По следам китайского снежного человека
Лесной регион Шэньнунцзя имеет площадь 3000 кв. километров, он расположен в отдалённом районе провинции Хубэй. Это место с первозданной природой, высокими горами (до 3000 м) и глубокими долинами. Согласно сообщениям, чаще всего ежэнь появляется именно там.
Согласно государственному новостному агентству «Синьхуа», за прошлые десятилетия ежэня там видели 400 раз. В статье New York Times говорится, что с 20-х по 80-е годы XX столетия его видели 300 раз.
Вот обзор сообщений о встречах с ежэнем, некоторые исследования и легенды, существующие в этом регионе.
Ежэнь может плакать и смеяться
4 апреля 1994 г. смотритель заповедника Юхао Юань посетил отдалённые районы Шэньнунцзя. На склоне холма напротив он заметил странное существо, которое, по всей видимости, спало. На тот момент Юань работал в заповеднике уже 15 лет. Он был хорошо знаком с местными животными, и существо показалось ему очень странным.
Юань наблюдал за существом в бинокль, а потом окрикнул его, чтобы разбудить. Оно проснулось, встало, посмотрело на Юаня и ушло. По словам Юаня, рассказавшего об этом в передаче «Охота за чудовищами» (Monster Quest) на канале History, у него было красновато-коричневая шерсть и рост выше 1,80 м. «Я не уверен, был ли это ежэнь, но мне показалось странным, что он встал и пошёл на двух ногах. Это был не медведь», ― рассказал Юань.
В 1984 г. New York Times опубликовала статью «По следам китайского снежного человека», где рассказывалось о самых известных встречах с ежэнем.
В 80-е годы охотник Бу Сяоцю в уезде Жунхуй провинции Гуйчжоу якобы поймал маленького ежэня. Но охотник отпустил его, когда увидел в его глазах слёзы. Слёзы ― это уникальная особенность человека, у других приматов они не появляются.
Ежэнь также может смеяться, но в отличие от плача это делают не только человек, но и другие приматы. В сентябре 1979 г. пастух в уезде Фансян наткнулся на ежэня, который схватил его за руку, засмеялся и не отпускал руку полчаса. В 1978 г. охотники в уезде Жунцзян сидели на привале вокруг костра, а ежэнь подсел к ним и даже подкинул дров в огонь! Охотники были напуганы и решили делать вид, что не замечают это существо.
Не только охотники и сельские жители сообщали о ежэне. В 1976 г. партийный секретарь уезда Фансян, что недалёко от Шэньнунцзя, рассказал, что видел убегавшего ежэня со свиньёй в руках.
Самое резонансное появление ежэня произошло 14 мая 1976 г., когда автомобиль с шестью партийными чиновниками проехал мимо ежэня в деревне, расположенной между уездом Фансян и Шеннуньцзя. Это событие вызвало большой интерес, в результате в 1980 г. китайские учёные организовали экспедицию по поиску ежэня.
Вид: лабораторные анализы
Мэн Цинбао, руководитель экспедиции, обнаружил в Шеннуньцзя 1000 следов на участке в 1600 м. Длина самого длинного следа составляла 45 см, сообщает New York Times.
Антрополог из Пекинского музея естественной истории Чжоу Госин также участвовал к экспедиции. В статье «50 лет поисков китайского снежного человека» 2012 г. он написал, что многие предполагаемые следы ежэня на самом деле принадлежали медведям или обезьянам. Но один след, обнаруженный во время экспедиции 1980 г., не был похож ни на след человека, ни на след медведя или другого известного создания, рассказал он в передаче «Охотники за чудовищами».
Но Чжоу сомневается в существовании дикого человека. Он охарактеризовал 50 лет своей работы по изучению ежэня следующим образом: «В своих поисках ежэня я прошёл через интересную эволюцию ― от осторожной веры в него до сомнений и почти полного отрицания возможности его существования».
Клоки шерсти, которые якобы принадлежали ежэню, в итоге оказывалась шерстью обезьян, медведей или волосами людей.
Но отдельные образцы волосяного покрова имеют непонятное происхождение. «Мы считаем, что шерсть так называемых „диких людей" может принадлежать неизвестному виду высших приматов», ― заявила исследовательская группа судебной экспертизы из госпиталя Уханя.
Это исследование цитируется в книге «Волосы: их сила и значение в азиатской культуре», редактором которой является Альф Хильтебейтель, профессор факультета теологи в Университете Джорджа Вашингтона, и д-р Миллер, профессор антропологии. «Великая Эпоха» не смогла проверить достоверность этого исследования.
