Вход / Регистрация
15.11.2024, 22:23
Тайны империи Кхмеров
С доисторических времен Индокитайский полуостров населяли мон-кхмерские народы, которые, скорее всего, сами пришли сюда в еще более ранний период из Индонезии и Полинезии. Территория их расселения была гораздо шире, чем площадь нынешней Камбоджи, и занимала юг современной Мьянмы, почти весь Таиланд, южную часть Лаоса, всю Камбоджу и большую часть Вьетнама. Эти народы находились на очень высокой стадии развития.
Возросшая на индийской культуре империя кхмеров просуществовала почти 500 лет, прежде чем, повинуясь загадочным обстоятельствам, неожиданно рухнула под натисками врагов.
Падение столь мощного государства продолжает будоражить умы исследователей, называющих различные возможные причины: разрушение совершеннейшей ирригационной системы в результате серии мощных землетрясений, засоление нещадно эксплуатируемых почв, бесконечные изматывающие войны, массовые народные выступления, последствия катастрофических засух и сменявших их разрушительных тайфунов, постигших этот регион в период 1362-1392 и 1415-1440 гг.
Скорее всего, именно совокупность всех обстоятельств привела к тому, что Ангкор пал, был разграблен и покинут его правителями в средине XV в. Но оставление столицы не означало гибель нации, и впереди было еще 400 лет борьбы за выживание, в течение которых речь действительно шла уже не о независимости страны, а физическом уничтожении населявших ее людей.
Начало французской колонизации оказалось благом для народа Камбоджи, спасшегося от полного вымирания. Получив немного помощи от Франции, положившей конец притязаниям соседей на их территорию, имея ясное представление о великом прошлом своих предков, кхмеры очень скоро восстановили собственную самооценку.
Благодаря сохранению главных своих ценностей - языка, традиций и религии - народ возродил свою культуры и государственность.
К середине XX в. Камбоджа получает независимость и вновь идет своим путем, под руководством принца Нородома Сианука, начиная строительство Народно- социалистического сообщества "Сангкум" (Надежда), основанного на принципах кхмерского буддийского социализма.
Но этому плану не суждено было воплотиться в жизнь. Приход к власти кровавого режима Пол Пота в 1975 г. ознаменовал начало самых страшных страниц в истории Камбоджи.
В попытке искоренить "устаревшие" морально-этические нормы и привить новые социалистические ценности, вне закона были поставлены, прежде всего, носители традиций, культуры и религии: преподаватели, священнослужители, представители интеллигенции.
Еще никогда ранее геноцид собственного народа не приводил к гибели более чем четверти населения страны за столь короткий срок. Были уничтожены практически все библиотеки и учебные заведения, разорены монастыри и храмы.
За 3,5 года "культурной революции" Камбоджа была отброшена далеко назад, понеся колоссальный урон, в том числе и в отношении исторического наследия.
За века, прошедшие с момента падения Ангкора, в судьбе Камбоджи едва можно насчитать несколько десятков лет спокойной, мирной жизни, но страшные, смертельные удары так и не смогли сломить ее народ.
Несмотря на все невзгоды, жители этой страны по-прежнему полны оптимизма, и на улыбку всегда открыто и искренне улыбаются в ответ.
Удивительно, насколько живучими оказываются нелепые мифы. В истории Ангкора предостаточно сказок о затерянном в непроходимых джунглях городе, случайно открытом европейцами в конце XIX в., полном несметных сокровищ и диких обезьян.
Порою может показаться, что описывая историю этих мест, авторы соревнуются между собой в нелепых выдумках. Справедливости ради, в Ангкоре есть обезьяны, но в помине нет джунглей, а весь он, собственно говоря, и является драгоценным сокровищем, которое, правда, никогда не было потеряно.
Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноименной провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооруженного в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора.
Ангкор занимает площадь в 200 кв.км; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3000 кв. км, а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.
