Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Супермашины из СССР
09.10.2015

Супермашины из СССР

Оценка: 5.0    8006 1 Тайны истории
08:53
Так уж исторически сложилось, что самая лучшая и прогрессивная техника в нашей стране рождалась, как правило, для нужд "оборонки" и аэрокосмического комплекса: стрелковое оружие, самолеты и вертолеты, подлодки и танки, баллистические и космические ракеты… Касалось это и всевозможной транспортной техники: во времена СССР у нас строили просто невероятные аппараты, причем не только на колесах или гусеницах!  

Одними из главных "фабрик монстров" тогда считались специальные (а в те времена, считай, секретные) конструкторские бюро заводов ЗиЛ и МАЗ (зиловским СКБ руководил знаменитый конструктор Виталий Грачев, а мазовское долгое время возглавлял не менее известный инженер Борис Шапошник). Выпускаемые этими заводами гражданские полноприводные грузовики сегодня вряд ли кого-то удивят. Но в Советские годы специальные бюро этих заводов проектировали для военных и прочих структур такие машины, на которые смотришь и с гордостью думаешь: умели же раньше! А потом накатывает грусть от того, как много из этого уникального наследия сгинуло и было пущено на ветер... 


№1  ЗиЛ-Э167

Год постройки: 1962

По легенде, в начале 60-х годов этот раскрашенный в оранжевый колер экспериментальный вездеход зиловского СКБ Грачева, проходивший испытания в Сибири, здорово напугал американцев. Их спутники-шпионы якобы засняли несколько этих машин за короткое время в сильно удаленных друг от друга местах. И спецслужбы доложили в Белый дом, что русские создали партию снегоходов для нападения на США через Серный полюс. Аналитикам и в голову не пришло, что спутники засняли одну и ту же машину: просто она резво перемещалась по тайге за счет своей невероятной проходимости!  

Была ли эта история правдой или только байкой – наверняка не скажешь. Зато точно известно, что в 1961 году Московский городской Совнархоз заказал ЗиЛу пассажирский снегоболотоход особо высокой проходимости для Крайнего севера. И требования были конкретные: колесная формула 6х6, большой клиренс, гладкое днище и способность лезть по любому снегу метровой толщины с грузом в кузове. Но из-за занятости на других проектах в конструкторском бюро Грачева про этот заказ вспомнили только через год. Зато опытный образец сделали всего за два месяца, причем ведущим конструктором проекта была женщина! И уже в январе 1963 года ЗиЛ-Э167 ("Э" значит "Экспериментальный") отправился на испытания.


Проходимость и особенно большой клиренс ЗиЛу-Э167 обеспечивали огромные покрышки с посадочным диаметром 28 дюймов. А чтобы облегчить вес колес, их диски были изготовлены из стеклопластика.

Получившийся у зиловских конструкторов аппарат имел длину 9,4 м и минимальный клиренс в 750 мм, сам весил 12 т и брал на себя еще 5, а в его стеклопластиковый кузов с дополнительными отопителями и резервной печкой-буржуйкой могло набиться до 18 человек. В корме стояли два 180-сильных зиловских бензиновых V8 (по одному на колеса правого и левого бортов), которые работали в паре с 3-ступенчатыми автоматами. Правда, максимальная скорость составляла всего 75 км/час, а вот расход топлива составлял 100 л на 100 км! Колеса передний и задний оси были на независимой торсионной подвеске, средняя ось жестко крепилась к раме, а для повышения маневренности передние и задние колеса поворачивались.



Секрет рекордных сроков создания ЗиЛ-Э167 состоял в том, что у него был "донор" готовых агрегатов и решений – один из первых образцов экспериментального ракетовоза ЗиЛ-135Л, построенный в 1961 году. От него взяли раму, кабину, двигатели, автоматические КПП и узлы ходовой части.   

За несколько лет ЗиЛ-Э167 намотал больше 20 000 тестовых километров, показывая просто сумасшедшую проходимость на всех типах бездорожья, по которой он превосходил все отечественные колесные машины (включая автомобили 8x8) и не уступал гусеничным тягачам! Особенно машина отличилась в 1965 году на зимних испытаниях в ходе строительства нефтепровода Шаим-Тюмень. Там зиловский вездеход легко месил метровые сугробы на прокладке трасс и перевозке грузов, а также растаскивал заторы из застрявших на "зимниках" колонн автомобилей. Увы, ни советские газовики, ни Министерство обороны так и не разместили заказы на производство этого супервездехода. Единственный выпущенный тестовый образец долгие годы мыкался по углам зиловской территории, ветшал и приходил в упадок. Пока, к счастью, не попал в добрые руки – и теперь, уже отреставрированный, он изумляет посетителей Военно-технического музея в подмосковной Черноголовке.






