Вход / Регистрация
22.12.2024, 19:09
Тайны затонувшего континента
Между Евразией и Австралией на севере и Южной и Северной Америками на юге расположен Тихий океан — самый большой и глубокий на Земле. Именно здесь, предполагают ученые и мистики, нужно искать древний затонувший континент — Пацифиду.
Остров Пасхи со всех сторон окружен океаном. До Чили, к которому относится территория острова, — 3703 километра, а до Таити — 4500 километров. Остров очень маленький, его площадь — всего 163,6 квадратных километра.
В 1578 году испанский мореплаватель Хуан Фернандес отправился на поиски неведомой Южной Земли. Из-за шторма корабль сбился с курса и прибыл к странному острову, населенному белыми, богато одетыми людьми, совершенно не похожими ни на жителей Перу, ни на обитателей Чили.
Моряки решили, что цель достигнута, и вернулись в Чили, чтобы подготовиться к серьезной экспедиции на неведомую землю. Подготовка держалась в тайне, поэтому, когда Хуан Фернандес внезапно скончался, продолжить его дело никто не смог. На долгие годы загадочная земля была забыта.
В 1687 году английский пират Эдуард Дэвис обнаружил к югу от Чили низкий песчаный берег, а в нескольких десятках километров западнее — длинную полоску суши. Однако на берег пират сходить не стал.
В 1772 году с кораблей эскадры голландского адмирала Якоба Роггевена заметили маленький скалистый островок. Поскольку день был праздничный, Пасха, это имя было дано вновь открытой земле.
Все мореплаватели, похоже, видели разные земли. Но, может быть, все же это был изначально большой участок суши, который постепенно затапливался и изменял свои очертания в течение десятков лет? Возможно, эта земля была ничем иным, как Пацифидой, доживавшей свои последние дни?
Гипотеза о том, что остров Пасха ранее являлся частью обширной суши, на которой проживали представители высокоразвитой цивилизации, имеет ряд косвенных доказательств. Следом погибшей культуры может быть самобытная система письма — до сих пор не расшифрованные иероглифы кохау ронго-ронго.
Множество споров вызывают различные найденные деревянные статуэтки, петроглифы, мелкая пластика в камне и, конечно, знаменитые гигантские каменные скульптуры моаи.
«Во всех домах есть деревянные дещечки или палки, покрытые какими-то иероглифическими знаками. Это фигуры неизвестных на острове животных; туземцы чертят их с помощью острых камней (обсидиан). Каждая фигура имеет свое название; но так как они делают такие дощечки в редких случаях, это заставляет меня думать, что знаки — остатки древнего письма — сохранились у них по обычаю, которому они следуют, не ища в нем смысла».
Кроме того, у островитян есть обряды (например, обряд выбора «человека-птицы»), не практикующиеся больше ни одним тихоокеанским народом.
Полинезийцы именуют остров Пасхи «Рапа-Нуи», то есть «Большой Рапа», в противовес «Рапа-Ити», то есть «Малому Рапа» — острову, расположенному на юго-западе от Пасхи. Британский путешественник Джеймс Кук зафиксировал название «Ваиху», но, скорее всего, этим словом назывался не весь остров, а только его часть.
Аборигены также называли свой остров «Мата-ки-те-Ранги» (Глаз Неба) и «Хити-Аи-Ранги» (Край Неба). Но чаще всего употреблялось название «Те-Пито-о-те-Хенуа», что переводится как «Пуп Земли». Тур Хейердал полагал, что самоназвание острова отражало его истинное положение. Здесь проживал высокоразвитый народ. Именно отсюда культура и научные знания распространялись среди других племен островов Океании.
Так, может быть, и в самом деле на первый взгляд фантастическая теория подтверждается? Неужели крошечный островок был когда-то центром огромного материка, сердцем высокоразвитой древней цивилизации?
Если бы остров Пасхи был частью Пацифиды, ушедшей некогда под воду, память об этом, как и о грандиозной катастрофе, обязательно бы сохранилась в мифах, легендах, преданиях. И такие легенды действительно существуют.
