/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Геологи выяснили, что «медленные землетрясения» формируют кластеры
23.04.2016

Геологи выяснили, что «медленные землетрясения» формируют кластеры

Международная группа ученых при участии российских исследователей провела первый в мире статистический анализ так называемых «медленных и низкочастотных землетрясений». Результаты этой работы помогут глубже понять сложные тектонические процессы, происходящие в земных недрах. Сообщение об исследовании было опубликовано 22 апреля в журнале Science Advances.

Такие землетрясения не приводят к заметным колебаниям земной поверхности, люди их не чувствуют, а некоторое время назад не чувствовали и приборы. Заметить их стало возможным лишь с помощью высокоточных приемников GPS, способных отслеживать микроскопические сдвиги земной поверхности, а также высокоточных современных сейсмографов.

«Если при «нормальных» землетрясениях, происходящих в так называемых зонах субдукции (когда одна тектоническая плита при встрече с другой начинает под нее погружаться), эти плиты проскальзывают одна относительно другой сразу на несколько метров за несколько десятков секунд, то при «медленных землетрясениях» они проскальзывают друг относительно друг друга сантиметров на десять, и это может длиться месяцами», — рассказывает Николай Шапиро (Институт физики Земли в Париже, Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН).

Ученые решили провести статистические измерения и выяснить, есть связь между разными «медленными землетрясениями». Александр Гусев, заведующий лабораторией сейсмологии в Институте вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, комментирует полученные результаты: «Создается такое впечатление, что обнаруженные при анализе кластеры низкочастотных землетрясений собираются между собой в более крупные кластеры, а те, в свою очередь, в еще более крупные. Грубым аналогом происходящему можно назвать Сахару, которая малообитаема, но в которой все-таки можно найти проживающие там группы людей. В некоторых местах эти группы образуют поселки, а в совсем уже некоторых такие поселки собираются в города».

На вопрос, почему так происходит, ученые точно ответить пока не могут, но авторы статьи полагают, что обнаруженное ими коллективное взаимодействие низкочастотных землетрясений связано с наличием в зоне разлома «жидких флюидов». По словам Николая Шапиро, в данном случае это может быть вода, которая на глубине приблизительно в 40 км высвободилась за счет преобразования одних минералов в другие.

Источник:  http://www.gazeta.ru