/ Новости сайта / Тайны истории / Сихотэ-Алинский метеорит упал в приморской тайге 69 лет назад
13.02.2016

Сихотэ-Алинский метеорит упал в приморской тайге 69 лет назад

Оценка: 5.0    4852 0 Тайны истории
В безоблачное утро 12 февраля 1947 года над советским Приморьем с севера на юг стремительно пронесся ослепительно яркий огненный шар—болид. По дороге к месту встречи с Землей он рассыпался на сотни тысяч обломков и выпал каменным дождем в тайге на западных отрогах Сихотэ-Алиня. Как выяснится позже, на Красноармейский район Приморьz рухнул один из самых больших в мировой истории метеоритов, получивший имя Сихотэ-Алинский. В 69-ю годовщину со дня явления, прославившего Приморье на весь мир.

В безоблачное утро 12 февраля 1947 года над советским Приморьем с севера на юг стремительно пронесся ослепительно яркий огненный шар—болид. По дороге к месту встречи с Землей он рассыпался на сотни тысяч обломков и выпал каменным дождем в тайге на западных отрогах Сихотэ-Алиня. Как выяснится позже, на Красноармейский район Приморьz рухнул один из самых больших в мировой истории метеоритов, получивший имя Сихотэ-Алинский. В 69-ю годовщину со дня явления, прославившего Приморье на весь мир, РИА PrimaMedia вспоминает как это было и что стало с космическим пришельцем после его приземления.

С неба звездочка упала

Падение метеорита не осталось незамеченным в селениях, над которыми он стремительно пронесся. В селах и деревнях распахнулись двери домов, полетели со звоном осколки оконных стекол, посыпалась с потолка штукатурка. Неподалеку от места падения, в селе Бейцухе (ныне — Метеоритное), несколько секунд стоял неимоверный грохот. След в виде широкой полосы клубящегося дыма еще долго висел в безоблачном небе.

Репродукция картины дальнереченского художника П.И. Медведева, очевидца этого уникального природного явления на марке Почты СССР, выпущенной к 10-летию события

Фото: фото с сайта www.meteorites.ru

Вот как описывал произошедшее один из очевидцев события Корней Швец американскому журналисту Р.Галланту, что впоследствии вошло в статью последнего "Возвращение к Сихотэ-Алиню”, которая была напечатана в американском журнале "Метеориты” в 1996 году.

"Я видел синее пламя, сверкающее в небе поскольку метеорит горел, и был виден огонь вслед за основным телом. Окна пекарни, где я работал с моей матерью и братом, задрожали. Дверца печи распахнулась, и несколько горячих древесных углей выпало на пол. Тогда мне было только 17 лет и я сильно испугался. Мы подумали, что это был взрыв американской атомной бомбы поскольку это произошло вскоре после того, как американцы сбросили бомбу на Хиросиму", — рассказывал Корней Швец.

Широкая общественность узнала о падении метеорита в Приморье уже через пять дней.

"…Жители таёжного Красноармейского района 12 февраля — явились свидетелями весьма редкого явления. В 10 часов утра на небосводе был замечен гигантский пылающий метеорит, пронесшийся с огромной скоростью в направлении отрогов Сихотэ-Алинского хребта. Падение метеорита сопровождалось громовым шумом, вызвавшим сотрясение воздуха, от которого в окнах многих зданий разбились стекла, разрушались трубы, как в сильную бурю качались деревья. В ряде мест огромные дубы и кедры были вырваны с корнями. При падении метеорит оставил за собой густой дымный след коричнево-красного цвета, державшийся в воздухе длительное время. Были слышны взрывы. Установить место падения метеорита пока не удалось...",

— писала газета "Вечерняя Москва" 17 февраля 1947 года.

На самом деле к этому времени место падения метеорита уже было установлено, но в прессе об этом могли просто не знать.

Место приземления болида еще 14 февраля случайно заметили с воздуха летчики П.Я.Фарциков и А.И. Агеев, выполнявшие плановый полет из Улунги в Хабаровск. По прибытии в Хабаровск они сообщили о своих наблюдениях в геологическое управление, которое немедленно организовало экспедицию для предварительного исследования места падения.

В состав экспедиции входили геологи В.А. Ярмолюк, Г.Т. Татаринов и В.В. Онихимовский. 21 февраля экспедиция вылетела из Хабаровска и 24 февраля после двухдневного тяжелого перехода по тайге геологи добрались до мести падения. Часом позже место падения достиг владивостокский геолог Ф.К. Шипулин с двумя местными охотниками, который предпринял самостоятельные поиски, руководствуясь показаниями очевидцев о направлении полета болида. Увиденное обескуражило их.

Дальневосточные геологи Ф.К.Шипулин, Л Т. Татаринов, В.А.Ярмолюк и В.В. Онихимовский (слева направо) исследуют кратерные воронки. Конец февраля 1947 года

Фото: фото с сайта www.meteorites.ru

"В месте падения тайга была опустошена, — описывали увиденное геологи. — Многие деревья были разбиты, их вершины срублены. Обломки древесных стволов висели на кронах уцелевших деревьев. Снег был уплотнен, и образовавшийся плотный наст свободно выдерживал человека. Среди этого хаоса зияли кратеры и воронки. Огромные кедры, поваленные с корнями, лежали радиально вокруг кратеров".