Правда, необходимо оговориться: скорее всего, эти сказания имеют мало общего с древними легендами — в XIX веке на остров напали перуанские работорговцы и вывезли оттуда всех мужчин, чтобы продать в рабство; по требованию правительств Англии и Франции оставшиеся в живых островитяне были возвращены на родину, однако на корабле разразилась эпидемия оспы, и в живых осталось всего 15 человек; они завезли болезнь на остров Пасхи, и вскоре из всего населения осталось лишь 111 человек.
А их, в свою очередь, очень быстро и очень ловко обратили в христианство, так что последние ниточки, связывавшие островитян с их древней культурой, оказались оборванными. Даже древние таблички с письменами были сожжены как «языческие» или надежно спрятаны от посторонних глаз.
Позже к епископу Таити Жоссану попало несколько чудом сохранившихся деревянных табличек. Однако он «не увидел на них письмен, которые бы связывали отдельные понятия между собой». Ничего похожего на «неизвестных на острове животных» там тоже не было.
Жоссан не нашел никаких убедительных доказательств того, что таблички и система письма относились к глубокой древности. Епископ писал:
«Если они и существовали, на что как будто указывает сообщение брата Эйро, можно лишь предполагать, что все они стали жертвой пламени. Сколь прискорбно, что до нас не дошла ни одна из древних дощечек! Те, которые я спас, явно относятся к более позднему времени, и я почти уверен, что они представляют собой лишь остатки письменности былой поры, ведь мы видим на них только то, что есть в природе этого маленького острова».
На сегодняшний день попытки расшифровать письменность острова Пасхи не приносят результатов. По крайней мере, подобного рода исследования не помогают ответить на главный вопрос: был ли остров Пасхи частью большого тихоокеанского континента?
Один из знаков Жоссан трактовал как изображение крысы. Тур Хейердал в том же самом иероглифе увидел животное семейства кошачьих, похожего на ягуара: «Круглая голова со свирепо разинутой пастью, тонкая шея и сильно выгнутое туловище, опирающееся на длинные согнутые ноги». Однако на острове Пасхи никогда не водились кошачьи, поэтому Хейердал предположил, что письменность островитян имеет южноамериканское происхождение. Исследователь фон Хевеши «прочитал» тот же самый знак как «обезьяну», что дало ему основания связать письменность острова Пасхи с древнейшей цивилизацией, существовавшей около 5000 лет назад в долине реки Инд. Существует также мнение, что этот иероглиф обозначает человека.
За долгие годы наука так и не пришла к согласию по поводу правильной трактовки этого знака.
Впрочем, сам факт наличия письменности свидетельствует о многом.
Возникновение письменности — верный признак зарождения государства. Единое некогда племя расслаивается на классы, возникает необходимость регулярно и точно фиксировать факты, описывать происходящие события. Следовательно, если на острове Пасхи существовало письмо, значит, было и государство — хотя бы примитивное и зарождающееся.
В 1913 году Макмиллан Браун, исследуя острова Тихого океана, встретился с племенем, проживающим на небольшом атолле Волеаи, в Микронезии, в противоположном от Пасхи конце Океании. Племя насчитывало всего 600 человек. Пятеро членов этого племени владели уникальной письменностью, ни похожей ни на одну из существующих. Странно было бы предположить, что создателем этого письма является кто-то из тех пяти человек.
Конечно, бывали случаи, когда аборигены Северной и Западной Африки, а также Аляски изобретали свою письменность, но лишь после знакомства с европейским буквенным письмом, причем в новых значках угадывались элементы латиницы либо очертания предметов купли-продажи. Письмена же народа Волеаи были уникальными.
Браун был убежден: эту письменность создали представители большой, хорошо организованной общины, жители крупного государства, которое некогда существовало в этой части Тихого океана.
Получалось, что на противоположных концах Океании жили два малочисленных народа, обладавшие самобытной письменностью, что указывает на существование у них цивилизации и государства. Может быть, Микронезия и остров Пасхи — последние оазисы, где сохранились остатки погибшей высокоразвитой цивилизации — Пацифиды? Может быть, они ведут свою историю от этого погибшего континента?