Несмотря на то, что в Камбодже жили прямые потомки строителей Ангкора, с глубочайшим уважением относившихся к титаническим подвигам своих предков, на Западе долгое время было принято сверхъестественное объяснение происхождения памятников. Их авторство готовы были приписать кому угодно: атлантам, индусам, римлянам, Александру Македонскому, - но только не кхмерам.
В своей книге, увидевшей свет уже после его смерти, Анри Муо (1826-1861) так описывает свои впечатления от встречи с Ангкором: "Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен.
Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира".
Но даже официальная наука и история искусств не в силах дать рациональное объяснение происхождению архитектурных шедевров, они долгое время обходили их молчанием и, более того, характеризовали как весьма посредственные в своем замысле и воплощении.
Попавшие во Францию образцы скульптуры малых форма, представленные в основном статуэтками божеств, вызывали восхищение безупречным исполнением деталей, но не общим художественным замыслом. Кхмерское искусство принято было воспринимать как примитивное подражание индийским образцам.
Вопрос восприятия кхмерского искусства являлся частью общей проблемы, связанной с отсутствием представлений о масштабах и размахе строительства в этом регионе.
Расчистка памятников, начавшаяся Жаном Коммайем только в 1907 г., после возврата Сиамом северных провинций Баттамбанг, Сиемреап и Сисопхон, и продолжавшаяся с перерывами вплоть до середины 60-х гг., постепенно выявили их грандиозное величие и уникальность.
Парки, каналы, искусственные озера и великолепные здания могли бы рассматриваться как прелюдия к концепциям Андре Ленотра и многих других знаменитых ландшафтных дизайнеров современности. Своей величественностью, четкостью плана, гармоничностью, соразмерными пропорциями, продуманностью архитектурных деталей, общим созвучием, многие памятники Ангкора могли бы легко выдержать сравнение с самыми прекрасными творениями классической западной архитектуры.
Вот, например, что писал об Ангкор Вате Анри Маршаль: "Век Людовика XIV охотно принял бы эти лужайки, бассейны, широкие аллеи перед главным храмом, силуэт которого все яснее вырисовывается по мере приближения к нему".
Через Индию кхмеры восприняли многие темы греческого, римского и египетского искусства с некоторыми реминисценциями арабского или средневекового европейского.
Определенное влияние оказал и Китай. В свою очередь, можно отыскать некоторые кхмерские нотки в стиле эпохи Возрождения, барокко или рококо.
Ангкор-Ват представляет собой выразительнейший пример архитектуры Кхмерской империи, первые храмы которой были возведены в VI в. Этот гигантский храмовый комплекс был построен правителем Сурьяварманом II (1113-1150).
Ни капсула, заложенная при начале строительства, ни современные надписи со ссылкой на храм не были найдены. Поэтому его первоначальное название неизвестно. Но возможно, храм был известен как Местоположение Святого Вишну.
Одним из первых западных посетителей храма был Антониу да Мадалена (португальский монах, посетивший его в 1586 г.) Он говорил, что "это такое необычное сооружение, что невозможно описать его пером, тем более что он не похож ни на одно другое здание в мире.
У него есть башни и украшения и все тонкости, которые человеческий гений только может себе представить". Однако ранее храм был посещен другим португальцем - негоциантом Диогу ду Коуту, путевые заметки которого увидели свет в 1550 г.
Комплекс был "открыт" для европейской цивилизации в 1860 г. французским путешественником Анри Муо, хотя известно, что и до него в этих местах были европейцы. Так, лет на пять ранее Ангкор посетил французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, описавший свои наблюдения в двух книгах
В 70-е гг. некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1992 г. вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО и является главной туристической достопримечательностью Камбоджи.
Надо сказать, что кхмерские храмы не были местом собрания верующих, а служили местом обитания богов, и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты. Ангкор-Ват отличает то, что он предназначался также для захоронения царей.
