/ Новости сайта / Космос / Астрономы нашли слившиеся в смертельном "поцелуе" звезды
21.10.2015

Астрономы нашли слившиеся в смертельном "поцелуе" звезды

Астрономы из Европейской южной обсерватории нашли в соседней галактики крайне необычную пару звезд, которые фактически касаются друг друга и которых, по всей видимости, ожидает превращение в редчайшую пару из двух черных дыр или в гигантскую мегазвезду с огромной скоростью вращения.

Европейские ученые обнаружили в соседней галактике крайне необычную пару из двух крупных звезд, которые касаются друг друга и между которыми начался обмен материей, что в конечном итоге приведет к их взрыву и превращению в черные дыры, сообщает Европейская южная обсерватория.

"Если звезды достаточно хорошо "перемешаются", то возможно, что они не "распухнут" и система VFTS 352 избежит слияния и превращения в гигантскую мегазвезду. Это переведет данные светила на новый путь эволюции, который абсолютно не характерен для нормальных звезд. Половинки VFTS 352 превратятся в пару черных дыр, которые будут излучать сильнейшие гравитационные волны", — заявила Селма де Минк (Selma de Mink) из университета Амстердама (Нидерланды).

Де Минк и ее коллеги открыли эту пару светил, наблюдая при помощи телескопа VLT, установленного на высокогорном чилийском плато Чахнантор, за так называемой туманностью Тарантула – крупнейшим в окружающей Вселенной регионом звездообразования.

Эта туманность, расположенная не в нашей Галактике, а в ее спутнике – Большом Магеллановом Облаке, является домом для целого выводка крайне необычных и крупных светил. К примеру, недавно открытая звезда VFTS 102 вращается вокруг себя со скоростью в два миллиона километра в час, ее "кузен" VFTS 682 в три миллиона раз ярче, чем Солнце, а их сосед R136a1 обладает рекордно высокой массой – он в 256 раз тяжелее нашего светила.

Как рассказывают ученые, еще одной диковинкой из коллекции редкостей в туманности Тарантула стала звезда, получившая шифр VFTS 352. Она является крупнейшим представителем класса так называемых тесных двойных систем – "семей" из двух звезд, которые расположены так близко друг к другу, что они касаются друг друга.

Благодаря тому, что их гравитационные "сферы влияния" накладываются друг на друга, между половинками VFTS 352 проходит интенсивный обмен материей, и сегодня примерно треть от массы каждой звезды системы является "общей" для них.

Сейчас расстояние между центрами светил составляет всего 12 миллионов километров, что равно четверти дистанции между Солнцем и Меркурием. Это очень "тесный" показатель, учитывая  огромные размеры и массу половинок VFTS 352 – каждая звезда примерно в 28,5 раз тяжелее Солнца, и в сотни тысяч раз ярче его.

Подобный "поцелуй" и обмен материей, как объясняет де Минк и ее коллеги, обрекает VFTS 352 на катастрофическое будущее – эти звезды или сольются, образовав единую "суперзвезду", чье существование завершится в виде мощнейшей гамма-вспышки, или же они быстро превратятся в сверхновые, взорвутся и станут черными дырами.

Первый сценарий, по словам ученых, более вероятен – сегодня астрофизики считают, что примерно таким образом возникают супергиганты вроде R136a1, чья масса превышает все возможные пределы для формирования "нормальных" звезд. Вторую гипотезу, как признают астрофизики, пока нельзя проверить, так как ученым еще не удалось создать прибор, который бы позволил следить за тем, насколько хорошо перемешивается  материя таких "целующихся" светил.

Источник:  http://ria.ru/