№2    ЗиЛ-4904

Год постройки: 1972

Вездеходы на шнекороторных движителях, сделанных по принципу винта Архимеда, известны уже давно. Первый шнекоход изобрели еще в 1868 году, а в России первый патент на такую самоходку выдали в 1900 году. Из всего наземного транспорта, проходимость шнекоходов по бездорожью близка к абсолютной – там, где все колесно-гусеничное уныло вязнет и тонет, самоходная "мясорубка" уверенно прет вперед, да еще и плавать умеет. Но почву такой аппарат ранит нещадно, по твердым поверхностям двигаться не может и вообще настолько специфичен и узкоспециален, что их разработкой занимались очень немногие компании. Но угадайте, где был создан самый большой в мире шнекоход? Правильно, в Советском Союзе!


Предполагалось, что ЗиЛ-4904 пригодится поисково-спасательными службам, геологам и нефтяникам в условиях тотального бездорожья. Не сложилось. Хорошо, что сам единственный образец уцелел и сейчас выставляется в подмосковном Военно-техническом музее. Кстати, шнекоход стоит он на специально разработанном для него прицепе.

А создали его в том же знаменитом зиловском КБ Грачева, что и ЗиЛ-Э167. Вообще, зиловцы в 60-70 годы проектировали разные шнекоходы, отличавшиеся размерами, мощность и грузоподъемностью. Но самым большим стал ЗиЛ-4904 (он же ПЭУ-3). Единственный опытный образец построили в 1972 году, и он получился огромным: 8,5 м в длину, больше 3 м в ширину и высоту, а клиренс превышал 1 метр! Чтобы облегчить машину, кабину сделали из стеклопластика, а сами здоровенные шнеки – из легких сплавов. В итоге сам аппарат весил 7 т и имел грузоподъемность в 2,5 т. Шнеки крутили два серийных зиловских 8-цилиндровых двигателя по 180 л.с. каждый.

На испытаниях ЗиЛ-4904 показал проходимость, которую проще оценить на видео, чем описать словами. Одну и ту же машину испытывали и пассажирском, и грузовом варианте, но по итогам аппарат показал очень небольшую скорость: на воде и снегу она составляла около 10 км/ч, на болоте – 7,3 км/ч. И несмотря на выдающуюся проходимость, ЗиЛ-4904 так и остался в единственном экземпляре – применение ему не нашлось. Но многие наработки по нему потом использовали для его младшего брата ЗиЛ-29061, который стал частью еще одного интересного зиловского спецпроекта.





№ 3   ЗиЛ-4906 "Синяя птица"

Год постройки: 1975-1991

Плавающий поисково-спасательный комплекс с романтическим именем "Синяя птица" - последняя и, возможно, самая известная разработка зиловского СКБ. Примечательно, что этот комплекс, предназначенный для поиска и спасения экипажей космических кораблей, состоял не из одного, а сразу из трех автомобилей.

Для вывоза вернувшихся с орбиты космонавтов была создана пассажирская версия ЗиЛ-49061, которую спасатели прозвали "Салоном". Вторая – модель грузовик ЗиЛ-4906 с манипулятором (прозвище в среде спасателей – "Кран"), который вывозил на себе спускаемый аппарат. А в кузове второго "Крана" к месту посадки везли компактный и легкий плавающий шнекоход ЗиЛ-29061 с приводом от двух вазовских движков. В случае, если спускаемый космический аппарат садился там, где даже пехота не пройдет, шнекоход снимали с грузовика – и он отправлялся за космонавтами, невзирая на любое бездорожье. А чтобы технику было хорошо видно на снегу, в степи и пустыне, все транспортные средства этого комплекса покрасили в специальный ярко-синий колер, за который ЗиЛ-4906 и ЗиЛ-49061, собственно, и прозвали "Синими птицами".


За свою историю "Синие птицы" также успели послужить в центральном аэромобильном отряде "Центроспас", в МЧС и на нефтепроводах компании "Транснефть".

