Опыт и знания влияют на то, как люди видят различные предметы
Используя арабский алфавита в качестве системы оценок, исследователи Университета Джона Хопкинса изучали, как эксперты в области языка и незнающие его люди визуально воспринимали различные буквы, и обнаружили явные свидетельства того, что визуальная обработка информации зависит от прежнего опыта. Их результаты представлены онлайн в Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance.
«Можно было бы предположить, что у нас имеется базовый механизм визуализации и что люди способны отмечать характерные особенности разных букв, даже не зная языка. Но это не так, — сказала руководитель исследования профессор кафедры когнитивных наук Бренда Рапп. — То, что вы знаете, влияет на то, какими вы видите вещи».
Под её руководством группа учёных исследовала 25 специалистов по арабскому языку и 25 человек, которые не знали языка. Участникам эксперимента показывали 2 тысячи пар букв – по одной паре букв за один раз — и просили их определить, являются ли буквы одинаковыми или разными. Оценивалась точность и быстрота ответов.
Новички оказались быстрее в определении различий между буквами, в то время как эксперты давали более точные ответы. Но чем больше различий имели буквы, тем медленней была реакция у неспециалистов. У знатоков языка всё было наоборот — чем больше линий, завитков и загогулин имели буквы, тем лучше они справлялись с задачей.
Учёные также проанализировали результаты с помощью иерархической кластеризации, чтобы определить, какие буквы казались схожими неспециалистам, а какие – экспертам. Пары букв, которые сбивали с толку людей, не владеющих арабским, как правило, отличались от тех, в которых путались специалисты. Знатоки были склонны воспользоваться невизуальной информацией о буквах, которой они владели, как например, их названия, как они пишутся или как произносятся.
«Когда вы научились читать алфавит, что изменилось? Видит ли ваша зрительная система то же самое, что видит новичок? Мы считаем, нет, — сказал исследователь Роберт Уайли. –Знатоки считают простыми вещи, которые кажутся неспециалистам очень сложными».
Полученные выводы касаются не только букв, но и всего остального, что видят люди.
«То, что мы обнаружили, характерно и для любого другого объекта – будь-то автомобили, птицы, лица. Опыт имеет значение. Он изменяет восприятие вещей», — сказал Уайли.Комментарии 3
0
Dasha
13.03.2016 09:40
[Материал]
А работа значительно глубже, чем кажется. Очень интересно!
И тема, актуальнее не придумаешь! Вот бы исследования по ней провести. Восприятие формирует мотивацию реакции! Мое мнение: большая Часть СМИ-враги России( они очень грамотно формируют восприятие материала и реакцию людей на него). Логичен вопрос: кто платит за это? Второй вопрос: кто и по какому заказу делает учебники в школы( наше поколение хотят сделать даунами). Третий вопрос: кто Руководит наукой историей? ( реально этот человек ненавидит Россию, гляньте учебник истории за 6-й класс, например. |
0
xielf
09.03.2016 19:04
[Материал]
Это да. Сегодня пересматриваю мультики, которые смотрел в детстве. Вроде один и тот же мультик, та же озвучка, те же картинки. Но, кажется будто он не тот, чего-то не хватает, чего-то важного. Долго пересматривал, пытался понять, в чём же отличие, что не так. И понимаю, что 15 лет назад видел их совсем по-другому. Тогда все персонажи были настоящими, живыми и сознательными, а сейчас это лишь пиксели на экране и голоса актёров за кадром.
В одних случаях это хорошо, когда ты с опытом и знанием начинаешь видеть истинную картину мира. Но бывает, что эти опыт и знания являются ложными, и от истины ты становишься ещё дальше. |