Исполинские каменные статуи моаи — знаменитый символ острова Пасхи — являются одной из величайших загадок нашей планеты. Моаи (головы и тела без ног) монолитны, вытесаны из единого камня (из цельного куска спрессованного вулканического пепла). Все они имеют похожие черты: тяжелые квадратные подбородки, вытянутые мочки ушей и высокие лбы.
Однако каждая моаи обладает особой, уникальной внешностью, как будто скульпторы пытались передать портретное сходство. Сейчас у статуй пустые глазницы, но ученые доказали, что когда-то у моаи были глаза, сделанные из кораллов.
Большинство статуй стоят на побережье и смотрят вглубь острова, но семь моаи повернуты лицом к морю и находятся достаточно далеко от воды.
Ученые ведут жаркие споры, являются ли моаи изображениями людей или пришельцев из космоса.
Высота моаи колеблется от 3 до 21 метра, а вес — от 10 до 90 тонн. На острове нашли неоконченную статую — высотой 20 метров и весом 270 тонн. Всего на острове 997 моаи, 394 из которых не окончены и брошены в каменоломнях.
Некоторые статуи были установлены на аху — специальные каменные площадки, вероятно предназначенные для неких ритуалов. Каменные блоки не скреплены никаким раствором, однако настолько точно подогнаны, что в щель между ними невозможно вставить даже тонкое лезвие ножа. Головы статуй увенчаны пукау — цилиндрическими шапками из красных камней.
Моаи изготавливались в каменоломнях, расположенных в глубине острова, в кратерах вулканов, а потом доставлялись к месту установки. Часть статуй так и остались лежать в каменоломнях. Создается такое впечатление, что работы по возведению моаи были спешно остановлены, а статуи брошены на произвол судьбы.
Возможно, виной тому была природная катастрофа, стихийное бедствие, после которого некому стало продолжать работу. А может быть, на остров явились незваные гости, опять-таки, люди или пришельцы, уничтожившие большую часть коренного населения.
На острове Пасхи нет ни рек, ни ручьев, ни озер. Источником пресной воды служат кратеры вулканов, расположенные по краям острова. В них есть несколько озер с дождевой водой.
По официальной версии, статуи-исполины создавались по приказу правящей верхушки острова — так называемых длинноухих (именно у них были те самые вытянутые мочки ушей — аристократы носили массивные украшения, которые растягивали мочки). Короткоухость была признаком принадлежности к бедным слоям, к черни — именно эта самая чернь и создавала моаи по приказу правителей. В XVI веке короткоухие подняли восстание, закончившееся победой, и прекратили создавать моаи.
Однако каким образом островитяне, не знавшие железа, вытесывали многотонные статуи и как умудрялись доставлять их к месту установки? Аборигены утверждали, что моаи двигались сами. Возможно, древние жители Пасхи обладали телекинетическими способностями и могли усилием мысли заставлять статуи перемещаться?
Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попросил последних представителей клана длинноухих воспроизвести все этапы создания моаи. Группа туземцев отправилась в каменоломню, где с помощью каменных молотков вытесала статую. Молотки, быстро приходившие в негодность, тут же заменялись новыми.
Затем аборигены переместили 12-тонное изваяние к месту установки. Статую тащили волоком, в горизонтальном положении, мобилизовав для этого большую группу помощников, затем подняли в вертикальное положение с помощью приспособления из камней и бревен — камни подкладывали под основание статуи, три бревна использовали в качестве рычага.
Островитяне, участвовавшие в эксперименте, рассказали Хейердалу, что, хотя моаи давно уже не строятся, секреты их создания передаются из уст в уста, от старших к младшим, причем старики заставляют молодежь повторять услышанное снова и снова, пока не убедятся, что знания твердо усвоены.
В 1986 году Хейердал совместно с чешским инженером и экспериментальным археологом Павлом Павлом поставил еще один эксперимент. Оказалось, что группа из семнадцати человек в состоянии перетащить вертикально поставленную 20-тонную статую, обвязанную веревками, перекантовывая ее.
Существует также мнение, что островитяне «привозили» моаи к месту установки на подстилке из перекатывающихся круглых бревен.
