так важны».

Исследователи производили свои наблюдения при помощи телескопа FORCAST (the Faint Object Infrared Camera Telescope), находящегося на борту обсерватории SOFIA (the Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy), которая представляет собой модифицированную версию «Боинга 747» и является совместным проектом НАСА, Немецкого авиакосмического центра и Ассоциации университетов для исследований космоса.

Исследование опубликовано в журнале Science Express.