Архитектура Ангкор-Вата органично сочетается с его скульптурным оформлением. Скульптуры здесь играют архитектоническую роль. На трех ярусах обходных галерей храма размещаются барельефы на темы индуистской мифологии, древнеиндийских эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата", а также на тему кхмерской истории.
Наиболее примечательны восемь огромных панно на первом ярусе с композициями "Пахтанье Молочного океана", "Битва на Курукшетре" и другими, общая площадь которых составляет 1200 кв.м. Стены второго яруса украшают около 2000 фигур небесных дев - апсарэ.
Камни, из которых сложено сооружение, чрезвычайно гладкие, почти как полированный мрамор. Кладка осуществлялась без раствора, при этом камни настолько плотно пригнаны друг к другу, что швы между ними иногда невозможно отыскать.
Каменные блоки иногда не имеют никаких соединений и удерживаются только под тяжестью собственного веса.
Историки предполагают, что камни устанавливались на место с использованием слонов, которые служили подъемной силой в блочном механизме. А.Муо отмечал, что большая часть камней имеют отверстия диаметром 2,5 см и глубиной 3 см, причем чем больше каменный блок, тем больше на нем отверстий. Точное назначение отверстий неизвестно.
Некоторые исследователи предполагают, что отверстия предназначались для соединения камней друг с другом с помощью металлических стержней, другие - что в эти отверстия вставлялись временные нагели, которые служили для облегчения управлением перемещения камня во время монтажа.
Для строительства комплекса использовано огромное количество песчаника, сопоставимое с количеством, ушедшим на строительство пирамиды Хефрена в Египте (более 5 млн. тонн).
Песчаник привозился из каменоломен на плато Кулен сплавом по реке Сиемреап. Подобная транспортировка должна была производиться с большой осторожностью, чтобы избежать опрокидывания чрезвычайно тяжелого груза.
Согласно современным оценкам, подобное строительство в наше время заняло бы не одну сотню лет.
Однако Ангкор-Ват был начат вскоре после вступления Сурьявармана II на престол, а закончен вскоре после его смерти, то есть спустя не более чем 40 лет.
В настоящее время Ангкор и входящие в его состав храмовые комплексы является историческим заповедником.
Возросшая на индийской культуре империя кхмеров просуществовала почти 500 лет, прежде чем, повинуясь загадочным обстоятельствам, неожиданно рухнула под натисками врагов.
Падение столь мощного государства продолжает будоражить умы исследователей, называющих различные возможные причины: разрушение совершеннейшей ирригационной системы в результате серии мощных землетрясений, засоление нещадно эксплуатируемых почв, бесконечные изматывающие войны, массовые народные выступления, последствия катастрофических засух и сменявших их разрушительных тайфунов, постигших этот регион в период 1362-1392 и 1415-1440 гг.
Скорее всего, именно совокупность всех обстоятельств привела к тому, что Ангкор пал, был разграблен и покинут его правителями в средине XV в. Но оставление столицы не означало гибель нации, и впереди было еще 400 лет борьбы за выживание, в течение которых речь действительно шла уже не о независимости страны, а физическом уничтожении населявших ее людей.
Начало французской колонизации оказалось благом для народа Камбоджи, спасшегося от полного вымирания. Получив немного помощи от Франции, положившей конец притязаниям соседей на их территорию, имея ясное представление о великом прошлом своих предков, кхмеры очень скоро восстановили собственную самооценку.
Благодаря сохранению главных своих ценностей - языка, традиций и религии - народ возродил свою культуры и государственность.
К середине XX в. Камбоджа получает независимость и вновь идет своим путем, под руководством принца Нородома Сианука, начиная строительство Народно- социалистического сообщества "Сангкум" (Надежда), основанного на принципах кхмерского буддийского социализма.
Но этому плану не суждено было воплотиться в жизнь. Приход к власти кровавого режима Пол Пота в 1975 г. ознаменовал начало самых страшных страниц в истории Камбоджи.
