/ Новости сайта / Наука и Технологии / В земной мантии обнаружился еще один слой, где плавают бывшие континенты
25.03.2015

В земной мантии обнаружился еще один слой, где плавают бывшие континенты

Упрощенную структуру земных недр все помнят еще со школы: под твердой корой находится слой горячей полужидкой мантии, а в глубине медленно вращается богатое железом ядро. На деле все намного сложнее: насколько известно сегодня, в мантии имеются несколько слоев, да и ядро разделяют минимум на два – внутреннее и внешнее.

Однако и эта картина сильно упрощена – наше понимание устройства собственной планеты не слишком глубоко и в прямом, и в переносном смысле слова. Все, о чем мы имеем непосредственное знание, ограничивается корой на глубину в несколько километров – а между тем расстояние до центра Земли составляет почти 6400 км.

Главный инструмент, которым вынуждены пользоваться ученые для исследования этой бездны, – сейсмические волны. Скорость и характер их распространения сквозь толщу планеты способны многое рассказать о происходящем на разной глубине. Разумеется, геологи привлекают к этой работе и различные математические модели, и лабораторные эксперименты, в которых изучают поведение минералов при огромных температуре и давлении.

Именно эксперименты указали американским исследователям на существование еще одной, прежде неизвестной области в глубине раскаленной мантии нашей планеты. «Земля, как луковица, имеет множество слоев, – сказал по этому поводу один из авторов работы Лоуэлл Мияги (Lowell Miyagi). – Большинство из них определяются тем или иным минеральным составом. Однако особенность этого слоя не в минералах, а в их вязкости».

Дело в том, что литосферные плиты, на которых покоятся и континенты, и водные толщи океанов, медленно движутся не только по поверхности планеты. Время от времени они «налезают» друг на друга, и некоторые уходят на глубину, погружаясь в мантию. Наблюдать этот процесс непосредственно, к сожалению, невозможно: во-первых, пока не существует практических способов добраться до самой мантии, а во-вторых, развивается он на масштабах в сотни миллионов лет.

Здесь-то ученым и пришло на помощь лабораторное моделирование. С помощью «алмазной наковальни», позволяющей искусственно добиться колоссальных давлений, существующих на громадных глубинах Земли, они изучили поведение минералов при различном погружении в мантию. Выяснилось, что с увеличением давления камень литосферных плит должен становиться все более вязким, достигая максимума – в 300 раз плотнее, чем у поверхности, – на глубине около 1500 м. За этим пиком следует резкий спад: температуры уже слишком велики, и вещество снова «размягчается».

Такая картина, по мнению ученых, говорит о том, что бывшие плиты земной литосферы должны медленно уходить в толщу мантии на глубину вплоть до 1500 м, где будут миллионами лет «плавать», поддерживаемые снизу более жидкой средой. Возможно, такие древние плиты и сегодня колышутся где-то под Индонезией и у тихоокеанского побережья Южной Америки. Их неторопливые, но грандиозные движения лишь время от времени отзываются на поверхности в виде грозных землетрясений и вулканических извержений.

xofmann12 25.03.2015 17:10 [Материал]
а как же то утверждение, что при нагревании магнита, тот в свою очередь теряет свои магнитные свойства, если ядро горячее, то как оно может создавать магнитное поле Земли biggrin
сумасшедший 25.03.2015 14:27 [Материал]
но все же "ученные доказали" пишут не сами ученные..а любители сенсаций..заведомо даже зная что это не так..выворачивают смысл..как на канале тнт..у них любимое выражение "мало кто знает" biggrin
STRAN_NIK 25.03.2015 14:59 [Материал]
К великому сожалению, наука, пока, в большом долгу перед человечеством. Подавляющее большенство истинных (от Бога) учёных в тотальной опале. Их труды и открытия умышленно замалчиваются и подвергаются гонениям со стороны властей и мирового "денежного мешка". Их труды утопают и растворяются в насмешках СМИ и "трудах" ручных учёных с их заказными профанациями наподобие этой. Здесь имеет место дружный синдикат лженауки, СМИ и их "благобетелей".
STRAN_NIK 25.03.2015 13:25 [Материал]
Верхний слой мантии на границе с литосферой представляет из себя расплавленные базальты (вулканическая магма). Метерики (с шельфами) - сплошные граниты. Средняя плотность гранитов ~2600 кг/м.куб., базальтов ~3300 кг/м.куб.. Простой вопрос американским учёным: "Как менее плотное (лёгкое) вещество способно погружаться в более плотное?!" Простых вопросов можно задать большое количество, и ни на один не будет внятного ответа. Проблема людей, которые верят всей этой (и всей другой) ерунде в том, что обыватели не задаются элементарными вопросами. Слова и словосочетания типа: "учёные доказали" или "в течении миллионов лет..." настолько завораживают, что напрочь отбивают элементарную логику и здравый смысл. Слава Богу, что словосочетание "учёные доказали", уже у многих вызывает настороженность и недоверие. На очереди: время и вероятность случайных событий.
Больше задавайтесь простыми и логичными вопросами, чтобы не тонуть в мутной воде (трясине) откровенной лжи слегка перемешанной с крупинками фактов.
Soris 25.03.2015 13:37 [Материал]
"Учёные доказали" уже вызывает не недоверие и настороженность, оно вызывает гомерический хохот, как и последующий текст расположенный за этим словосочетанием. happy
skapunker 25.03.2015 12:45 [Материал]
где вы такой бред берете?
tera 25.03.2015 13:23 [Материал]