Вход / Регистрация
21.11.2024, 20:55
Водолазы обследовали затонувший корабль "Томас Дональдсон".
В Баренцевом море завершились учения водолазов Северного флота. Специалисты обследовали американский военно-транспортный корабль "Томас Дональдсон". Он участвовал в составе арктического конвоя, который вез в Мурманск по ленд-лизу боеприпасы. В 1945 году судно было затоплено немецкой подводной лодкой. Что уже удалось поднять со дна Кольского залива?
Оно не дошло до порта Мурманск совсем немного. Американское судно "Томас Дональдсон" немцы торпедировали 20 марта 1945 года. Транспортник затонул у входа в Кольский залив, недалеко от острова Кильдин. На борту был груз военной помощи, который так ждали советские солдаты.
Обнаружили судно спустя 60 лет на глубине в несколько десятков метров. Нетронутые трюмы забиты под завязку, груз надежно закреплен даже на палубе. Транспорт полностью исследовали водолазы Северного флота. Для них погружение одновременно и тактико-специальные учения и путешествие на глубину за артефактами.
"На судне "Томас Дональдсон" находилось более 6 тысяч тонн грузов различных, в том числе масса военного имущества, включая даже железнодорожные вагоны и паровозы", — поясняет командир 86-го аварийно-спасательного отряда Северного флота Александр Ульянов.
Вести работу в непредсказуемом Баренцевом море даже военные водолазы могут только летом. Этого времени едва хватает на погружение к затонувшему транспорту, исследование и подъем тяжелого груза. Одним из первых год назад удалось обнаружить американский танк "Шерман". Его доставили на базу Северного флота в Североморск, отремонтировали и передали в местный музей.
Находка этого года – зенитное орудие М2. Его производство началось в конце войны – в 1944 году. На тот момент оно было достаточно современным. Всего успели выпустить 550 экземпляров. Тот, что затонул в Баренцевом море, под номером 10.
"Оно могло подрывать 90-миллиметровыми снарядами на высоте 18 километров и сбивать самолеты. Взводилось по времени, взрывали, и поражали воздушную цель. Уникально то, если вы посмотрите, находятся какие-то ламповые приборы, то есть там была какая-то система наведения, которая обладала какими-то мозгами", — увлеченно поясняет начальник организационно-планового отделения Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота Алексей Дубинский.
"Томас Дональдсон" уникальная пушка не спасла. Судно пошло на дно после попадание торпеды. В годы Второй мировой войны союзные конвои доставляли из Англии и Америки в Мурманск военные и гуманитарные грузы. Всего за четыре года пришло 42 конвоя — более тысячи кораблей. И примерно каждый десятый сухогруз был затоплен.
Сегодня они так и лежат на дне по пути следования вдоль берегов Норвегии и в Баренцевом море.
Одно из таких судов – "Томас Дональдсон". Исследовать его получилось благодаря небольшим глубинам. Но без техники все равно не обошлось. Помогает водолазам необитаемый подводный аппарат "Пантера плюс". Он может поднять на поверхность груз весом до 100 килограммов. Все, что тяжелее – танки и зенитки – поднимают спецтехникой с борта корабля инженерных линий.
"Робототехника, конечно, дает положительные элементы: труд сокращает под водой, ведь он очень тяжелый на таких глубинах, а здесь до 60 метров. Для нас это на грани предела", — признается старший водолазный специалист 86-го аварийно-спасательного отряда Северного флота Василий Фролов.
Экспедиция в Баренцевом море будет продолжена. Подводные хранилища истории готовы расстаться со своими артефактами.
Оно не дошло до порта Мурманск совсем немного. Американское судно "Томас Дональдсон" немцы торпедировали 20 марта 1945 года. Транспортник затонул у входа в Кольский залив, недалеко от острова Кильдин. На борту был груз военной помощи, который так ждали советские солдаты.
Обнаружили судно спустя 60 лет на глубине в несколько десятков метров. Нетронутые трюмы забиты под завязку, груз надежно закреплен даже на палубе. Транспорт полностью исследовали водолазы Северного флота. Для них погружение одновременно и тактико-специальные учения и путешествие на глубину за артефактами.
"На судне "Томас Дональдсон" находилось более 6 тысяч тонн грузов различных, в том числе масса военного имущества, включая даже железнодорожные вагоны и паровозы", — поясняет командир 86-го аварийно-спасательного отряда Северного флота Александр Ульянов.
Вести работу в непредсказуемом Баренцевом море даже военные водолазы могут только летом. Этого времени едва хватает на погружение к затонувшему транспорту, исследование и подъем тяжелого груза. Одним из первых год назад удалось обнаружить американский танк "Шерман". Его доставили на базу Северного флота в Североморск, отремонтировали и передали в местный музей.
Находка этого года – зенитное орудие М2. Его производство началось в конце войны – в 1944 году. На тот момент оно было достаточно современным. Всего успели выпустить 550 экземпляров. Тот, что затонул в Баренцевом море, под номером 10.
"Оно могло подрывать 90-миллиметровыми снарядами на высоте 18 километров и сбивать самолеты. Взводилось по времени, взрывали, и поражали воздушную цель. Уникально то, если вы посмотрите, находятся какие-то ламповые приборы, то есть там была какая-то система наведения, которая обладала какими-то мозгами", — увлеченно поясняет начальник организационно-планового отделения Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота Алексей Дубинский.
"Томас Дональдсон" уникальная пушка не спасла. Судно пошло на дно после попадание торпеды. В годы Второй мировой войны союзные конвои доставляли из Англии и Америки в Мурманск военные и гуманитарные грузы. Всего за четыре года пришло 42 конвоя — более тысячи кораблей. И примерно каждый десятый сухогруз был затоплен.
Сегодня они так и лежат на дне по пути следования вдоль берегов Норвегии и в Баренцевом море.
Одно из таких судов – "Томас Дональдсон". Исследовать его получилось благодаря небольшим глубинам. Но без техники все равно не обошлось. Помогает водолазам необитаемый подводный аппарат "Пантера плюс". Он может поднять на поверхность груз весом до 100 килограммов. Все, что тяжелее – танки и зенитки – поднимают спецтехникой с борта корабля инженерных линий.
"Робототехника, конечно, дает положительные элементы: труд сокращает под водой, ведь он очень тяжелый на таких глубинах, а здесь до 60 метров. Для нас это на грани предела", — признается старший водолазный специалист 86-го аварийно-спасательного отряда Северного флота Василий Фролов.
Экспедиция в Баренцевом море будет продолжена. Подводные хранилища истории готовы расстаться со своими артефактами.