Итак, чтобы переместить моаи, не нужно обладать экстраординарными способностями, такая задача вполне под силу обычным людям, причем даже не знающим технического прогресса.
В XVIII — начале XIX века, по словам европейских путешественников, посещавших Пасху, большинство статуй моаи стояли в вертикальном положении. Но что-то или кто-то низвергнул каменных исполинов с их постаментов. И опять напрашивается очевидный, с первого взгляда, ответ. Статуи упали вследствие разразившейся природной катастрофы или нашествия завоевателей, то есть по тем же причинам, по которым туземцы бросили работы в каменоломнях.
По свидетельствам мореплавателей, посещавших остров Пасхи в течение XVIII—XIX веков, статуи падали постепенно. Год от года оставалось все меньше статуй, сохранявших вертикальное положение. В 1838 году адмирал Дюпети-Туар сообщал о девяти стоящих моаи, а вскоре все каменные гиганты острова Пасхи оказались на земле. Эта участь минула лишь статуи, врытые в грунт возле каменоломни Рано-Рараку.
Так кого же изображают каменные исполины? И зачем в течение десятилетий, а то и веков их создавали и ставили на берегу моря?
Первый ответ, который возникает: моаи — это фигуры богов. Вполне разумная гипотеза. Правда, есть одно «но». Сегодня на маленьком островке проживает всего 4888 человек. Вряд ли в давние времена население Пасхи было существенно больше. Получается, что примерно на каждые десять человек приходилось по одной статуе. Не слишком ли много священных изображений?
Существует версия, что каменные моаи — предки аборигенов Пасхи. Эта гипотеза объясняет, почему статуи имеют разную высоту: якобы размеры моаи отражают заслуги того или иного древнего островитянина.
Есть также мнение, что моаи должны были защитить остров от надвигающегося моря: то ли в качестве волнорезов, то ли в качестве магических стражей.
Наконец, некоторые исследователи полагают, что остров Пасхи некогда служил гостям из параллельной Вселенной храмом, где они исполняли культовые обряды, и каменные статуи служили именно для этих целей. Когда в силу неизвестных причин окно в параллельную Вселенную захлопнулось, работы по созданию новых статуй прекратились.
Остров Пасхи со всех сторон окружен океаном. До Чили, к которому относится территория острова, — 3703 километра, а до Таити — 4500 километров. Остров очень маленький, его площадь — всего 163,6 квадратных километра.
В 1578 году испанский мореплаватель Хуан Фернандес отправился на поиски неведомой Южной Земли. Из-за шторма корабль сбился с курса и прибыл к странному острову, населенному белыми, богато одетыми людьми, совершенно не похожими ни на жителей Перу, ни на обитателей Чили.
Моряки решили, что цель достигнута, и вернулись в Чили, чтобы подготовиться к серьезной экспедиции на неведомую землю. Подготовка держалась в тайне, поэтому, когда Хуан Фернандес внезапно скончался, продолжить его дело никто не смог. На долгие годы загадочная земля была забыта.
В 1687 году английский пират Эдуард Дэвис обнаружил к югу от Чили низкий песчаный берег, а в нескольких десятках километров западнее — длинную полоску суши. Однако на берег пират сходить не стал.
В 1772 году с кораблей эскадры голландского адмирала Якоба Роггевена заметили маленький скалистый островок. Поскольку день был праздничный, Пасха, это имя было дано вновь открытой земле.
Все мореплаватели, похоже, видели разные земли. Но, может быть, все же это был изначально большой участок суши, который постепенно затапливался и изменял свои очертания в течение десятков лет? Возможно, эта земля была ничем иным, как Пацифидой, доживавшей свои последние дни?
Гипотеза о том, что остров Пасха ранее являлся частью обширной суши, на которой проживали представители высокоразвитой цивилизации, имеет ряд косвенных доказательств. Следом погибшей культуры может быть самобытная система письма — до сих пор не расшифрованные иероглифы кохау ронго-ронго.
Множество споров вызывают различные найденные деревянные статуэтки, петроглифы, мелкая пластика в камне и, конечно, знаменитые гигантские каменные скульптуры моаи.
