Китайский меч, найденный в Америке, свидетельствует о путешествиях китайцев в Северную Америку до Колумба
Изысканный меч предварительно был идентифицирован как относящийся к стилю лизардит, он имеет признаки сильной изношенности, что говорит о его большом возрасте. Есть надежда, что предстоящее тестирование подтвердит тип камня и определит источник, поскольку залежи лизардита существуют как в восточном, так и в западном полушарии.
Вопросы «когда, кто и как» не находят точного ответа. Попытка определить методом термолюминесценции, когда почва с места выемки меча в последний раз была под солнцем, была отвергнута, так как почва явно была ранее вскопана. Однако на мече осталась небольшая часть неизвестного скрученного материала, чей возраст можно определить с помощью радиоуглеродного метода, также можно собрать участки поверхности меча, что может предоставить полезную информацию.
Китайская символика
Более определённо распознаны многочисленные символы и размер меча, которые являются типичными для раскопанных нефритовых объектов династий Ся (2070–1600 гг. до н.э.), Шан (1600–1046 гг. до н.э.) и Чжоу (1046–256 гг. до н.э.). Фигурка дракона на верху лезвия типична для династии Шан, как и корона из перьев. Гротескная маска Таоте (чудовище) на кожухе и рукоятке ножей впервые появилась в период Лянчжу (3400-2250 гг. до н.э.), но более часто встречалась во времена династий Шан и Чжоу, как говорит Сю-Лен Ли, доктор наук, который в скором времени опубликует статью на эту тему.
Слева: увеличение изображения дракона. Справа: увеличение изображения Таоте. (Фото предоставлено Фондом изучения коренных народов)
Доминирующее присутствие периода Шан и схожесть таоте с изображениями ягуара месоамериканскими ольмеками даёт основания для определения времени изготовления меча и его доставки в Джорджию.
Существовала ли связь между китайцами и ольмеками
Схожесть мифологии и символизма китайцев и ольмеков была предметом схоластических дебатов в течение сотен лет. Культура ольмеков появилась примерно 1500 лет до н.э., во времена правления династии Шан. Это было начало бронзового века, появлялось множество предметов искусства из бронзы, в том числе оружие и колесницы. Китайская письменность появилась в одно время с мощной системой ирригации и другими общественными проектами, которые свидетельствует о сложной и развитой культуре.
В этот период в Китае нефрит ценился больше, чем золото, как и в культуре ольмеков. Элита (на территориях нынешнего Гондураса и Гватемалы) обладала нефритовыми вещами. Ольмеки в предклассическую (формационную) эру (900-300 гг. до н.э.) преодолевали трудности создания форм из нефрита (этот камень настолько твёрдый, что его невозможно обрабатывать даже стальными инструментами), создавая с помощью абразивных материалов орнаментальные и ритуальные произведения. Сходство китайского и отльмекского искусства довольно очевидное, и для интересующихся существует отличная аналитическая работа Сантьяго Гонзалеса Виллахоса «Искусство и ритуалы в ранней китайской и месоамериканской культурах».
Знакомство с китайскими принципами правления и расслоения общества, а также религией и символизмом, могло изменить мировоззрение ольмеков и поздних месоамериканских народностей. Подобное повторилось в XVI веке, когда испанские монахи шли по побережью моря, неся христианский крест.
Обратная сторона ритуального меча. (Фото предоставлено Фондом исследований коренных народов)
Как меч попал в Джорджию?
Примерно в 900 году до н.э. эти новые культурные символы начали распространяться по всему региону. Существуют литературные труды, которые показывают, что эти символы служили базой для современников и последующих обществ, таких как майя. Модифицировавшись со временем в соответствии с потребностями местных сообществ, основные концепции ольмеков сохранились до XVI века — периода колонизации. Интересно, что некоторые из древних способов ведения хозяйства, в частности выращивание кукурузы, всё ещё практикуют сегодняшние исконно месоамериканские народы. Обычно полагают, что это распространение стало побочным продуктом торговли ольмеков, в частности морской торговли экзотическими товарами.
Интригующим в этом культурном феномене (отчего, собственно, о нём и
упоминается) является то, что он появился примерно в 900 году до н.э., в
период, когда ольмеки начали производить нефритовые церемониальные
предметы.
Примером географического распространения этого культурного смешения
является появление цилиндрических и плоских печатей в записях
месоамериканских племён, у ольмеков. В Китае печати впервые появились во
времена династии Шан.
Традиции ольмеков распространяются на Север
К 800 году до н.э. печати использовались уже и в северной части Южной Америки — за 3000 километров к югу от родины ольмеков и на такое же расстояние на север, в культуру Адена (800 г. до н.э. – 1 н.э.), сформировавшуюся в долине реки Огайо в Северной Америке. Не только технологии печатания пришли в Огайо, но и искусство ольмеков. На мемориальной доске Адена, показанной ниже, автор ещё неопубликованного исследования нашёл стилистические дубликаты уникального вертикального объекта, изображающего Всемирное дерево около озера Чалько, расположенного на территории современных городов Мехико и Веракрус на побережье северной части Мексиканского залива.
Печать из культуры Адена. (Фото предоставлено Историческим обществом Огайо)
Появление печатей в начале формирования культуры Адена, вместе с другими доказательствами, которых слишком много, чтобы включить в эту короткую статью, означает то, что влиятельная месоамериканская группа вошла в этот регион и оказала влияние на культурную судьбу местного населения.
