Вход / Регистрация
15.11.2024, 13:19
Звенящие камни Пенсильвании
При ударе по скале обычно ожидаешь услышать глухой звук, в крайнем случае щелчок, но никак не звон. Однако звенящие камни существуют в природе: в Парке звенящих скал в Пенсильвании, в округе Бакс, на территории в 128 акров лежат огромные валуны — уникальное природное явление. Если ударить по любому камню молотком, он зазвенит.
Американские поселенцы узнали о камнях от индейцев в 1700-х годах. Этот звон — звук настолько неожиданный, что кажется, будто камни металлические и полые. В течение многих лет странное явление ставит в тупик учёных и геологов. Над камнями было проведено несколько экспериментов, но природа явления так и осталась невыясненной.
Звенящие скалы в округе Бакс имеют различную форму и величину: от похожих на сжатый кулак до огромных неровных глыб весом несколько тонн. У них очень необычный цвет, отличающийся от других скал, которые состоят из того же самого литологического материала, но безмолвствуют.
В целом приблизительно только тридцать процентов скал звенят, но они перемежаются с не звенящими скалами. Те же из них, которые звенят, сверху и по бокам окрашены в необычный красноватый цвет; иногда такой же оттенок встречается и в их нижней части.
Другой особенностью этих скал является то, что они не обнаруживают резко выраженной угловатости, характерной для осколочных пород. Но они и неокруглые, и не овальные, как это бывает с окатанными водой валунами. Все они, как говорят геологи, субангулярные, то есть с множеством хаотически расположенных граней, но без острых краев.
Но самое загадочное у этих скал — небольшие углубления в виде блюдец, либо странные неровные каналы, входные отверстия которых расположены на боковых и нижних поверхностях.
Следует отметить, что звенят не только сами скалы, но и их фрагменты; причем, в комбинациях с другими твердыми породами. Так, куски звенящих скал намертво замуровывали в бетонные стены, но они продолжали звенеть. Более того, подвешенные на проволочном тросе, установленные на бетонном постаменте, зажатые в гигантском токарном патроне — они продолжали воспроизводить свою загадочную мелодию. А вот «молчащие» образцы из тех же скал невозможно ни при каких условиях заставить звенеть.
Любопытно в связи с этим отметить, что в 1890 году некий изобретательный музыкант Дж. Дж. Отт дал концерт в американском штате Пенсильвания. По утверждению одного из слушателей, «чистые, подобные колокольному звону, звуки» инструмента Отта громкостью превосходили аккомпанировавший духовой оркестр. Вроде бы ничего особенного в этом не должно было быть, если бы не одно обстоятельство: Отт играл на... камнях, собранных в звенящих скалах.
Все эти музыкальные свойства звенящих камней, на первый взгляд, вступают в явное противоречие с физическими шконами, определяющие резонансные характеристики привычных для нас музыкальных инструментов. Например, того же колокола.
Размер и форма этих камней, по-видимому, слабо влияют на их звук: обломки глыбы звучат точно так же, как исходный камень, а звук отдельных камней может меняться в некотором диапазоне частот в зависимости от места, по которому ударяют. Но больше всего приводит в недоумение то обстоятельство, что часто один камень способен звенеть, а другой, лежащий и внешне не отличимый от первого, нет.
В 1965 году ученые решили раскрыть эти тайны, используя валуны с того самого поля, что и Отт. Раздробив камни на мелкие кусочки, ученые затем изучили их под микроскопом. После проведенного исследования они пришли к выводу, что звенящие камни приобрели свои свойства вследствие внутренних напряжений, которые возникли в результате их периодического пребывания во влажных и сухих условиях.
Те же камни, которые лежали неподалеку в тени — на краю поля или в окрестных лесах — удерживали больше влаги, в меньшей степени подвергались атмосферным воздействиям и звенеть не могли.
Однако другие ученые с этими выводами не согласились. Они утверждали, что некоторые камни продолжали звенеть лаже после погружения их в пруд или долгого пребывания в сыром погребе. Кроме того, из валунов, находившихся на солнце, звенела лишь третья их часть.
И, тем не менее, несмотря на проведенные исследования, загадка звенящих камней окончательно так и не была разрешена.
Следует иметь в виду, что звучащие камни распространены по всему свету. Так называемые каменные гонги находятся в храмах и домах города Куфоу (Северо-восточный Китай). Звуки колокола издавали также каменные плиты, найденные в Англии, Нигерии и Восточной Африке.
Звучат, словно колокола, и некоторые сталактиты и сталагмиты в испанских и французских пещерах, если по ним ударить. К тому же, они разрисованы фигурками животных и геометрическими орнаментами, и на них видны следы от ударов. Подобные сталактиты найдены также и в пещерах Центральной Америки, где их использовали жрецы народа майя.
Американские поселенцы узнали о камнях от индейцев в 1700-х годах. Этот звон — звук настолько неожиданный, что кажется, будто камни металлические и полые. В течение многих лет странное явление ставит в тупик учёных и геологов. Над камнями было проведено несколько экспериментов, но природа явления так и осталась невыясненной.
Звенящие скалы в округе Бакс имеют различную форму и величину: от похожих на сжатый кулак до огромных неровных глыб весом несколько тонн. У них очень необычный цвет, отличающийся от других скал, которые состоят из того же самого литологического материала, но безмолвствуют.
В целом приблизительно только тридцать процентов скал звенят, но они перемежаются с не звенящими скалами. Те же из них, которые звенят, сверху и по бокам окрашены в необычный красноватый цвет; иногда такой же оттенок встречается и в их нижней части.
Другой особенностью этих скал является то, что они не обнаруживают резко выраженной угловатости, характерной для осколочных пород. Но они и неокруглые, и не овальные, как это бывает с окатанными водой валунами. Все они, как говорят геологи, субангулярные, то есть с множеством хаотически расположенных граней, но без острых краев.
Но самое загадочное у этих скал — небольшие углубления в виде блюдец, либо странные неровные каналы, входные отверстия которых расположены на боковых и нижних поверхностях.
Следует отметить, что звенят не только сами скалы, но и их фрагменты; причем, в комбинациях с другими твердыми породами. Так, куски звенящих скал намертво замуровывали в бетонные стены, но они продолжали звенеть. Более того, подвешенные на проволочном тросе, установленные на бетонном постаменте, зажатые в гигантском токарном патроне — они продолжали воспроизводить свою загадочную мелодию. А вот «молчащие» образцы из тех же скал невозможно ни при каких условиях заставить звенеть.
Любопытно в связи с этим отметить, что в 1890 году некий изобретательный музыкант Дж. Дж. Отт дал концерт в американском штате Пенсильвания. По утверждению одного из слушателей, «чистые, подобные колокольному звону, звуки» инструмента Отта громкостью превосходили аккомпанировавший духовой оркестр. Вроде бы ничего особенного в этом не должно было быть, если бы не одно обстоятельство: Отт играл на... камнях, собранных в звенящих скалах.
Все эти музыкальные свойства звенящих камней, на первый взгляд, вступают в явное противоречие с физическими шконами, определяющие резонансные характеристики привычных для нас музыкальных инструментов. Например, того же колокола.
Размер и форма этих камней, по-видимому, слабо влияют на их звук: обломки глыбы звучат точно так же, как исходный камень, а звук отдельных камней может меняться в некотором диапазоне частот в зависимости от места, по которому ударяют. Но больше всего приводит в недоумение то обстоятельство, что часто один камень способен звенеть, а другой, лежащий и внешне не отличимый от первого, нет.
В 1965 году ученые решили раскрыть эти тайны, используя валуны с того самого поля, что и Отт. Раздробив камни на мелкие кусочки, ученые затем изучили их под микроскопом. После проведенного исследования они пришли к выводу, что звенящие камни приобрели свои свойства вследствие внутренних напряжений, которые возникли в результате их периодического пребывания во влажных и сухих условиях.
Те же камни, которые лежали неподалеку в тени — на краю поля или в окрестных лесах — удерживали больше влаги, в меньшей степени подвергались атмосферным воздействиям и звенеть не могли.
Однако другие ученые с этими выводами не согласились. Они утверждали, что некоторые камни продолжали звенеть лаже после погружения их в пруд или долгого пребывания в сыром погребе. Кроме того, из валунов, находившихся на солнце, звенела лишь третья их часть.
И, тем не менее, несмотря на проведенные исследования, загадка звенящих камней окончательно так и не была разрешена.
Следует иметь в виду, что звучащие камни распространены по всему свету. Так называемые каменные гонги находятся в храмах и домах города Куфоу (Северо-восточный Китай). Звуки колокола издавали также каменные плиты, найденные в Англии, Нигерии и Восточной Африке.
Звучат, словно колокола, и некоторые сталактиты и сталагмиты в испанских и французских пещерах, если по ним ударить. К тому же, они разрисованы фигурками животных и геометрическими орнаментами, и на них видны следы от ударов. Подобные сталактиты найдены также и в пещерах Центральной Америки, где их использовали жрецы народа майя.
 
Комментарии 4
0
Eidos
28.03.2016 17:48
[Материал]
Вот - звенящий камень (Нац. парк Гобустан)
https://www.youtube.com/watch?v=SqFwp85QGOk |