По техзаданию, машины должны были помещаться в грузовые отсеки самолетов Ил-76 и Ан-12, и вертолетов Ми-6 и Ми-26. Поэтому у пассажирской версии получился  такой низкий силуэт салона, а остекленные колпаки кабин сделали и вовсе съемными. Чтобы предельно облегчить огромные (9250х2480х2537 мм) вездеходы, их рамы были выполнены из алюминия, а кузова – из стеклопластика. В движение "Синие птицы" приводились одним 150-сильным бензиновым V8 от грузовика ЗиЛ-130, а вместо излюбленных в СКБ автоматических КПП стояла 5-ступенчатая "механика". Зато все остальное было в духе грачевского КБ: колесная формула 6х6 с двумя поворотными осями, независимая подвеска и колесные редукторы, дающие клиренс в 544 мм, способность плавать, развивая на воде скорость до 8 км/час…


Предшественницей "Синих птиц" была еще более крупная поисково-спасательная двухмоторная амфибия ЗиЛ-5901 ПЭУ-2, построенная в единственном экземпляре в 1970 году. По затее, она должна была в одиночку вывозить на себе и спускаемый аппарат, и экипаж космонавтов. Но уж слишком огромной она получилась! Поэтому взамен ей решили строить несколько машин, но меньше, легче и маневренней.    

Первые окончательные варианты "Синих птиц" на ЗиЛе построили в 1975 году. А в 1981 году этот спасательный комплекс приняли на вооружение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы ЕГАСПАС СССР. Мелкосерийный выпуск продолжали до 1991 года, как раз до развала Советского Союза. За это время ЗиЛ построил 12 грузовых "Синих птиц", 14 пассажирских версий и 5 малых шнекоходов. На том их история и закончилась, но уникальные машины, к счастью, не сгинули, а нашли свое место в музеях.





№ 4   МАЗ-7907

Год постройки: 1985

Если вы думаете, что в советские годы "отжигали" только зиловские конструкторы, то позвольте вас разуверить. Не менее впечатляющие изделия рождались и в соседней Белоруссии. Так, чудовищный двенадцатиосный (!) колесный транспортер МАЗ-7907 можно смело считать апофеозом и финальным аккордом советского монстростроения! Супергрузовик начали проектировать в Минске в марте 1983. И уже в 1985 году для испытаний на МАЗе собрали двух таких монстров, созданных специально под подвижный ракетный комплекс "Целина-2" с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 "Молодец". Здоровенная (22 м в длину) ракета весила 104 т, а с пусковым контейнером тянула примерно на 126 т. Неудивительно, что строившийся под "Молодца" МАЗ-7907 получился таким огромным: 28 м в длину, 4,1 м в ширину и 4,4 м в высоту.


Собственный вес МАЗ-7907 составлял почти 66 т, а грузоподъемность достигала 150 т.

Впечатляют и технические решения. Например, это до сих пор единственный в мире самоходный транспортер, у которого все 24 колеса были ведущими! Причем из 12 осей 8 были сделаны поворотными, за счет чего у огромной "сороконожки" радиус разворота составлял всего 27 метров. Силовая установка и трансмиссия тоже были уникальны для такого типа машин. У танка Т80 был позаимствован газотурбинный двигатель, форсированный до 1250 л.с. Он крутил генератор, а тот питал тяговые электромоторы – по одному на каждое из 24 колес! Правда, максимальная скорость этого колосса составляла всего 25 км/час.

МАЗ-7907 активно испытывали до 1987 года, причем тесты шли как в Минске, так и в Тверской области, куда машину везли по железной дороге в разобранном виде. Но в стране уже вовсю бушевала перестройка, затем Союз развалился, "холодная война" закончилась – и белорусский многоосник вместе с ракетами  стали никому не нужны.


Так сложилось, что сегодня российские ракетные комплексы "Тополь-М" и "Ярс" тоже ездят на белорусских колесах. Точнее – на транспортере МЗКТ-79221 Минского завода колесных тягачей. Ракетоносец с колесной формулой 16х16 имеет длину больше 22 м, весит 44 т и берет на себе еще 80 т. Движет все это многоосное хозяйство 12-цилиндровый 800-сильный дизель ЯМЗ в паре с автоматом. Максимальная скорость – 45 км/час. Но в недрах "КамАЗа", кстати, уже зреет замена минским МЗКТ, названная "Платформа О".    

