История подземных рек Лондона
Более века назад под улицами Лондона были погребены десятки рек и каналов. Как они выглядят теперь? Чтобы найти их следы, вам понадобится хороший слух, вам нужно знать, куда смотреть, а еще забрести в некоторые неочевидные места.
Центр Лондона: пробки на Сент-Панкрас-роуд и небоскребы из стекла и стали на Юстон-роуд. Сложно представить, что когда-то на этом месте был зеленый луг, а через него текла речка. Но на стене старой церкви в этом районе висит памятная табличка; на ней сценка из 1827 года с купающимися людьми. Эта река, как и многие другие в Лондоне, стала частью канализационной системы, когда выросло население города.
Во многих частях Лондона вы, совершенно не подозревая, будете стоять там, где раньше были реки.
"Где бы вы ни жили, вы сможете найти следы тайных рек прямо рядом с домом", - говорит Алекс Вернер, который возглавляет исторические коллекции Музея Лондона.
"Очень жаль, что так много рек закопали, сейчас они бы украсили город, - говорит Пол Толлинг, автор книги о потерянных лондонских реках. – Но в то время это было необходимое решение; в довикторианскую эпоху реки использовали как открытую канализацию".
Флит – возможно, самая известная река из тех, что теперь шумят под ногами у лондонцев. Часть реки осталась видимой – это скромный поток, протекающий от района Хэмпстед до прудов Хайгейта на севере Лондона. При этом та часть Флит, которая теперь используется как канализация, тянется аж до моста Блэкфрайерс, ведущего на южный берег Темзы.
Если спуститься к подземной реке через люк на Фаррингдон-роуд, первое, на что обращаешь внимание, - это запах. Затем воображение поражает 150-летняя кирпичная кладка, сохранившаяся в хорошем состоянии.
"Атмосферные условия почти всегда одинаковые, поэтому кладку не нужно часто ремонтировать", - объясняет менеджер компании Thames Water Дэниэл Брэкли.
На стенах туннеля закреплены тяжелые ржавые кольца. "Некоторые считают, что кольца остались еще с тех времен, когда людям приходилось тянуть баржи против течения реки", - говорит Брэкли, добавляя, впрочем, что это пока только догадки.
Реки Лондона сильно поменялись за несколько сотен лет.
"Давным-давно из рек пили, здесь удили рыбу, - говорит Толлинг. – Родники наполняли колодцы, например, из колодца Кларкенуэлл пили воду местные клирики".
Затерянные реки
Флит - изначально река стала грязной из-за того, что мясники со Смитфилдского рынка выбрасывали в нее останки мертвых животных; позднее ее сделали частью канализационной системы.
Тайберн – проходит через Риджент-парк, течет под Букингемским дворцом; когда-то эта река имела славу лучшего места, где стоит рыбачить, поскольку в Тайберне водился лосось.
Уолбрук – название этой реки произошло от слова "стена", поскольку сама она протекала под городскими стенами, которые римляне построили вокруг Лондиниума.
Вестборн – остатки реки теперь текут по трубе в районе станции метро "Слоун-сквер".
Эффра – когда в Лондоне закапывали Эффру, образовалась насыпь, позднее на ней возвели крикетный стадион.
Река Флит обладала широким бассейном; там, где она вливалась в Темзу, Флит достигала нескольких сотен футов. Однако, как и в случае с другими реками, размер Флит стал сокращаться по мере того, как растущее население Лондона стало использовать водоем как открытую канализацию.
"Жить здесь стало неприятно, и земля стала дешеветь", - рассказывает Толлинг.
Флит стала ассоциироваться с трущобами, преступностью и болезнями, так что даже Чарльз Диккенс в "Приключениях Оливера Твиста" поместил логово Феджина туда, где протекала река.
Когда Лондон начали перестраивать после Великого пожара 1666 года, городские реки стали неотъемлемой части планов Кристофера Рена по изменению города.
"Он представлял каналы с арочными мостами как в Венеции. Однако в действительности стоковые воды просто их забили", - рассказывает историк Пол Толлинг.
Пришлось закрывать секции, а уже после Великого зловония 1858 года появился проект канализационной системы Джозефа Базалгетта, который действует до сих пор.
Надземные следы подземных рек
Несмотря на то, что реки теперь текут под землей, они по-прежнему влияют на лондонский ландшафт.
"Форма, образованная долиной Флит, до сих пор заметна на Фаррингдон-роуд", - говорит Толлинг.
Кроме того, иногда по рекам очерчивались границы между разными частями города.
"Если идти по течению реки Вестборн, на одной стороне дороги будет район Кенсингтон и Челси, а на другой – Вестминстер. Это путает тех, кому здесь нужно припарковаться", - объясняет историк из Музея Лондона.
Каптаж Вестборна проводился по приказу жены Георга II королевы Кэролайн в 1730 году для того, чтобы сформировать озеро Серпентайн и усилить эстетическую привлекательность Гайд-парка.
"Серпентайн расширили в XVIII веке, чтобы сделать парк красивее", - рассказывает Вернер.
"Однако вода из Вестборна загрязнилась, так что в конце концов пришлось спрятать реку в трубу, проходящую под парком. Теперь Серпентайн насыщается водой с помощью насосной станции на мосту Челси и орнаментальных вод в Кенсингтонских садах", - говорит Толлинг.
В южном Лондоне закопали реку Эффра, построив на образовавшейся насыпи крикетный стадион.
"Река вышла на поверхность и затопила крикетное поле в 1950-х. Из-за сильного дождя канализация не справилась с потоком воды и переполнилась", - вспоминает Пол Толлинг.
В центре Лондона течет Уолбрук, который относится еще ко временам римского Лондиниума. Исследование Джона Стоу, датированное 1598 годом, указывает, что название реки может указывать на то, что ручей начинался у городских стен (поскольку wall – это "стена", а brook – "ручей").
В 1954 году, следуя течению реки, валлийский археолог Уильям Граймс обнаружил рядом с Уолбруком римский храм поклонения богу света Митре. По словам Граймса, открытие было чистой случайностью.
"Профессор Граймс не искал храм, а скорее хотел изучить долину реки и ее течение", - говорит старший куратор музея Лондона Кэролайн Макдональд.
Спустя сотни лет после погребения рек в Лондоне идет кампания за восстановление одной из них над землей.
Рыболовное общество Тайберна требует восстановить реку Тайберн, которая начинается в Хэмпстеде и спешит через Риджент-парк в Темзу в районе Пимлико. Защитники реки называют ее главным рыболовным водоемом.
Планы, как минимум, амбициозные. Чтобы осуществить их, потребуется снести недвижимости на миллиарды фунтов, включая сам Букингемский дворец.
Тем не менее, официальный представитель группы Джеймс Боудидж считает, что этот план однажды может осуществиться.
"Предложение очень реалистичное, оно подразумевает устойчивое развитие. Заручившись поддержкой общественности и владельцев земли, мы бы смогли наполнить район Мэйфэр - в самом центре Лондона - дикой природой, он стал бы красивым, пригодным для рыболовства", - говорит он.
Кто знает, возможно, когда-нибудь по пути в западный Лондон вам захочется прихватить с собой резиновые сапоги и удочки.