Один из кратеров, образовавшихся при падении Сихотэ-Алинского метеорита. Картина художника Н.А.Кравченко (1948)

Фото: фото с сайта www.meteorites.ru

О происшествии незамедлительно сообщили в Москву. Телеграммы были отправлены из Красноармейского райкома КПСС и Дальневосточного геологического управления. В район падения была направлена специальная экспедиция, которая к концу апреля достигла места проведения работ. Возглавил экспедицию академик В.Г.Фесенков. В помощь экспедиции Приморским военным округом было выделено подразделение саперов. Экспедиция провела детальное обследование места падения, опросила очевидцев, выполнила теодолитную съемку местности и собрала несколько тонн индивидуальных экземпляров и фрагментов метеоритного дождя.

Обоз первой экспедиции Комитета по метеоритам на пути к месту падения Сихотэ-Алинского метеорита. Апрель 1947 года

Фото: фото с сайта www.meteorites.ru

Но главное состоит в том, что эта экспедиция положила начало многолетним последующим исследованиям Сихотэ-Алинского метеоритного дождя.

Астроном Николай Дивари с двумя проводниками на месте падения метеорита

Метеоритный дождь над Сихотэ-Алинем

Итак, что же удалось выяснить ученым о необычном явлении, разразившемся над уссурийской тайгой 12 февраля 1947 года?

В результате множества научных экспедиций было установлено следующее. 12 февраля 1947 года в 10.30 утра железно-никелевая глыба астероида 15-й звездной величины весом от 1,5 до 2 тысяч тонн (по разнящимся данным двух главных исследователей Сихотэ-Алинского метеорита Фесенкова и Цветкова — прим. Ред.) со скоростью от 12,4 до 14 км/с вошла в воздушное пространство Приморского края. За несколько секунд уменьшившись в весе от 70 до 100 тонн на высоте 6 км глыба взорвалась и выпала на землю обильным метеоритным дождем.

Тысячи осколков различных размеров – от нескольких грамм до нескольких тонн — разбросало в тайге на площади около 30 квадратных километров. При падении они раздробили скальные породы, образовав в них воронки, и раскололись на многие тысячи мелких осколков.

Участниками первой экспедиции было обнаружено 112 воронок диаметром от 0,5 до 28 метров. Глубина самой крупной воронки достигала 6 метров.

Различными экспедициями, проходившими в разные годы, было собрано и доставлено в Комитет по метеоритам около 30 тонн метеоритного вещества. Наиболее крупные осколки весили 300-700 кг, а самый большой фрагмент имел вес в 1745 кг. Проведя химический анализ, ученые определили, что Сихотэ-Алинский метеорит состоял на 94% из железа, 5,5% — никеля, 0,38% — из кобальта.

Саперы вытаскивают из кратерной воронки самый большой фрагмент Сихотэ-Алинского метеорита весом 1745 кг. Снимок 1950 года

Фото: фото с сайта www.meteorites.ru

Собранные куски метеорита впоследствии попали в различные комитеты, институты, музеи, на космодром "Байконур". Самый большой фрагмент выставляли в павильоне "Космос" на ВДНХ. Большая часть собранного ученными метеоритного вещества хранится в Комитете по метеоритам. Эти метеориты представляют собой большую научную ценность и являются мировыми уникумами. Таких экспонатов нет ни в одной коллекции мира.

Метеоритное пиратство

Куда же делись оставшиеся как минимум 40, а как максимум — 70 тонн метеоритного вещества, которое, по оценкам ученых, выпало железным дождем на уссурийскую тайгу 12 февраля 1947 года? Ответ оказался прост и даже очевиден. Как только интерес ученых к явлению иссяк на место падения потянулись пираты — те, кто не прочь был поживиться буквально упавшим с неба добром.

Один из охотников за метеоритным веществом в воронке на месте падения

Фото: фото с сайта www.meteorites.ru

Первые случаи добычи метеоритов не ради научных целей были зафиксированы еще в 50-х годах, но о никакой массовости тогда не шло и речи. Настоящая охота за космическими экспонатами началась после перестройки достигла своего апогея к началу нулевых. Кто ей занимался? И зачем?

Во-первых, местные жители, оставленные в лихие 90-е без средств к существованию. Когда годами не выплачивалась зарплата, а недалеко в тайге лежал востребованный на мировом рынке валютоемкий товар, крупицы метеоритного дождя стали привлекать все большее число охотников за ними. Народ на своих находках, которые растекались не только по стране, но и по ближнему и дальнему зарубежью, делал бизнес. Стоит ли говорить, что присвоенный этим местам в 70-х годах статус памятника природы мало кого останавливал. Точнее, практически никого.