В попытке искоренить "устаревшие" морально-этические нормы и привить новые социалистические ценности, вне закона были поставлены, прежде всего, носители традиций, культуры и религии: преподаватели, священнослужители, представители интеллигенции.
Еще никогда ранее геноцид собственного народа не приводил к гибели более чем четверти населения страны за столь короткий срок. Были уничтожены практически все библиотеки и учебные заведения, разорены монастыри и храмы.
За 3,5 года "культурной революции" Камбоджа была отброшена далеко назад, понеся колоссальный урон, в том числе и в отношении исторического наследия.
За века, прошедшие с момента падения Ангкора, в судьбе Камбоджи едва можно насчитать несколько десятков лет спокойной, мирной жизни, но страшные, смертельные удары так и не смогли сломить ее народ.
Несмотря на все невзгоды, жители этой страны по-прежнему полны оптимизма, и на улыбку всегда открыто и искренне улыбаются в ответ.
Удивительно, насколько живучими оказываются нелепые мифы. В истории Ангкора предостаточно сказок о затерянном в непроходимых джунглях городе, случайно открытом европейцами в конце XIX в., полном несметных сокровищ и диких обезьян.
Порою может показаться, что описывая историю этих мест, авторы соревнуются между собой в нелепых выдумках. Справедливости ради, в Ангкоре есть обезьяны, но в помине нет джунглей, а весь он, собственно говоря, и является драгоценным сокровищем, которое, правда, никогда не было потеряно.
Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноименной провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооруженного в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора.
Ангкор занимает площадь в 200 кв.км; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3000 кв. км, а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.
Несмотря на то, что в Камбодже жили прямые потомки строителей Ангкора, с глубочайшим уважением относившихся к титаническим подвигам своих предков, на Западе долгое время было принято сверхъестественное объяснение происхождения памятников. Их авторство готовы были приписать кому угодно: атлантам, индусам, римлянам, Александру Македонскому, - но только не кхмерам.
В своей книге, увидевшей свет уже после его смерти, Анри Муо (1826-1861) так описывает свои впечатления от встречи с Ангкором: "Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен.
Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира".
Но даже официальная наука и история искусств не в силах дать рациональное объяснение происхождению архитектурных шедевров, они долгое время обходили их молчанием и, более того, характеризовали как весьма посредственные в своем замысле и воплощении.
Попавшие во Францию образцы скульптуры малых форма, представленные в основном статуэтками божеств, вызывали восхищение безупречным исполнением деталей, но не общим художественным замыслом. Кхмерское искусство принято было воспринимать как примитивное подражание индийским образцам.
Вопрос восприятия кхмерского искусства являлся частью общей проблемы, связанной с отсутствием представлений о масштабах и размахе строительства в этом регионе.
Расчистка памятников, начавшаяся Жаном Коммайем только в 1907 г., после возврата Сиамом северных провинций Баттамбанг, Сиемреап и Сисопхон, и продолжавшаяся с перерывами вплоть до середины 60-х гг., постепенно выявили их грандиозное величие и уникальность.
Парки, каналы, искусственные озера и великолепные здания могли бы рассматриваться как прелюдия к концепциям Андре Ленотра и многих других знаменитых ландшафтных дизайнеров современности. Своей величественностью, четкостью плана, гармоничностью, соразмерными пропорциями, продуманностью архитектурных деталей, общим созвучием, многие памятники Ангкора могли бы легко выдержать сравнение с самыми прекрасными творениями классической западной архитектуры.
Вот, например, что писал об Ангкор Вате Анри Маршаль: "Век Людовика XIV охотно принял бы эти лужайки, бассейны, широкие аллеи перед главным храмом, силуэт которого все яснее вырисовывается по мере приближения к нему".
