/ Новости сайта / Наука и Технологии / В коллайдере обнаружен новый класс элементарных частиц
15.07.2015

В коллайдере обнаружен новый класс элементарных частиц

Оценка: 5.0    2721 6 Наука и Технологии

Учёные, работающие с детектором LHCb на Большом адронном коллайдере,обнаружили новые крайне необычные частицы, которые состоят не из двух или трёх, а сразу из пяти кварков – "кирпичиков" всех элементарных частиц.

"Пентакварк не является просто новой частицей. Он является примером принципиально иного способа "упаковки" кварков, составляющих основу слагающих атомы протонов и нейтронов, который мы никогда раньше не замечали за 50 лет экспериментов. Изучение его свойств может помочь нам понять, как возникает и существует "обычная" материя", — заявил в пресс-релизе Ги Уилкинсон (Guy Wilkinson), официальный представитель коллаборации LHCb.

По современным представлениям физиков, все элементарные частицы сложены из составляющих, которые учёные называют кварками. Протоны, нейтроны и прочие "тяжёлые" частицы, называемые барионами, содержат в себе три кварка. Их меньшие собратья, так называемые мезоны, содержат в себе два элемента – "обычный" кварк и антикварк, базовую составляющую антиматерии.

Существующие сегодня физические теории не исключают возможности того, что могут существовать элементарные частицы, состоящие из четырёх и даже пяти кварков разного "аромата" или "цвета".

Найти или создать подобные частицы долго не удавалось, и лишь два года назад японские физики, работавшие с коллайдером KEKB, обнаружили намёки на существование "тетракварка", состоящего из двух кварков и двух антикварков. Однако, как отмечал один из авторов этого открытия, Павел Пахлов из Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), эта частица могла быть на самом деле "псевдомолекулой" из двух мезонов.

Данные, собранные БАК на первом этапе работы, позволили физикам из коллаборации LHCb, занимающейся поиском экзотических частиц на одноимённом детекторе, пойти дальше и "поймать" сразу несколько частиц из пяти кварков, получивших временные названия Pc(4450)+ и Pc(4380)+.

Они обладают очень большой массой – около 4,4-4,5 тысячи мегаэлектронвольт, что примерно в четыре-пять раз больше, чем аналогичный показатель для протонов и нейтронов. Кроме того, кварки демонстрируют необычное соотношение спинов. По своей природе обнаруженные частицы представляют собой четыре "нормальных" кварка, склеенных с одним антикварком.

В существовании этих частиц учёные не сомневаются – статистическая достоверность открытия составляет девять сигма, что эквивалентно одной случайной ошибке или сбоя в работе детектора на четыре миллиона миллиардов (1018) попыток.

Пока исследователи не знают, как "упакованы" кварки в этих частицах. Они могут быть как тесно связаны друг с другом, как в протонах и нейтронах, так и удалены друг от друга. Для ответа на этот вопрос необходимо провести дополнительные наблюдения за распадами барионов, в ходе которых рождаются данные "пентакварки". В ближайшее время физики попытаются изучить это явление в подробностях на обновлённом БАК.

Статья с предварительными результатами исследования была опубликована на сайте препринтов arXiv.org и в дальнейшем появится в журнале Physical Review Letters.

Poker_Pet 15.07.2015 16:12 [Материал]
Я не стал бы связывать эти вещи, чтобы не дать повод всяким любителям поспорить на пустом месте. Но по факту - что мало катастроф в этом году?
STRAN_NIK 15.07.2015 17:17 [Материал]
Стало быть связываешь. smile И именно на пустом месте.
Poker_Pet 16.07.2015 17:29 [Материал]
На основании чего вы решили, что я их связываю?

Я спросил лишь, мало ли вам катастроф?

Речь о том, что для вас гибель более 10 тысяч человек по причине буйства стихии, не катастрофы.
Они есть, масштаб еще не известен, но в будущем узнаем, всё в мире взаимосвязано и соприкасается одно с другим.
Sanchin 16.07.2015 18:13 [Материал]
Отличный ответ.
STRAN_NIK 15.07.2015 15:48 [Материал]
Что-то не наблюдается активности от лагеря противников БАК. Грозились катастрофами планетарного масштаба, а тут лишь новые открытия. smile Скука и печаль. sad
Alexei2012 15.07.2015 15:20 [Материал]
biggrin Еще в 60-е годы прошлого века, когда возникла струнная теория, нынче выросшая в М – теорию и привлекшая внимание недавно даже такого осторожного скептика, как Хоукинг эта теория предупреждала – нет никаких частиц, а есть разные вибрации одних и тех же «струн». И «открывать» новые частицы можно бесконечно. Впрочем, зато для физиков на коллайдере это «гарантия» бесконечного финансирования их усилий по поиску новых частиц.