По имеющимся свидетельствам, за грамм космической породы в те времена можно было выручить от 3 до 5 долларов. Если одним останки космического пришельца помогали просто как-то выжить в непростое время, то иные сколотили на перепродаже его фрагментов большое состояние. Скупка и перепродажа элементов космического тела заграницу была поставлена на широкие рельсы.

Покоящиеся в земле "капли" железного метеоритного дождя в тайге искали толпы мужчин, вооруженных войсковыми металлоискателями. Не брезговали подзаработать на космическом материале и многочисленные ученые со всей страны.

"Научные споры были вытеснены меркантильным, иначе это не назовешь, взглядом на космическое железо. Возникший в начале восьмидесятых годов ажиотаж сравнимым, разве что, с золотой лихорадкой, описанной в романах Брет Гарта. Нищая наука не смогла устоять перед соблазном легкой наживы. Найти кусок Сихотэ-Алинского метеорита, при наличии хорошей карты, а затем продать его заморскому бизнесмену, наверное, проще, чем заниматься "никому не нужными" исследованиями. С одной стороны, на волне гражданских свобод, а с другой, на фоне откровенной нищеты, произошла метаморфоза – ученые исследователи стали учеными пиратами, грабящими уникальнейший памятник природы. За каких-то десять неполных постперестроечных лет, памятник природы был очищен от метеоритного железа определяющего его природную неповторимость и научную ценность",

— с горечью писал в своем докладе к 55-летию падения метеорита геолог, экс-директор национального парка "Удэгейская легенда" Федор Крониковский.

Сколько тонн было собрано и растащено по частным коллекциям и для продажи любителям экзотики и иностранцам, история умалчивает.

Существующие оценки добытого таежными пиратами космического железа сильно разнятся. По оценкам одних, по состоянию на конец 90-х с места падения было вытащено от 10 до 15 тонн метеоритных кусков. Другие же считают, что к началу нового века пираты выгребли все, что не забрали ученые, то есть как минимум 40 тонн.

— Сейчас место падения Сихотэ-Алинского метеоритного дождя уже не привлекает ни ловцов метеоритного железа, ни любителей природы, поскольку развороченные и перелопаченные кратеры и воронки, больше похожи на техногенные отвалы горняков, брошенные ими на многочисленных отработанных месторождениях Сибири и Дальнего Востока, — говорит Федор Крониковский.

Несмотря на прекращение добычи торговля фрагментами метеорита идет и по сей день, о чем красноречиво свидетельствует множество объявлений в интернете. Поисковый запрос перенаправляет на десятки сайтов, где продаются и обмениваются метеоритами. "Возьмите себе домой кусочек Марса", "Подарите любимой настоящую упавшую звезду", — гласят баннеры на этих сайтах. Цены на осколки разных болидов разнятся. К примеру, осколок Сихотэ-Алинского метеорта весом около 200 грамм в среднем стоит от 200 до 300 долларов, то есть по 1-1,5 доллара за грамм.

Несколько фактов о Сихотэ-Алинском метеорите:

• Сихотэ-Алинский метеорит стал первым в истории космическим телом, падение которого на Землю удалось запечатлеть человеку. Волею случая свидетелем полета огненного болида над Приморьем стал местный художник П.Медведев, который в этот самый момент вышел на улицу рисовать зимний пейзаж. Увиденное произвело на него такое впечатление, что по горячим следам им была написана картина, которая стала первым визуальным свидетельством случившегося. Творение Медведева впоследствии было неоднократно воспроизведено во многих книгах и журналах, став официальной иллюстрацией этого природного явления. Увековеченное Медведевым явление появилось на почтовой марке и конверте, посвященным метеориту.
  • Падение метеорита несколько подправило географическую карту Приморья. Поселок Бейцухе, около которого произошел метеоритный дождь в 1972 году был переименован в Метеоритный. Соответствующие названия также получили два ручья непосредственно в районе падения — Малый и Большой Метеоритный, а самая высокая сопка в районе названа именем Л.А. Кулика — первого ученого секретаря Комитета по метеоритам Академии наук СССР.
  • Сихотэ-Алинский метеорит входит в десятку крупнейших метеоритов, когда либо достигавших Земли за всю историю исследований. Кроме того, он считается одним из самых дорогих на рынке.
  • Метеорит, упавший в Приморье в 1947 году, является одним из наиболее изученных подобных объектов. О нем написано, по крайней мере, три монографии, и сотни научных статей.
  • Большинство крупных музеев мира имеют в своих коллекциях образцы Сихотэ-Алинского метеорита.
  • Сихотэ-Алинский метеорит является вторым по счету небесным телом, упавшим на Приморье в XX веке. Первым считается так называемый Богуславский метеорит, упавший в районе сел Богуславка, Гродеково и Новожатково 5 октября 1916 года. Самые большие осколки этого болида были обнаружены в окрестностях Богуславки: 12 пудов 5 фунтов (194 кг 200 г) и 3 пуда 22 фунта (47 кг 680 г), которые оставили после своего падения воронки от 2 до 1,5 м глубиной. В ноябре 1916 года эти находки были отправлены в Санкт-Петербург в Императорскую академию наук.

Источник:  http://primamedia.ru