Через Индию кхмеры восприняли многие темы греческого, римского и египетского искусства с некоторыми реминисценциями арабского или средневекового европейского.
Определенное влияние оказал и Китай. В свою очередь, можно отыскать некоторые кхмерские нотки в стиле эпохи Возрождения, барокко или рококо.
Ангкор-Ват представляет собой выразительнейший пример архитектуры Кхмерской империи, первые храмы которой были возведены в VI в. Этот гигантский храмовый комплекс был построен правителем Сурьяварманом II (1113-1150).
Ни капсула, заложенная при начале строительства, ни современные надписи со ссылкой на храм не были найдены. Поэтому его первоначальное название неизвестно. Но возможно, храм был известен как Местоположение Святого Вишну.
Одним из первых западных посетителей храма был Антониу да Мадалена (португальский монах, посетивший его в 1586 г.) Он говорил, что "это такое необычное сооружение, что невозможно описать его пером, тем более что он не похож ни на одно другое здание в мире.
У него есть башни и украшения и все тонкости, которые человеческий гений только может себе представить". Однако ранее храм был посещен другим португальцем - негоциантом Диогу ду Коуту, путевые заметки которого увидели свет в 1550 г.
Комплекс был "открыт" для европейской цивилизации в 1860 г. французским путешественником Анри Муо, хотя известно, что и до него в этих местах были европейцы. Так, лет на пять ранее Ангкор посетил французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, описавший свои наблюдения в двух книгах
В 70-е гг. некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1992 г. вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО и является главной туристической достопримечательностью Камбоджи.
Надо сказать, что кхмерские храмы не были местом собрания верующих, а служили местом обитания богов, и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты. Ангкор-Ват отличает то, что он предназначался также для захоронения царей.
Архитектура Ангкор-Вата органично сочетается с его скульптурным оформлением. Скульптуры здесь играют архитектоническую роль. На трех ярусах обходных галерей храма размещаются барельефы на темы индуистской мифологии, древнеиндийских эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата", а также на тему кхмерской истории.
Наиболее примечательны восемь огромных панно на первом ярусе с композициями "Пахтанье Молочного океана", "Битва на Курукшетре" и другими, общая площадь которых составляет 1200 кв.м. Стены второго яруса украшают около 2000 фигур небесных дев - апсарэ.
Камни, из которых сложено сооружение, чрезвычайно гладкие, почти как полированный мрамор. Кладка осуществлялась без раствора, при этом камни настолько плотно пригнаны друг к другу, что швы между ними иногда невозможно отыскать.
Каменные блоки иногда не имеют никаких соединений и удерживаются только под тяжестью собственного веса.
Историки предполагают, что камни устанавливались на место с использованием слонов, которые служили подъемной силой в блочном механизме. А.Муо отмечал, что большая часть камней имеют отверстия диаметром 2,5 см и глубиной 3 см, причем чем больше каменный блок, тем больше на нем отверстий. Точное назначение отверстий неизвестно.
Некоторые исследователи предполагают, что отверстия предназначались для соединения камней друг с другом с помощью металлических стержней, другие - что в эти отверстия вставлялись временные нагели, которые служили для облегчения управлением перемещения камня во время монтажа.
Для строительства комплекса использовано огромное количество песчаника, сопоставимое с количеством, ушедшим на строительство пирамиды Хефрена в Египте (более 5 млн. тонн).
Песчаник привозился из каменоломен на плато Кулен сплавом по реке Сиемреап. Подобная транспортировка должна была производиться с большой осторожностью, чтобы избежать опрокидывания чрезвычайно тяжелого груза.
Согласно современным оценкам, подобное строительство в наше время заняло бы не одну сотню лет.
Однако Ангкор-Ват был начат вскоре после вступления Сурьявармана II на престол, а закончен вскоре после его смерти, то есть спустя не более чем 40 лет.
В настоящее время Ангкор и входящие в его состав храмовые комплексы является историческим заповедником.