В 1980 г. Чжоу изучил ногу предполагаемого ежэня. Считалось, что она принадлежала ежэню, которого в 1957 г. убили сельские жители деревне Чжуантан. Нога хранилась в доме местного учителя. Но Чжоу посчитал, что она принадлежала большой макаке.
Возможно ли, что эта стычка в 1957 г. и другие похожие инциденты ― это просто встреча с обезьяной, которую по каким-то причинам люди приняли за «неизвестное существо». Могли ли сельские жители не узнать обезьяну? Вполне возможно, если это был незнакомый им вид обезьян, считает Фрэнк Пуарье, антрополог из Унивеоситета Огайо. На передаче «Охотники за чудовищами» он предположил, что в некоторых случаях, когда люди сообщали о ежэне, они на самом деле видели рокселланова ринопитека, очень редкий вид обезьян.
Поскольку этот вид находится под угрозой вымирания, обезьяны редко попадаются на глаза людям. Рост роксолланова ринопитека примерно 1,5 метра, он часто встаёт на задние лапы и выпрямляется. Но он не ходит на двух ногах, как человек. Для Пуарье это определяющий момент. Фрэнк Пуарье был одним из немногих западных учёных, которых в 80-е годы пустили в Китай для исследований. На создателей передачи «Охотники за чудовищами» китайские власти в 2012 г. наложили жёсткие ограничения.
Пуарье приехал в Китай в 80-е, чтобы изучить рокселланова ринопитека. Когда он услышал истории о ежэнях, сначала посчитал их выдумкой. Но следы и кости, которые ему показали местные жители, заставили его поколебаться в своих убеждениях.
«Я до сих пор не уверен, какие выводы можно сделать из того, что увидел во время той поездки», ― сказал Пуарье.
Вымерший вид обезьян?
Некоторые считают, что ежэнь ― это Gigantopithecus, вид обезьян, которых считали давно вымершими. Gigantopithecus вымерли 8 миллионов лет, их окаменелости находили в Китае и Юго-Восточной Азии. Поскольку сохранились только их зубы и челюсти, сложно сказать, как они выглядели, но они были высотой примерно в 2,7 м и весили почти полтонны. Ежэня обычно описывают как существо высотой от 1,5 до 2 метров.
Антрополог и директор комитета по странным и редким животным Юань Чжэньсин в 2007 г. заявил Beijing Review, что эти обезьяны могли сохраниться незамеченными в обширном по площади и труднодоступном заповеднике Шеннуньцзя. В качестве примера он приводит панд: «Если бы учёные не побывали в лесах провинций Сычуани и Шаньси, то мы не имели бы сейчас потомства древних панд. Потребовалось почти десятилетие, чтобы открыть панд».
Люди с врождёнными дефектами?
Чжоу отметил, что регион Шеннунцзя долгое время был отрезан от внешнего мира. Близкородственные браки приводили к рождению детей с генетическими отклонениями. Он привёл в пример спиноцеребеллярную атаксию. У людей с этим генетическим заболеванием небольшой мозговой череп, лёгкий вес мозга, низкий лоб, хорошо развитый суперцилиарный гребень лобной кости, которая формирует огромные брови, узкая и глубокая челюсть. В результате больные имеют череп, который похож на череп примитивных гоминид».
Ли Баошу, который родился с гипертрихозом, заболеванием, известным как «синдром оборотня». У таких людей повышенное оволосение. Это фото было выставлено в пекинском зоопарке в 20-е годы.
В книге «Волосы: их сила и значение в азиатской культуре» отмечается, что в древнем Китае чужеземцев могли описывать, как животных: «В Сингапуре иностранцев называли ангмо или ангмогао, что на хок-кьень, диалекте китайского, значит „рыжая обезьяна"».
Иллюстрация айну, народа в Японии, которых считали покрытыми шерстью, «Антропология», Чэн Инхуан, 1928 г.
В Китае упоминание о ежэнях существует тысячи лет. В исторических записях уезда Фансян XVII века говорится: «В отдалённых горах Фансян есть пещеры, где живут волосатые люди высотой три метра. Они часто спускаются с гор, чтобы воровать собак и кур в деревнях. Если местные жители сопротивляются, они дерутся с ними».
После десятилетий поисков Чжоу пришёл к выводу: «Ежэни могли существовать в прошлом, но сегодня, похоже, они существуют только в сознании людей в виде фольклора и древних мифов».