/ Новости сайта / Космос / Растут шансы того, что у ближайшей звезды есть пригодная для жизни планета
01.02.2016

Растут шансы того, что у ближайшей звезды есть пригодная для жизни планета

Две недели назад стало известно, что ближайшая к нам звезда, удаленная от Земли на 31 триллион километров, стала целью программы Pale red dot (Маленькая красная точка). В последнее время появились намёки на то, что наличие землеподобной планеты в этой системе уже почти достоверно установлено.

Программа Pale red dot отличается удивительной открытостью. В твиттере проекта её участники почти каждый день делятся подробностями реализации проекта.

Так сообщается, что 20 января получен первый спектр звезды на спектрографе HARPS при идеальных погодных условиях. Второй спектр в эту же ночь оказался даже лучше первого, SNR=96.5 против 65.3 на длине волны 650 нанометров. Затем наступила двухдневная пауза по причине технических проблем. Третий спектр был получен 23 января. При этом сообщается, что планируется получить ещё 57 таких спектров. 24 января были опубликованы даже сами измерения лучевой скорости звезды, полученные из оперативного анализа спектров:

Как видно из графика точность измерений лучевой скорости звезды составила около одного метра в секунду.

24 января возможность наблюдения звезды была потеряна из-за облаков. Но уже к 28 января общее число полученных спектров выросло до 7.

Сегодня (31 января) общее число полученных спектров достигло 10. Это пока лишь 1/6 от их планируемого количества.

В комментариях к прошлой заметке мои читатели со мной уже прикидывали шансы на успех данной программы Pale red dot. Несмотря на то, что обнаружение землеподобной планеты в зоне жизни у позднего красного карлика является достаточно легкой задачей (период обращения такой планеты оценивается между 3.6 и 13.8 сутками) шансы на успех достаточно низки. Дело в том, что из данных космического телескопа Кеплер выходит, что вероятность наличия такой планеты у красных карликов составляет от 16% до 42%.

Однако то, как подробно европейские астрономы освещают проект по поиску планеты у ближайшей звезды, заставляет предположить, что участники проекта уже мало сомневаются в наличие там подобной планеты. И данный проект не более, чем красивое околонаучное шоу к юбилею 20-летия открытия первой экзопланеты у обычной звезды (51 Пегаса b). Ещё большую уверенность в этом укрепляется после того, как участники форума Extrasolar Visions II обнаружили интересную деталь в публикации четырехлетней давности:

Concerning possible signals, the HARPS-TERRA RVs periodogram show a very marginal peak at 5.6 days that is also barely visible in the CCF values when the outlying RV measurement is removed. So, unfortunately, no promising signals are yet detected on Proxima Cen

Эта цитата означает, что при переанализе (программа TERRA) всего 27 спектров сверхточного спектрографа HARPS, полученных между 2004 и 2009 годом, был обнаружен очень слабый сигнал с периодом 5.6 суток. Этот сигнал, как раз попадает в зону жизни (между 3.6 и 13.8 сутками).

Конечно, неизвестно насколько этот сигнал является реальным, однако анализ базы данных ESO по ближайшей звезде показывает, что после 2009 года интенсивность наблюдений этой звезды спектрографом HARPS резко выросла:

2010 – 10 спектров
  2011 – 12 спектров
  2012 – 0 спектров
  2013 – 189 спектров
  2014 – 44 спектров
  2015 – 0 спектров

Итого, после той публикации было получено дополнительно 255 спектров, что почти в 10 раза больше количества спектров, по которым был обнаружен 5.6-суточный сигнал.

Несомненно, если данный сигнал принадлежит планете, то её масса должна быть приблизительно равна массе нашей планеты, так как более массивные планеты в зоне жизни уже исключены прошлыми публикациями по этой звезде:

Вверху нижние пределы на планеты от спектрографа HARPS (2011 год) на основе 32 спектров. Источник. Внизу нижние пределы на планеты от спектрографа UVES (2008 год) на основе 229 спектров. Источник. На каждом графике есть тонкая черная горизонтальная линия, означающая минимальную массу в 1 массу Земли. Также на обеих схемах вертикальными линиями обозначена зона жизни.

Кроме того важно отметить, что эти пределы говорят лишь о минимальной массе планеты, так как угол наклонения возможной планеты неизвестен. Тем не менее, уже сейчас можно почти исключить наличие в зоне жизни землеподобной транзитной планеты, так как её поиски на телескопах TRAPPIST и MOST, по-видимому, были неуспешными (хотя публикаций по этому поводу до сих пор нет).

Так или иначе, уже к концу этого года мы уже точно должны узнать есть ли там землеподобная планета или нет. Дело в том, что сами авторы проекта Pale red dot отмечают, что к концу года все собранные данные должны стать общедоступными.

Конечно, даже в случае открытия землеподобной планеты в зоне жизни Проксимы Центавры возникнут серьезные сомнения в её пригодности для жизни. Дело в том, что данная звезда является вспышечной. Эти вспышки прекрасно видны, к примеру, в фотометрии телескопа TRAPPIST с целью поиска потенциально обитаемой планеты:

Хотя конечно есть и оптимистичные научные исследования по этому поводу. Так в исследовании 2010 года рассматривается одна из самых мощных вспышек наблюдаемых на красных карликах. В результате авторы приходят к выводу, что даже такая вспышка не способна спровоцировать критические повреждения для жизни на обитаемой планете у красного карлика.

В другой публикации того же 2010 года рассматривается атмосферная динамика такой планеты. Дело в том, что из-за тесной орбиты аналог Земли у красного карлика будет всегда повернут к звезде одной и той же стороной. В итоге авторы пришли к выводу, что за счет атмосферной циркуляции даже на ночной стороне планеты её температура не будет опускаться ниже 240 Кельвинов, что предотвратит вымерзание атмосферы планеты. В связи с этим на такой планете должны существовать благоприятные условия для жизни вблизи границы вечного дня и ночи.

Так или иначе, уже в ближайшем будущем мы должны узнать, насколько фантастичен сценарий наиболее кассового фильма в истории кино: "Аватар”: