/ Новости сайта / Космос / МКС - обитаемый остров в космосе
02.11.2015

МКС - обитаемый остров в космосе

Обитаемая история самого большого объекта, созданного землянами на орбите планеты, началась 15 лет назад. Утром 2 ноября 2000 года к "Звезде" — первому стыковочному модулю международной станции причалил корабль "Союз" и на МКС "вплыли" первые поселенцы: космонавты Сергей Крикалев, Юрий Гидзенко и астронавт Уильям Шепард. Их главной задачей было обустройство быта и подготовка будущего орбитального дома к приему долговременных экспедиций. С тех пор на МКС побывали свыше 200 космонавтов и астронавтов из разных стран, а сама станция разрослась до 13 модулей.

Эта рукотворная "звезда", размером больше футбольного поля, заметна невооруженным глазом. Она плывет в ночном небе по орбите Земли, с запада на восток, со скоростью 8 километров в секунду. МКС — самый крупный объект на орбите, созданный человеком. Космонавты шутят – станция первое, что увидят инопланетяне, подлетающие к Земле. "Они поймут, и по внешней форме, и по размерам, что это рукотворная станция, и что ее сделали, действительно, разумные существа, то есть, мы, люди", — говорит летчик-космонавт Максим Сураев.

Обитаемая история рукотворной "звезды" началась 2 ноября 2000 года, 15 лет назад. Тогда космический корабль "Союз" доставил на МКС, состоявшую тогда из трех модулей, первых поселенцев. Экипаж в составе американского астронавта Уильяма Шеппарда и российских космонавтов Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева, прилетел на необитаемую станцию, чтобы "вдохнуть в нее жизнь". "В 2000 году мы полетели туда обживать эту станцию, но, тем не менее, системы жизнедеятельности там еще не работали, и программа полета была построена таким образом, как обычно она строится – основная программа и резервы", — вспоминает Сергей Крикалев.

Так, в ноябре 2000-го Международная космическая станция начала работу в пилотируемом режиме. Сегодня в проекте участвует 15 стран мира. МКС совершила почти сто тысяч оборотов вокруг Земли. Пройденное расстояние более четырех миллиардов километров. Сегодня станция весит 420 тонн, ее жилая площадь – почти тысяча кубических метров. На станции побывало 44 долговременные экспедиции. МКС посетили 7 космических туристов. За 15 лет работы МКС космонавты и астронавты совершили более 100 выходов в открытый космос.

Сегодня МКС – уникальный полигон для сотен научных экспериментов. Многие из технологий, без которых нельзя представить современную жизнь, впервые опробованы здесь, на орбите: тефлон и фильтры для воды, новые вакцины и лекарства. Например, только в условиях невесомости можно вырастить кристаллы белка, необходимые для создания особо чистых лекарств. С МКС космонавты ведут ежедневный мониторинг нашей планеты. Во время эксперимента "Байкал" космонавты разгадали тайны загадочных кругов на льду озера. Причиной оказался газ метан, который поднимался со дна озера.

Еще один захватывающий эксперимент – "Молния-гамма" позволит ученым раскрыть тайны атмосферных грозовых разрядов. "Это так называемые грозовые разряды, вот типа эльфы, джеты, спрайты. Когда мы начали делать хорошую аппаратуру, мы увидели, что молния разряжается не только на землю, как это мы обычно всегда видим, и как это говорила обычная физика, ну, такая, тривиальная. Оказывается, разряды идут в космос", — говорит летчик-космонавт Павел Виноградов.

МКС – орбитальная площадка не только для исследований. Обитатели станции активно участвуют в главных событиях жизни планеты. Одно из самых ярких – Олег Котов и Сергей Рязанский выносят сочинской факел Олимпиады в открытый космос. Земляне, кому повезло увидеть планету с высоты МКС, отмечают – в космосе открываются творческие способности. Канадский астронавт Крис Хэдфилд открыл в себе таланты композитора и певца.

И почти все космонавты открывают в себе дар фотохудожников. "Когда время позволяет, я стараюсь запечатлеть красоту нашей земли на фотоаппарат. Я думаю, что когда мы будем строить новую станцию, нам надо обязательно делать больше иллюминаторов, нам очень не хватает переднего, носового, иллюминатора, что бы смотреть вперед, на перспективу", — размышляет летчик-космонавт Олег Артемьев.

После 10-часовой рабочей вахты у космонавтов и астронавтов остаются силы, чтобы немного отвлечься от орбитальных будней. Подобно маленькой звездной труппе, они разыгрывают в невесомости небольшое представление. Тем более, психологи Центра подготовки космонавтов рекомендуют экипажам устраивать такой час психологической разгрузки. Это сплачивает космонавтов и астронавтов, позволяет легче переносить длительные экспедиции на орбите.

"Ты влетаешь в станцию, она, во-первых, большая. Во-вторых, там тепло, горячая еда. И ты понимаешь, что все, ты прилетел, вот он, твой дом на ближайшие полгода, — говорит летчик-космонавт Сергей Волков. — И, конечно, вот эти все эмоции, которые мы видим на экранах – это всегда искренние эмоции, все всегда рады друг друга видеть", — Сергей Волков. Сегодня Сергей Волков уже третий раз на МКС. Будто снова у себя дома. В феврале следующего года запланирован его выход в открытый космос вместе космонавтом Юрием Маленченко. Как отмечают космонавты и астронавты, только оказавшись снаружи МКС, можно оценить масштабы рукотворного творения землян.

"Особого желания быстрее закрыть люк и уйти из красивого открытого пространства – не было. Я с удовольствием находился на выходном устройстве и ждал команды командира и команды Земли, когда уже можно будет войти в люк и старался не терять последние мгновения, чтобы полюбоваться нашей красивой станцией и очень красивой Землей", — отмечает летчик-космонавт Сергей Рязанский.

Вскоре МКС станет еще больше. К российскому модулю "Звезда" будет пристыкован 25-тонный многофункциональный лабораторный модуль "Наука". Кроме научных задач, новый российский модуль станет и причалом для российских "Прогрессов" и "Союзов". Впервые лабораторный модуль будет сферической формы. В декабре на орбиту отправится корабль "Союз" с новым экипажем – Юрий Маленченко, астронавт НАСА Тимоти Копра и Тимоти Пик из Великобритании. Жизнь на обитаемом острове в океане космоса продолжается. Международная космическая станция будет работать еще 10 лет.