Правда, несколько лет спустя с него стряхнули пыль: летом 1996 года один из собранных МАЗ-7907 перевозил на себе 88-тонный теплоход длиной 40 метров, который был успешно доставлен за 250 км с реки Березина на озеро Нарочь. Правда, при разгрузке машину подтопили, из-за чего на обратном пути у минского гиганта отказали тяговые электромоторы, и его пришлось тащить на буксире. В 2006 году из двух МАЗ-7907, стоявших на заводском полигоне, собрали один, который ждет реставрации и своего места в музее автозавода. 



№ 5   МАЗ-7904

Год постройки: 1983

Конечно, 12-осный МАЗ-7907 способен впечатлить любого, но у него был еще более эффектный брат-предшественник – экспериментальное колесное шасси МАЗ-7904 с колесной формулой 12х12. Единственный опытный образец собрали в 1983 году, но до сих пор до конца неясно, для чего именно проектировался сей громадный механизм. По одной версии, его тоже строили под ракету "Молодец". По другой – для сбора по казахстанским степям отработавших блоков первой ступени ракеты "Энергия". По третьей гипотезе, МАЗ-7904 делали под программу "Энергия-Буран" для перевозки блоков ракетной системы на сборку.


МАЗ-7904 опирался на огромные японские покрышки Bridgestone внешним диаметром под 3 метра, для закупки которых, говорят, даже была проведена специальная тайная операция!

В любом случае, какой бы ни была причина создания МАЗ-7904, его размеры и характеристики до сих пор поражают! Махина собственной массой 140 тонн и габаритами 32,2х6,8х3,45 метра обладала грузоподъемностью в 220 тонн – почти в полтора раза больше собственного веса! В движение исполина приводил корабельный дизельный мотор V12 объемом 42 л и мощностью в 1500 л.с. Он крутил колеса через две 4-ступенчатые гидромеханические коробки и ступичные планетарные редукторы. На борту был и второй двигатель – 8-цилиндровый 330-сильный турбодизель ЯМЗ-238 работал как привод гидронасоса руля, компрессора тормозной системы и других вспомогательных агрегатов.

МАЗ-7904 был одним из главных секретов советского автопрома. Его даже  обкатывали и испытывали ночью, сверяясь с графиком пролета шпионских спутников – чтобы не засекли! В начале 1984 года транспортер доставили для испытаний на Байконур. И после нескольких тысяч тестовых километров по казахстанским степям стало ясно – МАЗ-7904 с грузом слишком неповоротлив (радиус разворота составлял 50 м) и тяжел, и из-за огромных осевых нагрузок (по 60 тонн на ось) элементарно тонет на слабых грунтах.


Сегодня в России многоосные грузовики фактически делает только Брянский автозавод. На фото - гражданская модель-флагман БЗКТ-69099 с колесной формулой 12х12, оснащенная 470-сильным дизелем ЯМЗ и способная взять на себя 40 т груза.

В результате проект 7904 прикрыли и создали ему на замену более легкий и маневренный 12-осник 7907. А что же стало с тем самым единственным МАЗ-7904? Увы, машина, которая могла бы украсить любой автомобильный музей, так и сгинула на Байконуре. В начале 90-х космодром и стоявший на его территории транспортером перешли в собственность Казахстана. В 2004 году машину списали, а в 2010 году, по официальной информации от "Роскосмоса", на которую ссылаются "Автоитоги.ру", МАЗ-7904 и вовсе утилизировали. 


 
Источник:  http://auto.vesti.ru/


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 1

0  
MrWhoTheBoss 09.10.2015 11:33 [Материал]
surprised прочёл и ничего, кроме восхищения эта статья не вызывает!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

ТОП Новостей
Материалов за сегодня нет.
Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Синдром взрывающейся головы: ученые проанализировали странный феномен сна
О, благодарю за статью! Не знала, что есть описание этого. Обычно в голове словно металлом о металл (от Аали)
Миром правит Люцифер
Обратная рекурсия. На деле все наоборот. Во имя кого убивали на войнах две тысячи лет? Во  имя кого (от Аали)
Миром правит Люцифер
БСК (для тех, кто не в курсе: Бред Сивой Кобылы), хотя что-то в этом есть, а именно: Недоказуемость. (от AntiK)