«Во всех домах есть деревянные дещечки или палки, покрытые какими-то иероглифическими знаками. Это фигуры неизвестных на острове животных; туземцы чертят их с помощью острых камней (обсидиан). Каждая фигура имеет свое название; но так как они делают такие дощечки в редких случаях, это заставляет меня думать, что знаки — остатки древнего письма — сохранились у них по обычаю, которому они следуют, не ища в нем смысла».
Кроме того, у островитян есть обряды (например, обряд выбора «человека-птицы»), не практикующиеся больше ни одним тихоокеанским народом.
Полинезийцы именуют остров Пасхи «Рапа-Нуи», то есть «Большой Рапа», в противовес «Рапа-Ити», то есть «Малому Рапа» — острову, расположенному на юго-западе от Пасхи. Британский путешественник Джеймс Кук зафиксировал название «Ваиху», но, скорее всего, этим словом назывался не весь остров, а только его часть.
Аборигены также называли свой остров «Мата-ки-те-Ранги» (Глаз Неба) и «Хити-Аи-Ранги» (Край Неба). Но чаще всего употреблялось название «Те-Пито-о-те-Хенуа», что переводится как «Пуп Земли». Тур Хейердал полагал, что самоназвание острова отражало его истинное положение. Здесь проживал высокоразвитый народ. Именно отсюда культура и научные знания распространялись среди других племен островов Океании.
Так, может быть, и в самом деле на первый взгляд фантастическая теория подтверждается? Неужели крошечный островок был когда-то центром огромного материка, сердцем высокоразвитой древней цивилизации?
Если бы остров Пасхи был частью Пацифиды, ушедшей некогда под воду, память об этом, как и о грандиозной катастрофе, обязательно бы сохранилась в мифах, легендах, преданиях. И такие легенды действительно существуют.
Правда, необходимо оговориться: скорее всего, эти сказания имеют мало общего с древними легендами — в XIX веке на остров напали перуанские работорговцы и вывезли оттуда всех мужчин, чтобы продать в рабство; по требованию правительств Англии и Франции оставшиеся в живых островитяне были возвращены на родину, однако на корабле разразилась эпидемия оспы, и в живых осталось всего 15 человек; они завезли болезнь на остров Пасхи, и вскоре из всего населения осталось лишь 111 человек.
А их, в свою очередь, очень быстро и очень ловко обратили в христианство, так что последние ниточки, связывавшие островитян с их древней культурой, оказались оборванными. Даже древние таблички с письменами были сожжены как «языческие» или надежно спрятаны от посторонних глаз.
Позже к епископу Таити Жоссану попало несколько чудом сохранившихся деревянных табличек. Однако он «не увидел на них письмен, которые бы связывали отдельные понятия между собой». Ничего похожего на «неизвестных на острове животных» там тоже не было.
Жоссан не нашел никаких убедительных доказательств того, что таблички и система письма относились к глубокой древности. Епископ писал:
«Если они и существовали, на что как будто указывает сообщение брата Эйро, можно лишь предполагать, что все они стали жертвой пламени. Сколь прискорбно, что до нас не дошла ни одна из древних дощечек! Те, которые я спас, явно относятся к более позднему времени, и я почти уверен, что они представляют собой лишь остатки письменности былой поры, ведь мы видим на них только то, что есть в природе этого маленького острова».
На сегодняшний день попытки расшифровать письменность острова Пасхи не приносят результатов. По крайней мере, подобного рода исследования не помогают ответить на главный вопрос: был ли остров Пасхи частью большого тихоокеанского континента?
Один из знаков Жоссан трактовал как изображение крысы. Тур Хейердал в том же самом иероглифе увидел животное семейства кошачьих, похожего на ягуара: «Круглая голова со свирепо разинутой пастью, тонкая шея и сильно выгнутое туловище, опирающееся на длинные согнутые ноги». Однако на острове Пасхи никогда не водились кошачьи, поэтому Хейердал предположил, что письменность островитян имеет южноамериканское происхождение. Исследователь фон Хевеши «прочитал» тот же самый знак как «обезьяну», что дало ему основания связать письменность острова Пасхи с древнейшей цивилизацией, существовавшей около 5000 лет назад в долине реки Инд. Существует также мнение, что этот иероглиф обозначает человека.
