Древние египтяне первыми получили синий цвет
Синий цвет, очень редко встречающийся в природе, стал последним цветом, который появился в человеческом языке. Люди его видели, но не знали, что видели именно синий. Исследователи обнаружили, что определение цвета существует только тогда, когда он воспринимается человеком.
Извечный вопрос состоит в том, что язык говорит нам, что мы видим или о чем мы думаем? Когда дело доходит до восприятия цвета культурные нюансы нашего родного языка влияют на наше восприятие цвета и образ мыслей.
На протяжении многих лет ученые изучали происхождение цвета в языке. Изучая окружающие человека цвета, они обнаружили, что синий цвет последним появился в древних языках.
Одним таким ученым был Уильям Эдвард Гладстон, который впоследствии стал премьер-министром Великобритании. В 1858 году он написал книгу «Исследование Гомера и гомеровской эпохи» о Гомере, Одиссее и Илиаде. В последней главе он упомянул о восприятии Гомером цвета. В его романах Гомер пишет о «темно-винном море», не упоминая синий цвет в своих описаниях. Фактически, описаний цветов очень мало, и Гладстон пришел к заключению, что греки, вероятнее всего, были дальтониками.
Лингвист Лазарус Гейгер провел исследование, основанное на заключениях Гладстона. Он обнаружил, что в древних языках, таких как греческий, китайский, японский и иврит, нет ни одного слова о синем цвете. Он также изучал описание цветов в Ветхом Завете, Коране, индийских Ведах, исландских сагах, делая выводы о чувствительности человечества к цвету. Причиной не был дальтонизм. Он предположил, что сначала древний человек различал светлые и темные цвета, черные и белые. Первый цвет, который был найден в описаниях, был красный, потом желтый, зеленый и синий цвет.
«Авторы этих гимнов более десяти тысяч строк посвятили описаниям небес. Едва любой объект описывался настолько часто. Солнце и игра цветов на рассвете, день и ночь, облака и молнии, воздух и весь эфир, все это раскрывается перед нами, снова и снова …, но есть одна вещь, которую никто никогда не узнал бы из этих древних песен…, и это - то, что небо синее», - написал Гейгер о ведических гимнах.
На самом деле, первой древней культурой, упоминающей синий цвет, были древние египтяне, которые первыми научились получать синюю краску.
В 1969 году Брент Берлин и Пол Кей, исследователи из Калифорнийского университета в Беркли, с научной точки зрения подтвердили гипотезу Гейгера.
Совсем недавно, профессор психологии Жюль Давидофф из Лондонского университета провел исследование в племени Химба в Намибии. В их культуре нет четкого определения синего цвета. Зато есть множество слов, характеризующих оттенки зеленого. Когда людям этого племени показали рисунок, состоящий из зеленых прямоугольников и одного синего, они оказались озадачены. Они показывали на синий прямоугольник, но у них не было слов, чтобы описать его.
Давидофф написал, что без слов, характеризующих цвет, без возможности определить, чем конкретный цвет отличается от других, очень трудно передать словами, что он существует. И это при том, что наши глаза физически видят этот цвет.
Сегодня исследования c применением магнитнорезонансной томографии подтверждают, что люди, обрабатывающие цвет при помощи левого полушария мозга, который отвечает за языковые процессы и содержит названия цветов, определяют их очень быстро. Язык формирует наше представление о культуре, в которой мы рождаемся.