Певчие птицы, попугаи и колибри — все пернатые, способные к звукоподражанию и обучению новым трелям, — обладают специальным «песенным центром» головного мозга — группой взаимосвязанных нейронов, синхронизирующих пение и обучение. Нейрофизиолог Эрих Джервис (Erich Jarvis), работая с активацией гена PVALB в мозгу попугаев, обратил внимание на странный факт: данный ген включался в двух различных участках песенного центра.
Более внимательно рассмотрев структуру, ученый увидел, что это не единственное различие между ядром и оболочкой центра. Внутренняя часть почти не отличалась от песенных центров других птиц, тогда как «глазурь» содержала другой набор клеток и соединялась с другими участками мозга.
Джервис и его коллеги затем сравнили «оболочку» в мозге девяти видов попугаевых. Чем лучше у птицы развиты способности к звукоподражанию, тем крупнее оказалась эта структура. Кроме того, тонкую оболочку нашли даже в мозге новозеландских кеа (Nestor notabilis), дальше всего отстоящих от основной группы попугаевых. Таким образом, участок мозга, связанный со звукоподражанием, возник у этих птиц как минимум 29 миллионов лет назад.
Умение подражать чужим звукам облегчает коммуникацию: птицы дают сигналы противоположному полу, предупреждают об опасности, защищают свою территорию и узнают друг друга.
По мнению Джервиса, оболочка возникла, когда в мозге появился второй песенный центр, и со временем стала выполнять новые функции. Если гипотеза подтвердится, ученые лучше поймут дублирование участков мозга — именно этот процесс может оказаться движущей силой эволюции сложно организованных зон головного мозга у людей и других млекопитающих.