За долгие годы наука так и не пришла к согласию по поводу правильной трактовки этого знака.
Впрочем, сам факт наличия письменности свидетельствует о многом.
Возникновение письменности — верный признак зарождения государства. Единое некогда племя расслаивается на классы, возникает необходимость регулярно и точно фиксировать факты, описывать происходящие события. Следовательно, если на острове Пасхи существовало письмо, значит, было и государство — хотя бы примитивное и зарождающееся.
В 1913 году Макмиллан Браун, исследуя острова Тихого океана, встретился с племенем, проживающим на небольшом атолле Волеаи, в Микронезии, в противоположном от Пасхи конце Океании. Племя насчитывало всего 600 человек. Пятеро членов этого племени владели уникальной письменностью, ни похожей ни на одну из существующих. Странно было бы предположить, что создателем этого письма является кто-то из тех пяти человек.
Конечно, бывали случаи, когда аборигены Северной и Западной Африки, а также Аляски изобретали свою письменность, но лишь после знакомства с европейским буквенным письмом, причем в новых значках угадывались элементы латиницы либо очертания предметов купли-продажи. Письмена же народа Волеаи были уникальными.
Браун был убежден: эту письменность создали представители большой, хорошо организованной общины, жители крупного государства, которое некогда существовало в этой части Тихого океана.
Получалось, что на противоположных концах Океании жили два малочисленных народа, обладавшие самобытной письменностью, что указывает на существование у них цивилизации и государства. Может быть, Микронезия и остров Пасхи — последние оазисы, где сохранились остатки погибшей высокоразвитой цивилизации — Пацифиды? Может быть, они ведут свою историю от этого погибшего континента?
Исполинские каменные статуи моаи — знаменитый символ острова Пасхи — являются одной из величайших загадок нашей планеты. Моаи (головы и тела без ног) монолитны, вытесаны из единого камня (из цельного куска спрессованного вулканического пепла). Все они имеют похожие черты: тяжелые квадратные подбородки, вытянутые мочки ушей и высокие лбы.
Однако каждая моаи обладает особой, уникальной внешностью, как будто скульпторы пытались передать портретное сходство. Сейчас у статуй пустые глазницы, но ученые доказали, что когда-то у моаи были глаза, сделанные из кораллов.
Большинство статуй стоят на побережье и смотрят вглубь острова, но семь моаи повернуты лицом к морю и находятся достаточно далеко от воды.
Ученые ведут жаркие споры, являются ли моаи изображениями людей или пришельцев из космоса.
Высота моаи колеблется от 3 до 21 метра, а вес — от 10 до 90 тонн. На острове нашли неоконченную статую — высотой 20 метров и весом 270 тонн. Всего на острове 997 моаи, 394 из которых не окончены и брошены в каменоломнях.
Некоторые статуи были установлены на аху — специальные каменные площадки, вероятно предназначенные для неких ритуалов. Каменные блоки не скреплены никаким раствором, однако настолько точно подогнаны, что в щель между ними невозможно вставить даже тонкое лезвие ножа. Головы статуй увенчаны пукау — цилиндрическими шапками из красных камней.
Моаи изготавливались в каменоломнях, расположенных в глубине острова, в кратерах вулканов, а потом доставлялись к месту установки. Часть статуй так и остались лежать в каменоломнях. Создается такое впечатление, что работы по возведению моаи были спешно остановлены, а статуи брошены на произвол судьбы.
Возможно, виной тому была природная катастрофа, стихийное бедствие, после которого некому стало продолжать работу. А может быть, на остров явились незваные гости, опять-таки, люди или пришельцы, уничтожившие большую часть коренного населения.
На острове Пасхи нет ни рек, ни ручьев, ни озер. Источником пресной воды служат кратеры вулканов, расположенные по краям острова. В них есть несколько озер с дождевой водой.