Давайте вернёмся в Джорджию. В 1685 году Шарль де Рокфор в своих хрониках относительно апалачитов, которые оккупировали земли юго-восточной Америки в XVII веке, пишет: «Эти апалачиты хвалятся, что они основали некоторые колонии, потом преобразованные в штаты, далеко в сторону Мексики. И по сей день они показывают наземный путь, по которому дошли до этой части…Коренное население этой страны с их приходом дало им имя Тлатуичи, что означает горцы».
Подвески в стиле ольмеков, найденные в бухте рядом с китайским ритуальным мечём. (Фото предоставлено Фондом исследования коренных народов)
Рокфор также пишет: «Эти люди [апалачиты] имели связь с Мексиканским заливом через реку… испанцы называли эту реку Riu del Spirito Santo [сегодня мы её знаем под именем Миссисипи]».
Хотя Рокфор исследовал постколониальный период, он пролил свет на один географический факт, который минимизирован в истории Северной Америки. Различные культуры, занимающие земли теперешней Джорджии и других штатов, выходящих на Мексиканский залив, вместе с Карибскими островами, Мексикой и Южной Америкой, находились в около-карибском регионе, где все знали друг друга. Можно тогда резонно предположить, что именно по этой причине стадионы для месоамерикнских игр в мяч, а также резиновые мячи были найдены как на материке Месоамерики, так и на Карибских островах.
Нельзя также упустить из виду, что ольмеки и майя содержали флот из больших каноэ, которые могли ходить по Мексиканскому заливу, а также имели транспортную сеть для поставки основных товаров для удовлетворения нужд городских районов, которые по плотности населения были равны сегодняшним крупным городам. Например, соль, необходимая для выживания в тропиках, ежемесячно тоннами поставлялась из Юкатана в известные речные порты на Москитовом побережье Тампико в Мексике.
Если не брать во внимание сырость и ощущение страха из-за отсутствия спасательных средств в бурных водах Карибского моря берега Москитов, могу заверить, исходя из опыта многочисленных путешествий, что долблёное каноэ спроектировано очень хорошо. Даже сегодня, за исключением моторных лодок Yamaha, эти плавательные средства, которые мало изменились с периода майя, всё ещё перевозят 200-литровые канистры бензина, тонны продуктов и много людей во внутренние районы Гондураса.
На Больших Антильских островах сформировалась впечатляющая культура Таино, которая мигрировала из Венесуэлы в начале 400 годов до н.э. Карибы чувствовали себя уверенно и в водах Мексиканского залива. Кристофор Колумб совершал многочисленные заплывы на каноэ в стиле Таино, от 12 до 24 метров длиной, которые заполнялись товарами и людьми. Значит, Таино знали о калусах во Флориде и майя в Юкатане.
Из всего вышесказанного становится ясно, что народы карибского региона даже в древние времена были связаны посредством водных и наземных путей, а это в свою очередь объясняет то, как китайский меч и две подвески в стиле ольмеков попали в Джорджию.
Итак, были ли китайцы в Джорджии?
Часть ответа — сама по себе артефакт. Нужно спросить, зачем человеку везде возить с собой ритуальный меч, который по определению является объектом, «выражающим религиозную клятву или желание выразить признание Богу», если он не китаец.
Кроме того, меч — не единственный китайский артефакт, найденный там. Китайский исследователь сообщил о двух других древних китайских артефактах, которые были недавно найдены в двух часах езды от места расположения меча. Он расскажет об этих артефактах в своей работе, которая скоро выйдет в печать. Также существует значительное число других китайских артефактов, камней, писем, символов, найденных в юго-восточной части Америки.
К сожалению, в вопросе точности исторических и археологических тем, кажется, никогда не хватает данных, чтобы дать абсолютно бесспорный ответ, с которым бы согласились все. Поэтому на вопрос «Были ли китайцы в Джорджии?» можно ответить положительно лишь тогда, когда будет собрано достаточное количество свидетельств.
Заключение
Примерно за 90 лет до того, как Колумб впервые приплыл к Карибским берегам, китайцы династии Мин отправляли свои флотилии под командованием адмирала Чжен Хэ к землям, расположенным вокруг Индийского океана, чтобы получить экзотические вещи и товары.
Первая экспедиция состояла примерно из 185 судов:
• 62 или 63 баошань. или «корабли сокровищ», были построены для
первой экспедиции. Их длина составляла 134-164 метра, ширина — 64 метра,
они имели четыре палубы, девять мачт и могли вместить 20 000-30 000
тонн груза, что составляет примерно одну треть или половину того, что
может вместить один современный самолёт.
• Мачуань, или «лошадиные корабли», 103 метра в длину и 42 в ширину,
восемь мачт, перевозили лошадей и инструменты для ремонта, а также
бытовые предметы.
• Лянчуань, или «зерновые корабли», 78 метров в длину и 35 метров в ширину, семь мачт, перевозили зерно для команды и солдат.
• Цзочуань, или «корабли для войска», 67 метров в длину и 25 метров в ширину, шесть мачт.
• Чжанчуань — военные корабли длиной 50 метров, пять мачт.
В состав экспедиции входило около 28 тысяч солдат, моряков, переводчиков и членов экипажа. Можно предположить, что это была не первая поездка китайцев в эту местность.