По официальной версии, статуи-исполины создавались по приказу правящей верхушки острова — так называемых длинноухих (именно у них были те самые вытянутые мочки ушей — аристократы носили массивные украшения, которые растягивали мочки). Короткоухость была признаком принадлежности к бедным слоям, к черни — именно эта самая чернь и создавала моаи по приказу правителей. В XVI веке короткоухие подняли восстание, закончившееся победой, и прекратили создавать моаи.
Однако каким образом островитяне, не знавшие железа, вытесывали многотонные статуи и как умудрялись доставлять их к месту установки? Аборигены утверждали, что моаи двигались сами. Возможно, древние жители Пасхи обладали телекинетическими способностями и могли усилием мысли заставлять статуи перемещаться?
Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попросил последних представителей клана длинноухих воспроизвести все этапы создания моаи. Группа туземцев отправилась в каменоломню, где с помощью каменных молотков вытесала статую. Молотки, быстро приходившие в негодность, тут же заменялись новыми.
Затем аборигены переместили 12-тонное изваяние к месту установки. Статую тащили волоком, в горизонтальном положении, мобилизовав для этого большую группу помощников, затем подняли в вертикальное положение с помощью приспособления из камней и бревен — камни подкладывали под основание статуи, три бревна использовали в качестве рычага.
Островитяне, участвовавшие в эксперименте, рассказали Хейердалу, что, хотя моаи давно уже не строятся, секреты их создания передаются из уст в уста, от старших к младшим, причем старики заставляют молодежь повторять услышанное снова и снова, пока не убедятся, что знания твердо усвоены.
В 1986 году Хейердал совместно с чешским инженером и экспериментальным археологом Павлом Павлом поставил еще один эксперимент. Оказалось, что группа из семнадцати человек в состоянии перетащить вертикально поставленную 20-тонную статую, обвязанную веревками, перекантовывая ее.
Существует также мнение, что островитяне «привозили» моаи к месту установки на подстилке из перекатывающихся круглых бревен.
Итак, чтобы переместить моаи, не нужно обладать экстраординарными способностями, такая задача вполне под силу обычным людям, причем даже не знающим технического прогресса.
В XVIII — начале XIX века, по словам европейских путешественников, посещавших Пасху, большинство статуй моаи стояли в вертикальном положении. Но что-то или кто-то низвергнул каменных исполинов с их постаментов. И опять напрашивается очевидный, с первого взгляда, ответ. Статуи упали вследствие разразившейся природной катастрофы или нашествия завоевателей, то есть по тем же причинам, по которым туземцы бросили работы в каменоломнях.
По свидетельствам мореплавателей, посещавших остров Пасхи в течение XVIII—XIX веков, статуи падали постепенно. Год от года оставалось все меньше статуй, сохранявших вертикальное положение. В 1838 году адмирал Дюпети-Туар сообщал о девяти стоящих моаи, а вскоре все каменные гиганты острова Пасхи оказались на земле. Эта участь минула лишь статуи, врытые в грунт возле каменоломни Рано-Рараку.
Так кого же изображают каменные исполины? И зачем в течение десятилетий, а то и веков их создавали и ставили на берегу моря?
Первый ответ, который возникает: моаи — это фигуры богов. Вполне разумная гипотеза. Правда, есть одно «но». Сегодня на маленьком островке проживает всего 4888 человек. Вряд ли в давние времена население Пасхи было существенно больше. Получается, что примерно на каждые десять человек приходилось по одной статуе. Не слишком ли много священных изображений?
Существует версия, что каменные моаи — предки аборигенов Пасхи. Эта гипотеза объясняет, почему статуи имеют разную высоту: якобы размеры моаи отражают заслуги того или иного древнего островитянина.
Есть также мнение, что моаи должны были защитить остров от надвигающегося моря: то ли в качестве волнорезов, то ли в качестве магических стражей.
Наконец, некоторые исследователи полагают, что остров Пасхи некогда служил гостям из параллельной Вселенной храмом, где они исполняли культовые обряды, и каменные статуи служили именно для этих целей. Когда в силу неизвестных причин окно в параллельную Вселенную захлопнулось, работы по созданию новых статуй прекратились.